Сравнительная эффективность методов обучения
Формирование | ||||||
Метод | кругозора, | теорети- | практи- | умений | умения | навыков |
мировоз- | ческих | ческих | добывать, | учиться, | упрочения | |
зрения | знаний | трудовых | системати- | навыков | знаний, | |
умений | зировать и | самообра- | умений | |||
применять | зования | |||||
знания | ||||||
Рассказ | +, | + | + | |||
Беседа | +! | +! | _ | + | + | + |
Лекция | +! | +! | _ | + | + | + |
Дискуссия | + | + | + | + | + | + |
Работа с книгой | + | +1 | + | + | + | |
Демонстрация | + | + | _ | + | + | ' |
Иллюстрация | + | + | _ | + | ||
Видеометод | + | + | _ | + | +( | |
Упражнения | + | +1 | +! | +, | +| | +|' |
Лабораторный метод | - | + | +, | +,' | + | +)' |
Практический метод | + | + | +, | +, | +| | + |
Познавательная игра | + | +1 | +! | + | _' | , |
Методы программированного обучения | - | +! | +1 | +! | + | +, |
Обучающий контроль | - | + | + | + | + | +, |
Ситуационный метод | +! | +! |
Продолжение табл.
Развитие | |||||||
Метод | мышле- | познава- | актив- | памяти | воли | способ- | эмоций |
ния | тельного | ности | ности | ||||
интереса | выражать | ||||||
мысли | |||||||
Рассказ | + | + | - | + | + | - | + |
Беседа | +! | +! | +! | + | + | + | +! |
Лекция | + | + | + | +! | +! | - | + |
Дискуссия | +! | +! | +! | + | + | +! | + |
Работа с книгой | +! | +! | + | + | + | + | + |
Демонстрация | + | +! | + | + | + | + | +! |
Иллюстрация | + | +! | + | + | + | + | +! |
Видеометод | + | + | + | + | + | + | + |
Лабораторный метод | + | + | + | + | + | - | + |
Практический метод | + | + | + | + | + | + | + |
Познавательная игра | +! | +! | +! | +! | +! | +! | +! |
Методы программированного обучения | +! | + | + | +! | + | - | - |
Обучающий контроль | + | - | - | + | + | + | + |
Ситуационный метод | +! | +! | +! | +! |
Побуждение к продух- применению проявлению тивному полученных инициативы, мышлению знаний, самостоя- умений тельности |
соревнованию |
коллективному сотрудничеству |
Рассказ
Беседа
Лекция
Дискуссия
Работа с книгой
Демонстрация
Иллюстрация
Видеометод
Упражнения
Лабораторный метод
Практический метод
Познавательная игра
Методы программированного обучения
Обучающий контроль
:итуационный метод
+
+
+!
+
+
+
+
+
+!
+
+!
+!
+
+|
5. Нельзя, поскольку индукць* стижению цели обучения. | ми логического мышления, а вомерно считать их методами | чения они никакого отношени: 4. Анализ, синтез, индукция и | риями психологии, а не дидак | методы обучения. 3. Анализ, синтез, индукция 1 | ными формами мышления у рых они овладевают знаниям | "\ . Можно, так как они показыва 2. Анализ, синтез, индукция 1 | деления индуктивных и дед ния. | те альтернативы и придите к делив тем самым свое отнои. | цию методами обучения? От ти философии, педагогики, п< | тами ответов. II. Можно ли считать анализ, | Ответьте на вопросы, пользу |
х I | | не обучени 1 обучения. | * не имеют. 1 дедукция : | -1 о <|> | л дедукция | чащихся, п и, следова- | 1ют путь овл и дедукция | [уктивных | правильнс 1ение к пр« | ираясь на : 2ИХОЛОГИИ, | , синтез, и | х 9 э о |
ф о ф | я, поэтому | ЯВЛЯЮТСЯ N | »< X ф | являются | осредствог гельно, это | 1адения зна являются | методов | >му ответу шомернос | знания из , проанали | ндукцию, | женными е |
^ | I | ^в Л | ш | Я? | з- ь. | о 5 | о | Н " | и о | 0) | |
X Та | Ф •о | I | О О1 | ^ Ф О 0 н | д I о | | О1 >< | X О ?' | X О) •о ^ < В) | I | •о ш | |
0 | Ш | ш | •< | 3 9 | ю ? | Ф | 7 <? | т'9 | X | X |
3. Ничего определенного сказать нельзя: все зависит от
обстоятельств.
