Изменение по падежам – склонение
Таблица №36.
(есть) стена – именительный падеж (И. п.)
(нет) стены – родительный падеж (Р. п.)
(рад) стене – дательный падеж (Д. п.)
(вижу) стену – винительный падеж (В. п.)
(доволен) стеной – творительный падеж (Т. п.)
(думаю о) стене – предложный падеж (П. п.)
Далее идет таблица №37.
Наборы окончаний
И. п. ж. р. а я (стена, земля) 1
м. р. о ср. р. о, е (стол о , окно) 2
ж. р. о (рожь) 3
мн. ч. ы, и, а, я (стены, поля)
Разные наборы падежных окончаний обязательно отличаются друг от друга в именительном падеже ед. числа. Если в именительном падеже ед. ч. у слов одно и то же окончание, то и весь набор падежных окончаний у них одинаков.
Ученики составляют свою таблицу, просклоняв слова каждого набора, и записывают в справочник.
Наборы окончаний
М. Р. | Ж. Р. | Ед. Ч. | М. р. Ср. Р. | Ед. Ч. | Ж. Р. | Мн. Ч. | |
дядя | стена | земля папа | стол | окно | рожь степь | стены степи | поля склоны |
И | А | Я | О | О | О | ЫИ | АЯ |
Р | Ы | И | А | Я | И | О ОВ | ЕЙ |
Д | Е | Е | У | Ю | И | АМ | ЯМ |
В | У | Ю | О | А,Я | О | ЫИ | АЯ |
Т | ОЙ | ЁЙ | ОМ | Ё М | ЬЮ | АМИ | ЯМИ |
П | Е | Е | Е | Е | И | -АХ | -ЯХ |
юноша дедушка
У окончаний В. п. (иногда только во мн. ч.) есть особая работа: они указывают, что называет слово – живое существо или неживой предмет. (Дается понятие одушевленные и неодушевленные существительные). Способ определения данных слов записываем в справочник.
Т. №38
одушевленные (живые)неодушевленные (неживые)
В. п. = Р. п. В. п. = И. п.
поставь во мн. ч.!
Работаем с орфограммой буква ь после шипящих в конце слова (см. Р. О. с. 61.)
Уточняем последовательность действий при проверке орфограмм слабых позиций в окончании слова, составляем алгоритм и записываем в справочник.
Т. №39
Как проверить орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях?
1. Определить, что называет слово.
предмет признак
2. Выбрать проверочное слово с тем же набором падежных окончаний.
стена
слон
окно пустой
рожь
3. Подставь проверочное слово в высказывание.
4. Определить фонему в проверяемом окончании.
5. Выбрать букву для обозначения фонемы.
Те окончания, в которых есть звуки, неприводимые к сильной позиции задаются для запоминания списком. Этот список постепенно составляется учениками вместе с учителем. Появляется таблица №40.
Запомни!
мн. ч. Р. п. ов (ев) Т. п. ами (ями) | ед. ч. И. п. –ая (яя) –ое (ее) | мн. ч. И. п. ые (ие) Т. п. ыми (ими) |
«В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон письма?» В справочник записываем таблицу № 41. Посмотри Р. О. с 44.
Нарушают закон письма
м. р. ж. р. ср. р.
1. в И. п. - ии - - ия - - ие –
< Э > [ …ИЙ ]
е пишется И в Д. п. и П. п.
в России, в гербарии, о собрании
2. <ой>
ой – ый, ий м. р. И., В. п.
о – ы, и
3. определить род
|
< В >
тёмного
[ ас' эн' ива ]
< В >
осеннего
ого (его)
Не путай ?
Большова Димы
снова, заново
4.
|
|
о е
Слова – двойники записываем в тетрадь.
Т №42
Слова - двойники
в молчанье – в молчании
об угощенье – об угощении
в отдаленье – в отдалении
Марье – Марии
писал Наталье – писал Наталии
Как проверить орфограммы в окончаниях глаголов? Проверяем изменения слов называющих действия обращаемся к справочнику. См.Т. №14
Вывод о работе окончаний известных ученикам изменений слов называющих действия записываем в виде таблицы моделей №46.
