Методы аналогии и моделирования

Аналогия – метод, посредством которого достигается знание о предметах и явлениях на основании их сходства с другими предметами и явлениями. Степень достоверности умозаключений по аналогии зависит от количества сходных признаков у сравниваемых явлений (чем их больше, тем большую вероятность имеет заключение и оно повышается, когда связь выводимого признака с каким-либо другим признаком известна более или менее точно). Метод аналогии тесно связан с методом моделирования. Следует подчеркнуть, что метод моделирования не является новейшим изобретением науки, История моделирования исчисляется тысячелетиями. Еще великий Гиппократ при исследовании человеческого глаза использовал в качестве модели глаз быка. И, тем не менее, только в наше время моделирование стало предметом специальных исследований, так как этот метод сейчас переживает подлинную революцию в связи с развитием электроники и кибернетики.

Под моделями понимают такие материальные системы, которые замещают объект познания (оригинал) и служат источником информации о нем. Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Главным преимуществом моделирования является целостность представления информации об изучаемом явлении или процессе. В зависимости от целей исследования модели классифицируются по разнообразным принципам. Наиболее общие из них следующие:

- принцип классификации моделей по целям использования их в процессе познания;

- принцип классификации моделей по способу воспроизведения в них информации об оригинале;

- принцип классификации моделей по степени участия человека в их создании.

Соответственно, модели делятся на три большие группы: эвристические и дидактические; знаковые и вещественно-технические; естественные и искусственные; хотя жесткой границы между моделями в составе указанных групп нет.

В процессе познания модели служат средством объяснения некоторых явлений или интерпретации теории, а так же целям проверки теорий на предмет их истинности. Большое значение в социально-педагогических исследованиях приобретает предсказательная (эвристическая) функция модели. Моделирование в системе педагогических наук успешно применяется для решения многих значимых задач:

- оптимизации содержания и организации педагогического процесса;

- диагностики, прогнозирования социально-педагогической деятельности ОУ;

- прогнозирования образовательной среды ОУ и т. д.

Моделирование как метод исследования обладает не только очевидными достоинствами, но и имеет ряд существенных недостатков, так, несмотря на возможность с помощью моделирования охватить изучаемую систему в целом, приходиться прибегать к условным схемам, вводить много допущений. В результате появляются модели, не имеющие ничего общего с моделируемой действительностью, фактически искажающие ее.

Метод абстрагирования

Метод абстрагирования – это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение несколько сторон, интересующих исследователя. Абстрагирование осуществляется, как правило, в два этапа. На первом этапе определяются существенные и несущественные свойства и связи. На втором – исследуемый объект заменяют другим, более простым, но сохраняющим главное в сложном. Различают несколько видов абстрагирования: отождествление (образование понятий путем объединения предметов, связанных по своим свойствам в особый класс), изолирование (выделение свойств, неразрывно связанных с предметами), конструктизация(отвлечение от неопределенности границ реальных объектов) и, наконец, допущение потенциальной осуществимости.

Эксперимент

В логике научного поиска важное место занимает проверка выдвинутых исследователем предположений, о сущности изучаемого явления, возникших входе анализа собранных фактов. Подобная проверка осуществляется в науке с помощью эксперимента.

Экспериментом (от лат. experimentum – проба, опыт) в науке называется метод исследования, предполагающий воспроизведение и изменение процесса или явления с целью его изучения в благоприятных условиях.

Родоначальник экспериментальной науки – Фрэнсис Бэкон считал, что ученый не должен уподобляться ни муравью, который только собирает и пользуется собранным, ни пауку, ткущему паутину из собственного разума, а должен быть подобен пчеле, собирающий дань с цветов и перерабатывающей ее в мед.

Характерными особенностями эксперимента, в отличие от методов сбора информации и ее анализа, являются планируемое вмешательство в изучаемое явления, активное воздействие экспериментатора на изучаемую ситуацию; искусственное отделение изучаемого явления от других, что позволяет четче увидеть его, точнее описать и измерить изменения в психологических, педагогических, поведенческих характеристиках, происходящих под влиянием этого воздействия.

Изменяя условия, в которых функционирует изучаемое явление или процесс, экспериментатор получает возможность проследить развитие отдельных сторон и связей явления и зафиксировать полученные результаты. Эксперимент служит проверке гипотезы и уточнению отдельных выводов, а как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.

