Сравнительная эффективность методов обучения

      Формирование
Метод кругозора, теорети- практи- умений умения навыков
  мировоз- ческих ческих добывать, учиться, упрочения
  зрения знаний трудовых системати- навыков знаний,
      умений зировать и самообра- умений
        применять зования  
        знания    
Рассказ +, +   +    
Беседа +! +! _ + + +
Лекция +! +! _ + + +
Дискуссия + + + + + +
Работа с книгой + +1 + + +  
Демонстрация + + _ + + '
Иллюстрация + + _ +    
Видеометод + + _ +   +(
Упражнения + +1 +! +, +| +|'
Лабораторный метод - + +, +,' + +)'
Практический метод + + +, +, +| +
Познавательная игра + +1 +! + _' ,
Методы программированного обучения - +! +1 +! + +,
Обучающий контроль - + + + + +,
Ситуационный метод +! +!        

Сравнительная эффективность методов обучения - student2.ru

Продолжение табл.

  Развитие
Метод мышле- познава- актив- памяти воли способ- эмоций
  ния тельного ности     ности  
    интереса       выражать  
            мысли  
Рассказ + + - + + - +
Беседа +! +! +! + + + +!
Лекция + + + +! +! - +
Дискуссия +! +! +! + + +! +
Работа с книгой +! +! + + + + +
Демонстрация + +! + + + + +!
Иллюстрация + +! + + + + +!
Видеометод + + + + + + +
Лабораторный метод + + + + + - +
Практический метод + + + + + + +
Познавательная игра +! +! +! +! +! +! +!
Методы программированного обучения +! + + +! + - -
Обучающий контроль + - - + + + +
Ситуационный метод +! +! +!     +!  

Побуждение к продух- применению проявлению тивному полученных инициативы, мышлению знаний, самостоя- умений тельности

соревно­ванию

коллек­тивному сотруд­ничеству

Сравнительная эффективность методов обучения - student2.ru Рассказ

Беседа

Лекция

Дискуссия

Работа с книгой

Демонстрация

Иллюстрация

Видеометод

Упражнения

Лабораторный метод

Практический метод

Познавательная игра

Методы программированного обучения

Обучающий контроль

:итуационный метод

+

+

+!

+

+

+

+

+

+!

+

+!

+!

+

+|


Сравнительная эффективность методов обучения - student2.ru

5. Нельзя, поскольку индукць* стижению цели обучения. ми логического мышления, а вомерно считать их методами чения они никакого отношени: 4. Анализ, синтез, индукция и риями психологии, а не дидак методы обучения. 3. Анализ, синтез, индукция 1 ными формами мышления у рых они овладевают знаниям "\ . Можно, так как они показыва 2. Анализ, синтез, индукция 1 деления индуктивных и дед ния. те альтернативы и придите к делив тем самым свое отнои. цию методами обучения? От ти философии, педагогики, п< тами ответов. II. Можно ли считать анализ, Ответьте на вопросы, пользу
х I | не обучени 1 обучения. * не имеют. 1 дедукция : -1 о <|> л дедукция чащихся, п и, следова- 1ют путь овл и дедукция [уктивных правильнс 1ение к пр« ираясь на : 2ИХОЛОГИИ, , синтез, и х 9 э о
ф о ф я, поэтому ЯВЛЯЮТСЯ N »< X ф являются осредствог гельно, это 1адения зна являются методов >му ответу шомернос знания из , проанали ндукцию, женными е
^ I ^в Л ш Я? з- ь. о 5 о Н " и о 0)
X Та Ф •о I О О1 ^ Ф О 0 н д I о | О1 >< X О ?' X О) •о ^ < В) I •о ш
0 Ш ш •< 3 9 ю ? Ф 7 <? т'9 X X

3. Ничего определенного сказать нельзя: все зависит от
обстоятельств.

4. Управление вообще не функция метода, посредством
метода лишь достигаются дидактические цели.

5. Функция управления — побочная для всех методов.