Наст. буд. вр.
л (1, 2, 3)
ч (ед. мн. ч.)
Прош. вр
Р (м., ж., ср. р.) –ед. ч.
Ч (ед. мн. ч)
инф Л Ч Р Вр
Составляем таблицу какие глаголы относятся к I спр., а какие – ко II спр.
Таблица №47.
I спр. II спр.
У НУ У
и, е – н / у и е
о, у, а, я после шип. а
зть, сть
ти, чь
1. –ить У 2-е спр.
! (стелить – стлать, 1)
(брить-ну, 1)
2. -еть У 2-е спр.
! (хотеть ед.1, мн. - 2)
3. шип -ать У 2-е спр.
гнать
Закрепить орфограммы в личных окончаниях глаголов рекомендуем по учебнику Русский язык 3 кл. Часть 2, М.: Вита-Пресс, 2005 с. 53, 56, 60 и проработать по Р. О. с 42-43.
При проверке орфограмм в высказывании пользуемся Р. О. и планом, данным в учебнике (с. 132).
В 4 классе работа со справочником продолжается.
Класс
В 4 классе изучаем «Слово как часть речи». Вспоминаем известные знания и повторяем наши модели. Т №48
Фиксируем в справочнике.
Работая над частями речи наши модели конкретизируются и в обобщённом виде записываем в справочник, используем методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса Е.В. Восторговой, Т.В. Некрасовой.
Имя существительноеТ. №49
Л.3, ОГЗ – предмет.
Имя прилагательноеТ. №50
| |||||
Л.З. – назыв.
| |||
О.Г.З. – обозн.
ГлаголТ.№51
наз. действия Обозн. процесс.
Л.З. О.Г.З.
Части речиТ №52
Часть речи -1. О.Г.З.
- 2, Частные грамматические значения.
Гр. кат. П.Т№53
Гр. ф. П.Т.№54
Все русские падежи многозначны.
Повторение изученного о падежах. Т.№55
Падежи | Вопросы | Предлоги |
Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный | Есть кто? что? Нет кого? чего? откуда? где? Рад кому? чему? куда? где? Вижу кого? что? куда? Доволен кем? чем? где? Думаю о ком? о чем? где? | без, у, от, до, из, ооло, возле, подле, с к,по в, за, на, про, через за, над, перед, под, с в, об, на, при, о |
СклонениеТ.№56
1) скл.-им. сущ. ж. р. а,я м.р. а,я
2) скл.-им. сущ. м. р. ф.р. о,е
3) скл.-им. сущ. ж.р.└
└
Путь, сущ.-на мя (время, знамя)-разносклоняемые.
Число им. сущ.Т.№57.
Собирательные им. сущ.Т.№58.
Гр. знач. Ч – нет
Лекс. зн.- указывает на множ. однородных предметов.
Весь материал по имени существительному обобщается в таблице №1 «Грамматические категории имён существительных» (Русский язык 4 класс, часть 1, 2 изд. – М. Вита – Пресс 2003 г. С 154-157). Эти таблицы можно отсканировать и подклеить в справочник, т.к. учебники сдаются в библиотеку.
Затем работаем с грамматическими категориями имён прилагательных. Сводная таблица №2 дана в учебнике (Русский язык 4 класс, часть 1 с. 158-159), которая также необходимо записать в справочник, когда ученик сам записывает он запоминает лучше, а затем рассказывает родителям.
Далее идёт работа с глаголом. Можно составлять таблицы отдельно по грамматическим категориям. Например Т.№59
гр. ф. лица (1,2,3)
Гр. кат. Лица
гр. зн.(тот кто говорит, тот кому говорят, тот о ком говорят)
Светает, холодает, знобит, захочется – безличные глаголы стоят в форме 3 лица, ед. ч., наст., буд. вр.
Затем учащиеся работают со сводной таблицей №3 «Грамматические категории глаголов» (Русский язык , 4 класс, часть 4.1., стр. 175-177), которую переносят в тетрадь справочник.
В справочник ученик записывает порядок грамматической характеристики слов.