Эксперимент позволяет установить или уточнить научные факты, которые могут быть объяснены и обобщены с позиций научных теорий или же выступить основой для новых гипотез и теорий. В отличие от других методов исследования, только регистрирующих уже существующие явления и процессы, эксперимент их преобразует. Сущность педагогического эксперимента заключается в преднамеренном внесении в педагогический процесс принципиальных изменений, а также в такой его организации, которая позволяет увидеть связи между изучаемыми явлениями без нарушения его целостности, и, кроме того, в тщательном количественном и качественном измерении и анализе введенных в педагогический процесс новых компонентов и результатов всего процесса в целом.

Эксперименты в системе педагогических наук многообразны, их классифицируют по целям, форме, масштабу, технике проведения. В зависимости от цели различают: констатирующий эксперимент, при котором изучаются уже существующие явления и процессы; проверочный или уточняющий эксперимент, при котором проверяется гипотеза исследования; преобразующий или формирующий эксперимент, в процессе которого создаются новые педагогические явления.

Как правило, констатирующий, формирующий и уточняющий эксперимент используется не изолированно, а в непрерывной последовательности. Так, констатирующий эксперимент (иногда его называют «срезом») ориентирован на констатацию фактического состояния исследуемого объекта и главной его целью является фиксация его реального состояния. Данные констатирующего эксперимента являются исходными для преобразующего эксперимента, цель которого – разработать и проверить эффективность предлагаемой исследователем системы формирования того или иного явления. По итогам формирующего эксперимента у исследователя объективно возникает потребность уточнить, откорректировать выдвинутую гипотезу, т. е. исследователь осуществляет проверочный эксперимент.

По масштабу эксперименты бывают: глобальными, т. е. охватывающие значительное число испытуемых, локальными и микроэкспериментальными, проводимыми с минимальным охватом их участников.

Различают три формы проведения эксперимента: мысленный, естественный и лабораторный. Мысленный эксперимент представляет собой воспроизведение опытных действий и операций в уме. Многократно проигрывая их, исследователь обнаруживает условия, при которых его работа будет осуществлена оптимально.

Естественный эксперимент представляет собой научно организованную проверку выдвинутой гипотезы без нарушения педагогического процесса. Такой тип эксперимента избирается исследователем, когда необходимо проверить гипотезу в реальных условиях целостного педагогического процесса, и более того его ход и результат не будет иметь негативных последствий для его участников.

Лабораторный эксперимент предполагает создание специальных условий для проверки авторских предположений. Лабораторный эксперимент обеспечивает тщательное наблюдение за испытуемыми (иногда с применением специальной аппаратуры), точное измерение исследуемого явления, максимальное устранение побочных неконтролируемых факторов.

В технике проведения эксперимента, чаще всего, выделяют две группы испытуемых. Одна получает статус экспериментальной, другая – контрольной. В первой группе реализуется новое решение, во второй исследовательские задачи решаются традиционно. Экспериментатор получает возможность сопоставить два результата или доказывающих или опровергающих его гипотезу.

Существует определенная логика эксперимента. Ее можно представить следующим образом: прежде всего, автор разрабатывает некую новую конструкцию (систему, комплекс, условия, методику и т. д.); затем составляет программу опытной ее проверки на результативность, предварительно разработав критерии оценки ее эффективности; далее осуществляет продуманную опытную работу и проверяет ее итоги с помощью предварительно разработанных показателей.

Успешное проведение эксперимента зависит от его тщательного планирования и организации. План эксперимента включает следующие компоненты:

- цель и задачи эксперимента;

- место и время проведения эксперимента и его объем;

- характеристика участвующих в эксперименте;

- описание условий, в которых проходит эксперимент;

- описание методики проведения эксперимента;

- описание методики наблюдения за ходом эксперимента;

- описание методики обработки результатов эксперимента;

- описание методики интерпретации результатов эксперимента.

Кроме того, следует помнить исследователю и о том, что в эксперименте участвуют школьники, поэтому план эксперимента должен включать и меры по компенсации возможных негативных последствий для учащихся проводимого исследования.

Наши рекомендации