V. Из перечисленных утверждений выберите методы обучения:

1) беседа; 2) устное изложение; 3) лекция; 4) рассказ; 5) инструктаж; 6) объяснение; 7) разъяснение; 8) работа с книгой; 9) эстетическое воспитание; 10) видеометод; 11) проблемное обучение; 12) диспут; 13) дискуссия; 14) по­знавательная игра; 15) трудовое воспитание; 16) повторе­ние изучаемого; 17) методы программированного обучения; 18) демонстрация; 19) обобщение; 20) индуктивный; 21) ил­люстрация; 22) стимулирования; 23) упражнения; 24) дедук­тивный; 25) практический метод; 26) лабораторный метод; 27) подведение итогов; 28) обучающий контроль; 29) комби­нированный; 30) ситуационный метод; 31) письменные упражнения; 32) увещевание.

I Сущность и содержание методов обучения

Рассказотносится к словесным методам устного изложе­ния. Ведущая функция данного метода — обучающая. Сопут­ствующие функции — развивающая, воспитывающая, побуди­тельная и контрольно-коррекционная. Рассказ — это моноло­гическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмо­ционального преподнесения знаний. Этот метод применяется прежде всего в младших классах, в школе второй и третьей ступени он используется реже.

По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение. Назна­чение первого — подготовить учащихся к изучению нового ма­териала, второй служит для изложения намеченного содержа­ния, а третий — заключает отрезок обучения.

Эффективность данного метода зависит главным образом от умения учителя рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, используемые педагогом, понятны для уча-

щихся и соответствуют их уровню развития. Поэтому содержа­ние рассказа должно опираться на имеющийся у учащихся опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элемен­тами. Рассказ служит для учащихся образцом построения связ­ной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать

свои мысли.

Готовясь к рассказу на уроке, учитель намечает план, подби­рает необходимый материал, а также методические приемы, спо­собствующие максимальному достижению цели в имеющихся условиях. Чаще других используются мнемонические приемы для ускорения и облегчения запоминания, логические прие­мы сравнения, сопоставления, резюмирования. Во время рас­сказа выделяется и подчеркивается главное. Рассказ должен быть коротким (до 10 мин), пластичным, протекать на положи­тельном эмоциональном фоне. Эффективность рассказа зависит от сочетания его с другими методами обучения — иллюстрацией (в младших классах), обсуждением (в средних и старших), а так­же от условий — места и времени, выбранных учителем для рас­сказа о тех или иных фактах, событиях, людях.

Беседаотносится к наиболее старым методам дидактичес­кой работы. Ее мастерски использовал еще Сократ. Ведущая функция данного метода — побуждающая, но с не меньшим ус­пехом он выполняет и другие функции. Нет метода столь раз­ностороннего и эффективного во всех отношениях. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализа­ции (припоминанию) уже известных им знаний и достичь ус­воения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Беседа заставляет мысль ученика следо­вать за мыслью учителя, в результате чего учащиеся шаг за ша­гом продвигаются в освоении новых знаний. Достоинства бесе­ды еще и в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом позна­ния. Велика также воспитательная роль беседы.

В некоторых дидактических системах (в частности, про-грессивистской) беседа была поднята до уровня ведущего мето­да обучения. Но оказалось, что с ее помощью нельзя достичь всех дидактических целей. Если у школьников нет определен­ного запаса представлений и понятий, то беседа оказывается

малоэффективной. Поэтому она не может быть универсальным методом, а должна обязательно сочетаться с изложением, лек­цией, другими методами, формирующими систему знаний. Кроме того, беседа не дает учащимся практических умений и навыков, не позволяет проводить упражнения, необходимые для их формирования.

Важно подчеркнуть, что в беседе, как и в других методах обучения, познание может развиваться дедуктивным либо ин­дуктивным путем. Дедуктивная беседа строится исходя из уже известных учащимся общих правил, принципов, понятий, по­средством анализа которых они приходят к частным заключени­ям. При индуктивной форме беседы идут от отдельных фактов, понятий и на основе их анализа приходят к общим выводам.

