VII. Верно или неверно? I
1. Потребность в учении является врожденной.
2. Человеку определено природой, как именно он будет
обучаться.
3. Физиологические потребности также влияют на учение.
4. Одна и та же потребность может быть активирована че
рез многие мотивы.
5. Больше всего стимулируют учение потребности в само
выражении.
6. Потребности человека неизменны.
7. Школа решающим образом влияет на формирование
потребностей обучаемых.
8. Удовлетворение одной познавательной потребности
вызывает новую, более высокую познавательную потреб
ность.
9. Мотив учения всегда обусловлен только одной потреб
ностью.
10. Представление о потребностях учитель получает, на
блюдая поведение обучаемых.
| Изучение и формирование мотивов
К вопросам углубленного исследования различных сторон педагогического процесса и качеств личности мы обращаемся постоянно. Изучение мотивов принадлежит к наиболее трудным практическим задачам, решать которые тем не менее необходимо, если ставить цели повышения качества обучения. Без четких представлений о движущих силах учения достичь их невозможно.
Изучение мотивов осуществляется в неразрывной связи с их формированием. Практическая деятельность учителя в этом направлении осуществляется с опорой на следующий алгоритм.
1. Определение и уточнение целей обучения. Анализ в этой
связи сущности, содержания, направленности и силы мотивов,
необходимых и достаточных для поддержки процесса и успеш
ной реализации намеченных задач. Если цели и задачи не име
ют отклонений от государственного стандарта, то вводятся в
действие широко известные общие мотивы и стимулы. Специ
альные цели требуют использования специфических мотивов.
2. Выявление возрастных возможностей мотивации. Здесь
требуются четкие ответы на вопросы: а) к каким показателям
мотивации следует подвести обучаемых младшего, среднего и
старшего возраста; б) насколько уровень мотивации учащихся
определенного класса соответствует «возрастным нормам»,
поставленным целям и задачам, трудностям учебного труда.
3. Изучение исходного уровня мотивации. Этот шаг необходи
мо обязательно выполнить, чтобы можно было в дальнейшем
обоснованно судить об изменениях, происшедших в мотиваци-
онной сфере обучаемого (класса).
4. Изучение превалирующих мотивов. При этом требуется
определить, какие мотивы являются ведущими в учебной дея
тельности обучаемого или микрогруппы класса, в которую он
входит. Нужно помнить, что нет мотивов «хороших» или «пло
хих», все они важны, только по-разному влияют на процесс и
результаты обучения.
5. Изучение индивидуальных особенностей мотивации. Если
педагог не может «дойти» до каждого учащегося, то особенно
сти мотивации хотя бы наиболее представительных подгрупп
класса он должен знать обязательно.
6. Анализ причин изменения (снижения, стабильности, повы
шения) мотивации. Такими причинами могут быть недостаточ-
ный уровень развития (сформированности) самой мотивацион-ной сферы, низкая обученность, неразвитость учебной деятельности, низкая обучаемость и другие.
7. Формирование должных мотивов. Оно осуществляется учи
телем в ходе учебно-воспитательного процесса в контексте ре
шения всех других задач. Не может и не должно быть никаких
специальных упражнений или тестов «на мотивацию». В ком
плексе используются различные методики, в том числе: пере
ключение с одного вида работы на другой, использование зада
ний оптимальной трудности, соревнование и другие. Иногда
практикуется «создание помех» нормальному течению учебного
процесса, чтобы посмотреть, готовы ли обучаемые преодолевать
трудности для удовлетворения познавательной потребности.
8. Оценка достижений и планирование дальнейших действий.
После проделанной работы целесообразно подвести ее итоги и
проанализировать произошедшие изменения. Наиболее оче
видными показателями будут реальные поступки обучаемых,
изменение их отношения к учению.
Ход и результаты деятельности по формированию мотивации лучше всего фиксировать в специальной карте1. Обязательно фиксируются начальный уровень и наступившие изменения. Конкретными показателями выступают: 1) тип отношения к учению; 2) цели (какие ставит и реализует обучаемый); 3) мотивы (ради чего учится); 4) эмоции (как переживает учение); 5) умение учиться; 6) уровень обученности (каких результатов достиг); 7) характеристики обучаемости (потенциальные возможности, каких успехов мог бы достигнуть).
