Газман О.С. «Концепция формирования базовой культуры личности»
Культура личности – это комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов), который позволяет личности жить в гармонии с общечеловеческой национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности.
Базовая культура – это необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически задуманных дарований личности.
Выдвинутая цель – обеспечить каждому школьнику базовое образование и культуру как основу для жизненного самоопределения. Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах («Здоровье», «Учение», «Общение», «Досуг», «Семья»).
При этом реализация программ происходит с обеспечением процессов самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, которые выступают важнейшими компонентами саморазвития личности и становятся основными направлениями педагогической работы.
5. Воспитательные системы.
Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
Воспитательная система школы имеет определенную структуру. Ее компоненты:
§ цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);
§ деятельность, обеспечивающая реализацию целей;
§ субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;
§ рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
§ среда системы, освоенная субъектом;
§ управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Создание воспитательной системы - не самоцель. Она создается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога, а также их социально- психологической защищенности.
Доминирующим направлением работы ВС является помощь в самореализации личности ребенка, т.е. личностно ориентированная направленность ВС при условии доверия ребенка и его семьи к требованиям школы, а формирование этих ценностей является основой для формирования личности каждого ученика, что является конечной целью учебно-воспитательного процесса.
Этапы развития воспитательной системы:
1.Этап становления.
Одной из основных целей воспитательной системы - создание воспитательного коллектива школы. Предпосылками для объединения детей и взрослых в единый воспитательный коллектив являются общность целей, включение в совместную деятельность, гуманные отношения внутри коллектива. Чтобы создать единый воспитательный коллектив, необходим благоприятный психологический настрой в учительской среде. Путь к этому может лежать через следующие действия:
-создание малого педагогического совета, который является своеобразным оперативным штабом и центром формирования общественного мнения;
-формирование инициативных групп по моделированию воспитательной системы, которые формируют видение настоящего и будущего состояния образовательного учреждения, его воспитательной системы;
-ознакомление педагогов с теорией и практикой создания воспитательных систем, теоретическими и методическими основами проектирования образа выпускника учебного заведения;
-выход на коллективы педагогов, родителей, шефов (обсуждение модельных разработок и программ построения воспитательной системы);
-включение детей в разработку модели воспитательной системы, образа школы и выпускника;
-диагностику состояния и результативности учебно-воспитательного процесса, анализ условий развития личности школьника, определение воспитательного потенциала окружающей среды и способов его реализации;
-создание инициативной группы из числа учителей и учащихся, систематизирующей и
-обобщающей информацию и предложения.
На первом этапе идет формирование целевой установки, вырабатываются главные ориентиры в организации воспитательного процесса, формируется концепция школьной воспитательной системы, моделируется образ выпускника образовательного учреждения. Это идеал, к которому стремится школа, педагог.
На первом этапе формируются отношения, налаживаются связи с внешней средой. Управление воспитательной системой на этапе становления, в основном, осуществляется на организационно-педагогическом уровне, хотя, безусловно, присутствует и психологическая корректировка. Главное достижение этого этапа: цели воспитательной системы сформированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.
2. Отработка содержания деятельности и структуры системы. На этом этапе окончательно утверждаются системообразующая деятельность, приоритетные направления функционирования системы. Деятельность усложняется, устанавливаются связи между различными ее видами. Этот этап характеризуется бурным развитием общешкольного коллектива, развитием межвозрастного общения. Возникают временные коллективы, разновозрастные объединения.
Усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развиваются инициатива и самодеятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Рождаются коллективные традиции. Появляются новые формы взаимодействия системы с внешней средой.
Управление воспитательной системой осуществляется как на организационно-педагогическом, так и на психолого-педагогическом уровнях. Отсюда потребность в социально-психологической службе. На данном этапе следует проследить, как относятся учащиеся к происходящему, почему участвуют в том или ином деле, каково самочувствие ученика в школе.
3. Завершающий. Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут. Усиливаются интеграционные процессы, они проникают в учебно-познавательную деятельность. Рамки урока становятся тесными, начинаются поиски более емких и гибких форм коллективного познания. Идет интеграция учебной и внеучебной деятельности.
Она проявляется:
-в общей направленности целей учебной и внеучебной работы на формирование личности и коллектива;
-во взаимосвязи и естественном переходе учебной деятельности во внеучебную и наоборот;
-в многообразии форм, методов, приемов, обеспечивающих эти взаимопереходы;
-в том, что урок и внеурочное дело становятся составными и полноправными частями коллективной жизнедеятельности.
Школьный коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью. У большинства школьников, педагогов формируется "чувство школы". Педагогами реализуется личностный подход, доминирует педагогика отношений. Налаживаются связи с социумом. В управление системой включается все большее количество участников: детей, родителей. Резко возрастает роль самоуправления и саморегуляции.