Современная наука пришла к заключению, что беседа наи­более эффективна для:

• подготовки учащихся к работе на уроке;

• ознакомления их с новым материалом;

• систематизации и закрепления знаний;

• текущего контроля и диагностики усвоения знаний.
Предложено несколько способов классификации бесед. По

назначению выделяются беседы: 1) вводные или организую­щие; 2) сообщения новых знаний (сократические, эвристичес­кие и др.); 3) синтезирующие или закрепляющие; 4) контроль-но-коррекционные.

Вводная беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель — выяснить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать. Перед экскурсией, лабораторны­ми и практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект.

Беседа-сообщение новых знаний чаще всего бывает катехи­зической (вопросо-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов), сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возраже­ния), эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем во­просы). Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспиты­вает вкус к познавательной деятельности. В нынешней школе преимущественно используются эвристические беседы. Учи­тель, умело задавая вопросы, побуждает учащихся размышлять, идти к открытию истины. Поэтому в ходе эвристической бесе-

ды учащиеся приобретают знания путем собственных усилий,
размышлений. ,

Синтезирующие или закрепляющие беседы служат для обоб­щения и систематизации уже имеющихся у учащихся знаний, а контрольно-коррекционная беседа применяется в диагности­ческих целях, а также тогда, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учащихся знания.

Для успешного применения беседы необходима прежде все­го серьезная подготовка к ней учителя. Педагог обязан четко определить тему беседы, ее цель, составить план-конспект, по­добрать наглядные пособия, сформулировать основные и вспо­могательные вопросы, которые могут возникнуть по ходу бесе­ды, продумать методику ее организации и проведения — поря­док включения вопросов, по каким узловым положениям необ­ходимо сделать обобщения и выводы и т. д.

Очень важно правильно формулировать и задавать вопросы. Они должны иметь логическую связь между собой, раскрывать в совокупности сущность изучаемого вопроса, способствовать усвоению знаний в системе. По содержанию и форме вопросы должны соответствовать уровню развития учащихся. Легкие во­просы не стимулируют активной познавательной деятельности, серьезного отношения к познанию. Не следует также задавать «подсказывающих» вопросов, содержащих готовые ответы.

Очень важна техника осуществления вопросо-ответного обучения. Каждый вопрос задается всему классу. И только пос­ле небольшой паузы для обдумывания вызывается ученик для ответа. Не следует поощрять учеников, «выкрикивающих» от­веты. Слабых нужно спрашивать чаще, давая возможность всем остальным исправлять неточные ответы. Не ставятся длинные или «двойные» вопросы. Если никто из учащихся не может от­ветить на вопрос, нужно его переформулировать, раздробить на части, задать наводящий вопрос. Не следует добиваться мнимой самостоятельности учащихся, подсказывая наводящие слова, слоги или начальные буквы, по которым можно дать от­вет, не затрудняясь размышлениями.

Успех беседы зависит от контакта с классом. Нужно сле­дить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в бесе­де, внимательно выслушивали вопросы, обдумывали ответы, анализировали ответы своих товарищей, стремились высказать собственное мнение. Каждый ответ внимательно выслушивает-

ся. Правильные ответы одобряются, ошибочные или непол­ные — комментируются, уточняются. Учащемуся, который от­ветил неправильно, предлагается самому обнаружить неточ­ность, ошибку, и лишь тогда, когда он не сумеет этого сделать, призывают на помощь товарищей. С разрешения учителя уча­щиеся могут задавать вопросы друг другу, но, как только учи­тель убедится, что их вопросы не имеют познавательной цен­ности и задаются в целях мнимой активизации, это занятие следует прекратить.

Педагогу следует знать, что беседа — неэкономный и слож­ный метод обучения. Она требует времени, напряжения сил, соответствующих условий, а также высокого уровня педагоги­ческого мастерства. Выбирая беседу, необходимо взвесить свои возможности, возможности учащихся, чтобы предотвратить «провал» беседы, ликвидировать последствия которого будет трудно.

Наши рекомендации