4. Управление вообще не функция метода, посредством
метода лишь достигаются дидактические цели.
5. Функция управления — побочная для всех методов.
V. Из перечисленных утверждений выберите методы обучения:
1) беседа; 2) устное изложение; 3) лекция; 4) рассказ; 5) инструктаж; 6) объяснение; 7) разъяснение; 8) работа с книгой; 9) эстетическое воспитание; 10) видеометод; 11) проблемное обучение; 12) диспут; 13) дискуссия; 14) познавательная игра; 15) трудовое воспитание; 16) повторение изучаемого; 17) методы программированного обучения; 18) демонстрация; 19) обобщение; 20) индуктивный; 21) иллюстрация; 22) стимулирования; 23) упражнения; 24) дедуктивный; 25) практический метод; 26) лабораторный метод; 27) подведение итогов; 28) обучающий контроль; 29) комбинированный; 30) ситуационный метод; 31) письменные упражнения; 32) увещевание.
I Сущность и содержание методов обучения
Рассказотносится к словесным методам устного изложения. Ведущая функция данного метода — обучающая. Сопутствующие функции — развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная. Рассказ — это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Этот метод применяется прежде всего в младших классах, в школе второй и третьей ступени он используется реже.
По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение. Назначение первого — подготовить учащихся к изучению нового материала, второй служит для изложения намеченного содержания, а третий — заключает отрезок обучения.
Эффективность данного метода зависит главным образом от умения учителя рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, используемые педагогом, понятны для уча-
щихся и соответствуют их уровню развития. Поэтому содержание рассказа должно опираться на имеющийся у учащихся опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами. Рассказ служит для учащихся образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать
свои мысли.
Готовясь к рассказу на уроке, учитель намечает план, подбирает необходимый материал, а также методические приемы, способствующие максимальному достижению цели в имеющихся условиях. Чаще других используются мнемонические приемы для ускорения и облегчения запоминания, логические приемы сравнения, сопоставления, резюмирования. Во время рассказа выделяется и подчеркивается главное. Рассказ должен быть коротким (до 10 мин), пластичным, протекать на положительном эмоциональном фоне. Эффективность рассказа зависит от сочетания его с другими методами обучения — иллюстрацией (в младших классах), обсуждением (в средних и старших), а также от условий — места и времени, выбранных учителем для рассказа о тех или иных фактах, событиях, людях.
Беседаотносится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал еще Сократ. Ведущая функция данного метода — побуждающая, но с не меньшим успехом он выполняет и другие функции. Нет метода столь разностороннего и эффективного во всех отношениях. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Беседа заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего учащиеся шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Достоинства беседы еще и в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания. Велика также воспитательная роль беседы.
В некоторых дидактических системах (в частности, про-грессивистской) беседа была поднята до уровня ведущего метода обучения. Но оказалось, что с ее помощью нельзя достичь всех дидактических целей. Если у школьников нет определенного запаса представлений и понятий, то беседа оказывается
малоэффективной. Поэтому она не может быть универсальным методом, а должна обязательно сочетаться с изложением, лекцией, другими методами, формирующими систему знаний. Кроме того, беседа не дает учащимся практических умений и навыков, не позволяет проводить упражнения, необходимые для их формирования.