4. Обновление и совершенствование системы. Усложняются цели, более разнообразным становится содержание, более тонкими - отношения, более разветвленными - связи и, конечно же, более сложными становятся организационные, управленческие процессы. Но именно через это усложнение педагоги и поднимают систему на новую ступень, на новый уровень.
Критерий – обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности. Предполагает выделение ряда признаков, по которым можно определить критериальные показатели.
Качественные показатели (критерии) эффективности функционирования воспитательной системы:
1.Образ школы в сознании педагогов, учащихся, родителей.
2.Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы.
3.Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе.
4.Отношение к внутришкольным конфликтам.
5.Характер взаимоотношений между различными субъектами системы.
6.Событийный характер деятельности.
7.Проверка временем (прочность связи поколений, традиции, коллективные привычки).
8.Авторитет школы (отношение к школе работников органов управления образованием, родителей, учащихся).
В каждой школе можно разработать критерии и показатели эффективности воспитательной системы в соответствии с конкретно поставленными целями и задачами воспитания. Один из вариантов такого анализа:
Критерии эффективности воспитательной системы | Показатели | Методики изучения |
I. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося | 1.Освоение учащимися образовательной программы 2.Развитость мышления 3.Познавательная активность учащихся 4.Сформированность учебной деятельности | 1.Школьный тест умственного развития 2.Cтатистический анализ текущей и итоговой успеваемости 3.Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка 4.Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (МЭОП и СУ) 5.Педагогическое наблюдение |
II. Сформированность нравственного потенциала личности учащегося | 1.Нравственная направленность личности 2.Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. | 1.Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте" 2.Методика С.М. Петровой "Русские пословицы" 3.Методики "Акт добровольцев", "Недописанный тезис", "Ситуация свободного выбора" 4.Метод ранжирования 5.Методики "Репка" ("Что во мне выросло"), "Магазин", "Золотая рыбка", "Цветик - семицветик" |
III. Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника | 1.Коммуникабельность 2.Сформированность коммуникативной культуры учащихся 3.Знание этикета поведения | 1.Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся 2.МЭПО и СУ 3.Педагогическое наблюдение |
IV. Сформированность эстетического потенциала выпускника школы | 1.Развитость чувства прекрасного 2.Сформированность других эстетических чувств | 1.Методика Торренса 2.МЭПО и СУ 3.Педагогическое наблюдение |
V. Сформированность физического потенциала выпускника | 1.Состояние здоровья выпускника школы 2.Развитость физических качеств личности | 1.Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика 2.Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств |
VI. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе | 1.Комфортность ребенка в школе 2.Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе) | 1.Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью" 2.Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе" 3.Анкета "Ты и твоя школа" 4.Социометрия |
VI. Сформированность общешкольного коллектива | 1.Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе 2.Развитость самоуправления 3.Сформированность совместной деятельности | 1.Методика "Наши отношения" 2.Методика М.И. Рожкова 3.Социометрический эксперимент |
Виды воспитательных систем:
1. Авторитарные воспитательные системы характеризуются нейтральным отношением к личности воспитанника, основная ценностная нагрузка падает на то функциональное предназначение, ту роль, которую он будет выполнять в будущем. Как правило, в этих системах существенно развит и внешний и внутренний институциональный контроль.
2. Методологическую основу современных воспитательных систем представляет идея гуманизации, усиления нравственных основ образования и воспитания как основа новой идеологии воспитания. Гуманизация — это очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека, на выявление и развитие его способностей, индивидуальности. Индивидуальность личности является системообразующим свойством гуманизации.
Гуманистической системе воспитания противопоказаны жесткие программы, тотальная упорядоченность, личность ребенка, подчиняющаяся административным требованиям или моральному престижу коллектива.
Это новая школа с новой системой обучения и воспитания. Демократическая школа предлагает учителю и ученику вариативность в выборе подходов, направлений, способов учебно-воспитательной работы, разноуровневые программы, дифференцированное образование.
Можно выделить (по М.В.Воропаеву):
Собственно гуманистические воспитательные системы. Они характеризуются высоко-ценностным отношением к личности “здесь и теперь”, средним уровнем развития внутреннего институционального контроля (т.е. сформированными в школе традициями, образцами привычного поведения), незначительной ролью внешних санкций.
Нормативно - гуманистические воспитательные системы. Они отличаются от систем первого типа развитой системой санкций и высокой значимостью образа личности воспитанника в будущем, а не настоящем. Именно к этому типу относилась воспитательная система, созданная усилиями А.С. Макаренко, его коллегами и воспитанниками.