Основные типы неправильного воспитания в семье, его причины
Семейное воспитание начинается, прежде всего, с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь к ребенку - это любовь во имя его будущего, отличающая от слепой родительской любви либо от любви во имя удовлетворения сиюминутных родительских чувств.
Выделено несколько типов неправильного воспитания.
· Безнадзорность:родители не уделяют должного внимания детям, в результате чего дети предоставлены самим себе и проводят время в поисках увеселений, нередко попадая под влияние «уличных» компаний.
· Гиперопека:дети растут под бдительным надзором, в условиях строгих приказаний и многочисленных запретов, в результате чего становятся боязливым,, нерешительным,, неуверенными в своих силах. Постепенно нарастает обида, что другим «все дозволено», которая может вешиться в бунт против родителей. Разновидность гиперопеки - воспитание по типу «кумира» семьи,когда ребенок привыкает быть в центре внимания, им восхищаются, его желания мгновенно выполняются, в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценивать свои возможности, преодолеть эгоцентризм. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя, что приносит ему страдания на протяжении дальнейшей жизни.
· Воспитание по типу «Золушки»:ребенок растет в атмосфере безразличия, холодности, чувствует, что родители его не любят, хотя посторонним может казаться, что родители внимательны, добры, заботливы по отношению к нему. Состояние ребенка усугубляется, если другого ребенка в семье любят больше. Данный тип семейного воспитания способствует появлению у детей чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности.
· Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности:на ребенка возлагаются недетские непосильные заботы о том, что он непременно должен стать «таким-то», чтобы оправдать надежды родителей. В результате у ребенка могут появиться навязчивые страхи, невротические срывы, трудности в межличностном взаимодействии.
· «Жесткое воспитание»:за малейшую провинность ребенка строго наказывают, он растет в постоянном страхе, а страх, по мнению К.Д. Ушинского, порождает многочисленные пороки, в т.ч. жестокость, приспособленчество, угодничество.
Следует отметить, что наказание - старейший метод воспитания. Физическое наказание травмирует детей, приводит к сложностям их адаптации в социуме. Наказание быстро входит в привычку того, кто наказывает, но не имеет длительного влияния на провинившегося. Больший эффект приносит положительное подкрепление (Б. Скиннер), когда позитивные действия и поступки ребенка замечаются и одобряются родителями, при этом важно «не захваливать» ребенка.
Многие ученые сомневаются, что адаптация ребенка возможна без наказания, при этом подчеркивают, что только разумная система наказаний корректирует поведение человека. Выработан ряд педагогических требований к применению наказания: нельзя наказывать за неумышленные поступки; нельзя наказывать без достаточных оснований, по подозрению; важно, чтоб ребенок понял, за что его наказывают; наказание должно сочетаться с убеждением и другими методами воспитания; следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, не применять наказания при посторонних и т.д.
Причины неправильного семейного воспитания очень разнообразны.
Назовем некоторые из них:
· Воспитательная неуверенность родителей,что в конце концов приводит к перераспределению ролей в семье, и родители находят много поводов уступать, «идти на поводу» у ребенка.
· Фобия утраты ребенка:преувеличенное представление о хрупкости ребенка, особенно если ребенка долго ждали, он перенес тяжелые заболевания. В результате страх за ребенка заставляет родителей выполнять каждое его пожелание (потворствующая гиперпротекция) или очень опекать его (доминирующая гиперпротекция).
· Неразвитоcть родительских чувств,что выражается в поверхностном интересе к ребенку, сожалении, что родительские обязанности отвлекают их от чего-то более важного и интересного. Такие родители, как правило, сами в детстве недополучили родительского тепла.
· Проекция на подростка собственных нежелаемых качеств:в подростке родитель видит черты, которые чувствует, но не признает в себе, агрессивность, тягу к алкоголю, склонность к лени, те или иные сексуальные наклонности, тягу к протесту и т.д. Ведя борьбу с такими же истинными или мнимыми качествами у подростка, родитель извлекает для себя эмоциональную выгоду, поскольку борьба с нежелаемыми качествами в ком-то другом помогает ему верить, что у него самого таких качеств нет.
· Предпочтение в подростке детских качеств:родители стараются игнорировать взросление детей, стимулируют у них детские качества. Для них ребенок еще маленький, а они сами еще очень молодые. Такие родители снижают уровень требований к подростку, создавая потворствующую гиперпротекцию и воспитывая инфантилизм.
· Внесение конфликта между супругами в сферу воспитания:один из родителей выражает недовольство воспитательными методами другого родителя, при этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать ребенка, а кто прав в воспитательных спорах.