Важно подчеркнуть, что в беседе, как и в других методах обучения, познание может развиваться дедуктивным либо индуктивным путем. Дедуктивная беседа строится исходя из уже известных учащимся общих правил, принципов, понятий, посредством анализа которых они приходят к частным заключениям. При индуктивной форме беседы идут от отдельных фактов, понятий и на основе их анализа приходят к общим выводам.
Современная наука пришла к заключению, что беседа наиболее эффективна для:
• подготовки учащихся к работе на уроке;
• ознакомления их с новым материалом;
• систематизации и закрепления знаний;
• текущего контроля и диагностики усвоения знаний.
Предложено несколько способов классификации бесед. По
назначению выделяются беседы: 1) вводные или организующие; 2) сообщения новых знаний (сократические, эвристические и др.); 3) синтезирующие или закрепляющие; 4) контроль-но-коррекционные.
Вводная беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель — выяснить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать. Перед экскурсией, лабораторными и практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект.
Беседа-сообщение новых знаний чаще всего бывает катехизической (вопросо-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов), сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения), эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы). Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности. В нынешней школе преимущественно используются эвристические беседы. Учитель, умело задавая вопросы, побуждает учащихся размышлять, идти к открытию истины. Поэтому в ходе эвристической бесе-
ды учащиеся приобретают знания путем собственных усилий,
размышлений. ,
Синтезирующие или закрепляющие беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у учащихся знаний, а контрольно-коррекционная беседа применяется в диагностических целях, а также тогда, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учащихся знания.
Для успешного применения беседы необходима прежде всего серьезная подготовка к ней учителя. Педагог обязан четко определить тему беседы, ее цель, составить план-конспект, подобрать наглядные пособия, сформулировать основные и вспомогательные вопросы, которые могут возникнуть по ходу беседы, продумать методику ее организации и проведения — порядок включения вопросов, по каким узловым положениям необходимо сделать обобщения и выводы и т. д.
Очень важно правильно формулировать и задавать вопросы. Они должны иметь логическую связь между собой, раскрывать в совокупности сущность изучаемого вопроса, способствовать усвоению знаний в системе. По содержанию и форме вопросы должны соответствовать уровню развития учащихся. Легкие вопросы не стимулируют активной познавательной деятельности, серьезного отношения к познанию. Не следует также задавать «подсказывающих» вопросов, содержащих готовые ответы.
Очень важна техника осуществления вопросо-ответного обучения. Каждый вопрос задается всему классу. И только после небольшой паузы для обдумывания вызывается ученик для ответа. Не следует поощрять учеников, «выкрикивающих» ответы. Слабых нужно спрашивать чаще, давая возможность всем остальным исправлять неточные ответы. Не ставятся длинные или «двойные» вопросы. Если никто из учащихся не может ответить на вопрос, нужно его переформулировать, раздробить на части, задать наводящий вопрос. Не следует добиваться мнимой самостоятельности учащихся, подсказывая наводящие слова, слоги или начальные буквы, по которым можно дать ответ, не затрудняясь размышлениями.
Успех беседы зависит от контакта с классом. Нужно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в беседе, внимательно выслушивали вопросы, обдумывали ответы, анализировали ответы своих товарищей, стремились высказать собственное мнение. Каждый ответ внимательно выслушивает-
ся. Правильные ответы одобряются, ошибочные или неполные — комментируются, уточняются. Учащемуся, который ответил неправильно, предлагается самому обнаружить неточность, ошибку, и лишь тогда, когда он не сумеет этого сделать, призывают на помощь товарищей. С разрешения учителя учащиеся могут задавать вопросы друг другу, но, как только учитель убедится, что их вопросы не имеют познавательной ценности и задаются в целях мнимой активизации, это занятие следует прекратить.
Педагогу следует знать, что беседа — неэкономный и сложный метод обучения. Она требует времени, напряжения сил, соответствующих условий, а также высокого уровня педагогического мастерства. Выбирая беседу, необходимо взвесить свои возможности, возможности учащихся, чтобы предотвратить «провал» беседы, ликвидировать последствия которого будет трудно.