Вопрос 10.Трудовое воспитание и обучение в истории мировой школы
Античность
Трудовое воспитание в Древней Греции не являлось неотъемлемой частью гармоничного развития личности и не входило в систему обучения аристократической молодежи. Труд являлся уделом рабов. Спартанское воспитание преимущественно носило военный характер. Афинская система воспитания носила уже более организованный характер и в одно время действовал закон для непривилегированных слоев населения, свободных горожан, который говорил о том, что гражданин, которого родители не обучили ремеслу имеет право не содержать их в старости, обязывая, таким образом, простых афинян решать задачу трудового воспитания детей.
Средние века
В средние века ремесло отца традиционно предавалась к сыну, т.е. трудовое обучение реализовалось в семье, но также практиковалось и ремесленное ученичество: мальчика отправляли на проживание и служение в семью ремесленника, где он постепенно постигал секреты того или иного производства.
Эпоха Возрождения
В эту эпоху возникли первые идеи включения трудового воспитания как средства общего развития детей. Подобные направления присутствуют в педагогических идеях Т. Мора, Ф.Рабле.
Новое время
Огромную роль сыграл Я.А.Коменский, впервые научно обосновав взаимосвязь ощущений, чувственного восприятия и умственного развития ребенка, почему и придавал большое значение ручному труду в процессе развития и обучения детей. Я. Коменский, в период обучения в «Школе родного языка» (6-12 лет), считал обязательным обучение основам ремесла. В XVIII-XIX веках в мировой педагогике возникает новая идея – соединения обучения с производительным трудом. Подобный опыт существовал в деятельности швейцарского педагога И.Песталоцци. Он развивал идеи воспитания детей в труде, вовлечение их в сельскохозяйственную и производственную работу. Им была разработана «Азбука умений», подразумевающая овладение элементами труда, необходимыми для профессий. Известные педагоги Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк высказывали мнения о необходимости введения в практику воспитания детей обучения ремеслам, с целью не только подготовки их к жизни, но и с целью развития. Ж.Ж. Руссо, французский просветитель, автор теории свободного воспитания, призывал с раннего детства приучать ребенка к труду, начиная с самообслуживающего, затем к сельскохозяйственному труду, ручному труду, ремеслам.
Развитие проблемы трудового образования школьников в XIX- XXвв.
К концу XIX в. трудовое обучение вводиться в школьное образование США, стран Европы, в России. Конышева Н.М выделяет три осиновых направления трудового обучения:
1. Создание трудовых школ, направленных на формирование черт личности, важных для хорошего работника, на подготовку детей к будущей профессиональной деятельности (Г.Кершеннтейнер)
2. Мануалистическое направление. Его сторонники ратовали за введение особой дисциплины – «ручной труд», а навыки, полученные на данном уроке, должны использоваться при изучении и других дисциплин (У.Сигнеус, Р.Зейдель).
3. Социально творческое направление. Третье направление подразумевало не только формирование трудовых умений посредством включения в обучение детей уроков труда, но и организацию разнообразной самостоятельной познавательной и художественной деятельности, связанной с трудом, что выводило трудовое обучение на новый уровень – направленность на творческое развитие детей (А.Фарьер, Э.Демолен, Г. Штайнер).
Становление практики трудового обучения в России
Дореволюционный период
В славянском обществе доминировало семейное воспитание, поэтому трудовое обучение реализовывалось в семье, и ремесло отца передавалось сыну. В более поздний период эта тенденция сохранялась в непривилегированных классах общества, а дворянское воспитание не включало в себя трудовое. Одним из первых педагогов, обративших внимание на влияние трудовой деятельности на общее развитие, был К.Д.Ушинский. В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» он раскрывает важнейшие вопросы, связанные с взаимосвязью различной активной трудовой деятельности и психическим развитием человека, а также его социальным становлением.
Послереволюционный период
В послереволюционный период проблема трудового воспитания и обучения школьников рассматривается довольно широко, реализуется много идей в данном направлении. В этот период идеи трудовой школы разрабатывали Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.Н.Волковский, С.М.Риве , М.Н.Шульман и другие.
В 20-е годы активно разрабатывались пути приобщения учащихся к различным видам ручного, производственного, сельскохозяйственного труда в сочетании с применением метода проектов. С 1927 года ручной труд был выделен в качестве отдельной дисциплины. Н.К. Крупская участвовала в разработке идеологических основ трудовой школы, а также комплексных программ обучения, важное место в них занимал раздел «Труд», в рамках которого в первом классе рассматривались вопросы, связанные с трудом в семье, во втором – трудовая жизнь квартала, где живет ребенок, в третьем – хозяйство края, в четвертом – страны. Причем учащиеся активно принимали участие в созидательной работе, привлекались к сельскохозяйственному труду, производственному труду, трудовым исследовательским проектам. Величайший советский педагог А.С.Макаренко выделял трудовую деятельность как одну из самых важных в становлении личности. В его колониях все воспитанники обязательно занимались различными видами труда. Особое место занимает деятельность В.А. Сухомлинского, в школе которого дети привлекались не только к общественно полезному и бытовому труду, но и работали в саду, в мастерских, на опытнических площадках.
Т.о., в течение нескольких десятилетий, начиная с 1918 г., каждая общеобразовательная школа в нашем государстве была и трудовая политехническая. Постепенно сложилась и совершенно определенная концепция уроков труда, отражающая конкретные образовательные и воспитательные задачи. Главными среди них были: политехническое образование учащихся, воспитание у них трудолюбия и профориентация. Задачи учебного предмета отражали социальный заказ общества: развивающейся экономике нужны были значительные массы квалифицированных рабочих для производства – отсюда и необходимость политехнической подготовки и ранней профориентации. Именно физический труд считался едва ли не синонимом труда вообще и синонимом деятельности. Далее, после ВОВ, основным принципом трудового обучения был политехнический принцип, широко развивалась система внеклассной работы по трудовому воспитанию (всевозможные кружки, секции, клубы). В 70-х гг. отношение к трудовому воспитанию меняется: трудовое обучение отходит на второй план, так как будущие выпускники сориентированы не на производство, а на продолжение образования, в частности в вузах. Эта ситуация спровоцировала новую волну научных и творческих поисков в направлении реализации трудового воспитания.
Современное время
Политические, социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране в 90-х гг. XX в. оказали влияние и на развитие образования, в том числе трудового обучения. Были разработаны новые, авторские программы трудового обучения, позволяющие педагогу выбрать наиболее интересный, продуктивный, по его мнению, вариант программы. В последние десятилетия занимались разработкой методики трудового обучения в начальной школе Л.М.Гукасова , Н.М.Конышева, В.П.Кузнецов, И.Г.Майорова, В.Г .Машинистов, В.И.Романина, Я.А.Рожнев, А.Е.Стахурский, Б.В.Тарасов, Н.Е.Цейтлин и другие. В работах данных ученых были определены цели, задачи, содержание, формы, методы и средства трудового обучения в начальной школе, однако разработанные методики не соответствуют требованиям, предъявляемым новой образовательной областью, уже не «Трудовое обучение», а «Технология». Введение образовательной области «Технология» в учебный план начальной школы обусловило необходимость дальнейшего развития методики преподавания технологии в начальной школе. В настоящее время значение, формы, методы, содержание уроков технологии в школе пересматриваются, новые тенденции, согласующиеся с основными идеями модернизации российского образования, находят отражение в последних рекомендациях, разработанных программах, реализующихся в современной начальной школе.