Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической воспитательной системе
Важным выводом современной педагогической науки является утверждение о том, что эффективным процесса воспитания может быть только в рамках организованной воспитательной системы школы или другого образователъного учреждения. Рассмотрим некоторые существующие подходы к определению этого понятия.
Воспитательная система школы — это:
1. Такой способ организации ее жизнедеятельности, который предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов, их взаимопроникновение в соответствии с принятой педагогической идеей, совершенствование и изменение характера сложных связей между компонентами системы (И. А. Карпюк)
2. Целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения), обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л. И. Новикова)
Воспитательная система школы может быть авторитарной или гуманистической. Ведущая педагогическая идея гуманистической воспитательной системы — ориентация на личность человека, на развитие его способностей, на создание условий для саморазвития, самореализации в атмосфере защищенности и педагогической поддержки.
В теории воспитательных систем (системного построения процесса воспитания) выделены признаки гуманистических воспитательных систем, а также решен вопрос о структуре воспитательной системы школы (образовательного учреждения)
Признаки гуманистических воспитательных систем
· Наличие разделяемого и принимаемого как взрослыми, так и детьми целостного образа собственной школы, представление о ее прошлом, настоящем и будущем, ее месте в окружающем мире, ее специфических особенностях.
· Реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, превращение школы в своеобразную общину, жизнедеятельность которой строится на основе гуманистических ценностей.
· Формирование здорового образа жизни учебного заведения, в котором преобладают порядок, позитивные ценности, мажорный тон, динамизм чередования различных жизненных фаз (событийность и повседневность, праздники и будни).
· Событийный характер в организации жизнедеятельности детей, взрослых; интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела.
· Педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения (предметно-эстетической, пространственной, духовной); использование воспитательных возможностей внешней (природной, социальной, архитектурной) среды и участие в ее педагогизации.
Структура воспитательной системы школы
1. Теоретическая концепция (совокупность педагогических идей), для реализации которой создается воспитательная система;
2 Субъекты деятельности как ее участники и организаторы;
3. Развитые формы общения и гуманистические отношения;
4. Управление системой, обеспечивающее интеграцию всех компонентов в целостную систему, а также eе развитие;
5. Содержание системы (научные знания, информация, ценности, достижения культуры и т. п.), в том числе системообразующая, творческая, коллективная и личностно-значимая деятельность в сфере учения, труда, досуга и т. д.;
6. Внутренняя и внешняя среда системы, освоенная ее субъектами.
В основе создания любой воспитательной системы лежит теоретическая концепция, включающая цели, задачи, принципы, ведущие идеи, теории, положительный педагогический опыт. Теоретическая концепция реализуется через содержание, организацию, управление воспитательной системой, а также через общение и отношения между субъектами воспитательной системы. Воспитательная система проявляет свою целостность во взаимоотношении с социумом, то есть с микро- и макросредой. Содержание системообразующей деятельности в каждой школе различно. Это может быть, например, разнообразная познавательная, исследовательская деятельность в разных сферах науки и культуры, краеведение, техническое или художественное творчество, спортивная деятельность и т. п. Воспитательная система школы создается усилиями всех участников педагогического процесса учителями, учащимися, родителями, учеными, представителями производства, спонсорами и др.
Воспитательная система не статичное, а динамичное явление, поэтому для ее успешного создания и управления необходимо знать механизмы ее развития. Создание системы связано, с одной стороны, со стремлением участников и организаторов к упорядоченности компонентов, к целостности и интеграции, а с другой стороны с тенденцией к росту независимости различных элементов системы, нарушению взаимодействия между ними, то есть к дезинтеграции. Например, интеграция может проявляться в сплочении коллектива, установлении устойчивых межличностных отношений, в стандартизации ситуаций, в развитии духовно-нравственных ценностей, в создании и преобразовании материальных элементов системы и т. п.Дезинтеграция может выражаться в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, проявлении ситуаций, противоречащих принятым нормам и ценностям, в разрушении материальных элементов системы и т. п. Разрешение противоречий между процессами интеграции и дезинтеграции является движущей силой развития воспитательной системы
Понятие «технология» применяется в теории воспитания в нестрогом смысле, с учетом специфических особенностей процесса воспитания, таких, как сложность, неоднозначность, многофакторность, трудность установления обратной связи, невозможность гарантировать достижение определенного результата, возникновение явлений «сопротивления воспитанию», эмоциональный, интуитивный характер педагогических взаимодействий, разные подходы педагогов к воспитанию ребенка и другие. В связи с этим говорят о технологическом подходе к организации воспитания как составной части целостного педагогического процесса.
В настоящее время однозначной трактовки понятия «технология воспитания» не существует. Большинство исследователей данной проблемы сходятся во мнении, что воспитательные технологии представляют собой детально продуманную модель совместной деятельности, содержащую систему научно обоснованных методов и приемов, способствующих установлению таких отношений между воспитателями и воспитанниками, которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели. Отечественные ученые-педагоги рассматривают технологию воспитания в широком и узком смыслах слова.
Технология воспитания
В широком смысле— система последовательного развертывания педагогической деятельности и общения, направленных на достижение поставленной цели во всей системе.
В узком смысле— проявление индивидуально мастерства педагога в реализации им оптимальных средств, форм и методов воздействия на развитие личности в конкретной ситуации
Сущностные характеристики технологий воспитания те же, что и у технологий обучения: постановка, гностических целей и задач, возможность воспроизведения воспитательного цикла, обратная связь, коррекция того или иного этапа педагогического процесса. Вместе с тем технологии воспитания сложнее конструировать и реализовывать.
Целевые установки в рамках воспитательных технологий будут иметь форму ожидаемого результата в том случае, если они отражают закономерности воспитательного процесса, ориентированы на конкретную личность. Технологично поставить цели воспитания педагогу помогут знания и умения в области психологии педагогической диагностики. После постановки цели на основе данных диагностики производится отбор содержания, методов, приемов, форм, средств воспитания и создается собственно технологическая цепочка.
Как полагает известный педагог Л. И. Маленкова, существуют два уровня овладения воспитательной технологией: элементарный и профессиональный. В первом случае педагог освоил основные операции отделы технологий, во втором — он свободно владеет палитрой воспитательных технологий. Выделяют разные уровни понятия «воспитательная технология».
Характер воспитательной технологии зависит от отношения педагога к ребенку. В зависимости от этого определяется тип технологии: авторитарная или гуманистическая, личностно ориентированная. Назовем основные признаки гуманистических воспитательных технологий:
· Учет актуальных потребностей детей разного возраста. Нет воспитания вообще, есть воспитание конкретной личности в конкретных условиях.
· Позитивное восприятие ребенка (учащегося). Важно понять и воспринять его таким, каков он есть, раскрыть и дать проявиться всему тому, что заложила в нем природа, верить в его силы и возможности.
· Этика ненасилия как философская концепция гуманистических воспитательных технологий: осуществление воспитания без принуждения, психического и физического насилия. Реализуется через признание прав ребенка, через представление ему возможности высказывать свою точку зрения, иметь право на собственное мнение, выбор и т. п.
· Психолого-педагогическая поддержка растущей личности, помощь воспитаннику в развитии и саморазвитии. Основой поддержки является уверенность воспитанников в понимании и доброжелательности, искренности педагога.
· Доверие воспитаннику. Реализуется как в непосредственном взаимодействии с ним, так и через создание благоприятного морального климата, атмосферы доверия в детской (учебной) группе.
· Воспитывающие ситуации (создаются воспитателем целенаправленно для коррекции поведения и взаимоотношений).
· Свобода и творчество.
· Игра как средство, метод деятельности детей и подростков