Действия с предметами разного цвета, формы, величины
Цвет. Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одного цвета из 6-10 предметов двух контрастных цветов (красные и синие, желтые и синие и т.д.).
Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы) по имеющемуся образцу.
Выбор по образцу и раскладывание предметов контрастных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) из 8—12 предметов всех указанных цветов (названия цветов).
Три цвета: красный, синий, желтый — уметь выбрать по названию, подавать предметы названного цвета. Самостоятельно правильно называть красный цвет, четко соотнося только с предметами красного цвета.
Форма. Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предмета одной формы (6—10 предметов двух контрастных объемных форм) без их названия: шар-параллелепипед («брусок», «кирпичик»); куб — конус («башенка»).
Группировка по форме предметов двух контрастных форм (Раскладывание, подбор, раздача по образцу).
Выбор по образцу и раскладывание контрастных объемных форм: куб, шар, треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), параллелепипед («брусок», «кирпичик») из 8—12 предметов всех указанных форм (без названия форм).
Выбор предметов одной формы из 6-10 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг – квадрат, круг – треугольник по образцу и инструкции «Дай такой».
Раскладывание этих плоскостных форм.
Самостоятельно называть, правильно соотносить с соответствующими формами: шарик, кубик, круг, квадрат.
Величина. Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин (большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие) по образцу и инструкции «Дай такой».
Группировка различных парных предметов по величине (раскладывание в большую коробку – больших предметов, в маленькую - маленьких; нанизывание колец одного размера на стержень при выборе их из двух размеров резко контрастных (больших и маленьких), затем нанизывание на другой стержень оставшихся колец другого размера.
Использование приема наложения предметов для их сравнения по величине.
Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине (подходящие крышки к коробкам, баночкам, мячи или шары — к отверстиям разного диаметра).
Понимать, находить и показывать предметы большие и маленькие, показывать, какой предмет больше, а какой меньше. Самостоятельно называть величины: большой, маленький.
Дидактические игры
«Подбор к фону». Размещение мелких цветных предметов (бусины, пуговицы, кубики, детали мозаики, игрушечные ложки, вилки и пр.) на цветные круги, тарелочки соответствующего цвета, при выборе их из предметов разного цвета.
«Разложи в ряд» (по цвету). Размещение мелких цветных предметов на цветные бумажные ленты соответствующего цвета, располагая их в ряд («ленты», «дорожки»); чередование предметов по цвету через один, выкладывая их в ряд (красный — синий — красный — синий и т. д.).
«Грибочки». Подбор втулочек («грибков») определенного цвета к соответствующему цветовому полю игрового столика окрашенного в четыре основных цвета, размещение (втыкание) втулочек в отверстия столика.
«Предметное цветовое лото». Размещение цветных кубиков на розданных детям таблицах соответствующих цветов, с учетом расположения контуров нарисованных на таблицах квадратов. (Размер грани кубика соответствует размеру квадрата на таблице). (Игра дается во II полугодии).
«Куда подходит». Размещение плоскостных вкладок типа доски Сегена (3—5 фигур на доске).
«Разложи в ряд» (по форме, по величине). Чередование предметов по форме через один, выкладывая их в ряд (куб – конус - куб — конус и т.д., круг – квадрат - круг - квадрат и т.д.); чередование предметов по величине выкладывая их в ряд (большой — маленький - большой - маленький и т.д.).
«Шароброс». Опускание больших и маленьких шаров в соответствующие отверстия.
«Бирюльки». Сопоставление натуральных предметов с их маленькими моделями («бирюльками»).
«Поиск в окружающем». Быстро находить предмет, спрятанный на виду у детей за экран или какой-либо предмет:
- находить в обстановке класса и приносить учителю предметы, игрушки, парные с предметом, игрушкой, показанными учителем;
-находить в обстановке класса и приносить предметы, игрушки по показанной учителем картинке (мяч на картинке — принести мяч — игрушку);
-находить в обстановке класса и приносить предметы, игрушки с заданным признаком — определенного цвета, формы, величины, по образцу, показанному учителем. (Игра проводится параллельно с прохождением данного признака в других видах деятельности как закрепление).
«Что лишнее». Исключение «лишнего» предмета из нескольких однородных (по цвету, форме, величине).
«Светофор». Перемена вида движения по цветовому сигналу (при показе зеленого круга дети должны идти, желтого — маршировать на месте, красного - останавливаться).
«Не урони». Перенос недостаточно устойчивого предмета на листе картона, бумаги, с постепенным уменьшением устойчивости предмета (кубик, карандаш, шарик).
«Чудесный мешочек». Узнавать на ощупь один из хорошо известных детям бытовых или игровых предметов (ключ, ложка, расческа и т.д.); узнавать на ощупь предметы, положенные в матерчатый мешок; находить на ощупь названный предмет при выборе из нескольких, положенных в мешок; различать на ощупь величину предметов (из двух предметов, резко контрастных по величине) (II полугодие)
Все действия уметь производить как правой, так и левой рукой. Учить определять предметы сначала правой, затем левой рукой.
Убрали предмет. Что при этом изменилось, уметь называть предмет, игрушки или значительные изменения в них.