Игровые методы в музыкальном обучении младших школьников
1. Если учитель начинает «играть» на уроках, то нужно это делать регулярно, чтобы превратить такую
деятельность в постоянную практику, а не экзотическое явление, что, как правило, бывает, когда это делается в
первый - второй раз.
Конечно, не имеется в виду, что все уроки теперь станут игровыми. Но игровые формы должны стать естественными настолько, чтобы при необходимости заменить скучную, надоедливую и однообразную учебную работу и не выглядеть при этом развлечением и расслаблением от интеллектуального труда. Это - не просто игры, а дидактические игры, то есть особые формы учебной работы, идущие от природы ребенка, естественные для него.
2. Не нужно объявлять ученикам: «А сейчас (сегодня) поиграем!» Еще не факт, что состоится именно игра,
а неискусственно-натужное «сооружение» учителя, которое ученики вынуждены будут поддерживать... Это
должно осуществляться как естественная часть урока искусства, как одна из форм работы. Если ученики к концу
занятия вдруг придут к выводу, что они играли- значит, игра получилась. А если дети уйдут с урока как
обычно и наследующем уроке и не вспомнят о том, что они делали на предыдущем занятии — значит, ничего не
вышло, нужно думать, почему. Как правило, ответ — в учителе...
Игровая деятельность на уроках музыки включает в себя: пластическое интонирование, вокальную импровизацию, инструментальное музицирование и драматизацию.
Драматизация.
Это разыгрывание сюжета песни. Для драматизации особенно хороши народные песни, смысл которых раскрывается в постепенном развёртывании сюжета. Иногда речь в них идёт о людях, а иногда – о зверях, насекомых, но и звери и насекомые в этих песнях зачастую очеловечены. Им придаются характерные черты, свойства людей. Поиск выразительных движений. Обдумывание сюжетных ходов происходит во время разучивания песни самими ребятами. Тут в задачу учителя входит незаметно помочь, подсказать верные ходы, но инсценировка – задача самих ребят.
Разыгрывать можно не только народные песни, но и композиторские, такие в которых есть сюжет. Например, песню Л. Книппер «Почему медведь зимой спит». Причём, если класс большой, можно разделить его на две группы и сравнить, чьё исполнение было лучше.
Действие песни происходит на лесной опушке, поэтому ребята в центре класса «строят» лес. Вначале «деревья» стоят вразнобой, а затем собираются в неплотный круг, внутренний край которого –« опушка леса», а так как лес в песне «живой» (реагирует на то, что в нём происходит) и ощущается ритм шага, то «деревья» стоят, слегка покачиваясь и ритмично переминаясь с ноги на ногу. А внутри круга, по краю неторопливо, вперевалочку, под ритм песни шагает «медведь». Первый куплет ребята поют спокойно, напевно до того момента, пока не случается непредвиденное: «медведь», любуясь природой, засмотревшись на небо, наступает «лисе» на хвост (к концу первого куплета в круг «забредает» «лиса» и присаживается, как будто с моста смотрит на реку). С этого момента темп песни меняется, ускоряется, ребята поют в полный голос, передавая небольшими фразами напряжённость момента. «Лес» «шумит»- ребята похлопывают себя по бокам. А в это время «лиса» вскакивает и с криком выбегает из круга. «Медведь», испуганно отшатываясь от неё, сначала цепенеет, а потом быстро- быстро перебирает «лапами», как будто лезет вверх и замирает, делая вид что держится за ствол дерева. Тут появляется «дятел» и назидательно поёт ему «Ты, медведь, должен под ноги смотреть». С появлением «дятла» темп песни становится немного спокойнее, шум леса затихает.
На словах «с той поры медведь решил…» «мишка» делает движения, как будто слезает с дерева, переводит дух и всем своим видом показывает, что больше гулять по лесу не будет. Всё это разворачивается на фоне спокойного, напевного исполнения ребят. И вот «медведь» приседает на корточки, уютно складывает ладошки под щёчкой и «засыпает». «Лес» убаюкивающее допевает: «Он в берлоге безмятежно спит зимой под крышей снежной…», протягивает над ним руки-«ветки», будто оберегая его сон. Такое исполнение песни надолго запоминается ребятам, пробуждает желание вернуться к ней ещё раз. А самое главное – заставляет вслушиваться в музыку и творчески выражать её.
Вокальная импровизация.
Ещё один из видов игровой деятельности школьников на уроках музыки.
Вокальные импровизации проявляются уже в приветствии учителя и учеников. Например, учитель поёт «Здравствуйте» по звукам тонического трезвучия вверх, а ученики поют «Здравствуйте» по тем же звукам вниз. Затем учитель - «Здравствуйте, ребята» по звукам от тоники до доминанты, а ученики – «Здравствуйте, учитель», наоборот, от доминанты к тонике. При этом одно и то же приветствие можно спеть в разных темпах, ритмах, изменяя лад, транспонируя вверх или вниз на полтона. Это активизирует внимание учеников в целом и на интонации приветствия в отдельности.
Инструментальное музицирование.
Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки. Исходя из характера музыки, её жанровости, дети сами выбирают инструменты для исполнения, а учителю надо обратить их внимание на соответствие между произведением и его сопровождением.
Пластическое интонирование.
Это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающая её образ. А также пластическое интонирование – это один из видов игровой деятельности учеников на уроках музыки. Иногда оно возникает спонтанно («от переизбытка чувств»), но, зная о неразрывности музыкальной и пластической выразительности, с первых уроков надо побуждать ребят не только внимательно слушать музыку, но и уметь выразить её через музыкально-ритмические движения. Хорошо, если ребята сами предлагают пластическое выражение музыкального образа. Если этого не происходит, то можно помочь им вопросами, подсказками, но не показом готового варианта. А если вариантов, наоборот, много, то есть возможность ещё раз вернуться к произведению и выбрать те, движения которые точнее выражают его характер.
Использование игровой деятельности на уроках музыки способствует развитию у школьников интереса к ней, формирует у них способности творчески о ней размышлять и прививают им навыки выразительного исполнения.