Рассмотрим методы изучения, активизации и развития мотивации учения. Для этой цели применяются уже известные нам общие методы исследования — наблюдение, анкетирование, интервью, беседа, экспертная оценка.
Сущность последней состоит в организации целенаправленного и всестороннего изучения индивидуальной (или групповой) мотивации с помощью специальных экспертных методик и приглашением для этой цели коллег-учителей и (или) других специалистов — экспертов. Экспертиза проводится в соответствии со строго определенной процедурой, обязательными моментами которой являются четкая формулировка целей экс-
1 См.: Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990. - С. 69-75.
пертизы и вида экспертного заключения, определение квалификации экспертов, безвредность процедуры, обоснованность выводов и другие.
Упрощенным практическим способом экспертизы мотивации являются опросы учителей, работающих в данном классе. Для этого составляется анкета. Получив ответы на одни и те же вопросы от разных учителей, можно получить объективное заключение о развитости мотивационной сферы обучаемых, составить индивидуальную или групповую картину сформированное™ мотивов.
Эта картина будет тем точнее, чем большее количество методов и специальных приемов задействовано при ее составлении. Для учителя обработка и сопоставление данных, полученных различными способами, зачастую неразрешимая задача. Для накопления наблюдений и формирования первичных заключений можно рекомендовать ведение педагогических дневников, где в произвольной форме регистрируются различные проявления мотивации обучаемых.
Среди специальных приемов изучения мотивации выделим:
а) создание ситуаций. Смысл данного приема в том, чтобы
посмотреть, как будет изменяться поведение обучаемых при
изменении условий;
б) прием выбора партнера. Применяется, чтобы изучить сте
пень самостоятельности мотивов, зависимость их от взаимо
действия с другими;
в) прием неоконченных предложений. Школьникам предъяв
ляются 10 предложений, которые нужно дописать. Например:
«Я думаю, что когда...», «Я был бы рад, если бы...» и т. п.;
г) прием неоконченного рассказа. То же самое, что и в преды
дущем, но с более развернутым содержанием;
д) рассказ по картинке, воображаемые ситуации. Основыва
ется на утверждении психологов, что обучаемые при этом не
вольно раскрывают волнующие их проблемы, свое к ним отно
шение.
Российскому учительству пригодятся наработки зарубежных педагогов. Раньше они не представляли для нас особого интереса ввиду различия социальных и образовательных систем, несовпадения воспитательных приоритетов, теперь же могут оказаться полезными для формирования мотивации учения в новых рыночных условиях. Процессы, связанные с формированием мотивации, американские педагоги называют тренингом,
подразделяя последний на четыре основных направления: мотивации достижений, причинных схем, личной причинности и внутренней мотивации.
Тренинг мотивации достижений основывается на предположении, что при прочих равных условиях те обучаемые будут иметь более высокую школьную успеваемость, у которых обострено чувство собственного достоинства и стремление постоянного улучшения своих достижений. Формирование синдрома достижения предполагает:
а) обучение учащихся сопоставлять собственные достиже
ния с достижениями других (как правило, лучших) обучаемых;
б) обучение способам поведения, типичным для человека с
высокоразвитой мотивацией;
в) изучение конкретных примеров из своей повседневной
жизни, а также из жизни людей, обладающих высокоразвитой
мотивацией достижения.
Если постепенно проходить перечисленные ниже стадии формирования синдрома достижения, утверждает американский психолог Д. Мак Клелланд, то результаты должны быть хорошими:
1) привлечение внимания обучаемых к содержанию обуче
ния;
2) получение опыта мышления, поведения и эмоциональ
ного реагирования;
3) усвоение специальных понятий и терминов мотивации
достижений;
4) соотнесение своих реальных мотивов со своим идеалом;
5) практическое следование полученным наставлениям в
реальных жизненных ситуациях;
6) постепенное уменьшение внешней помощи, прогресси
рующая опора на собственные силы1.
В своих исследованиях психологи обнаружили, что люди по-разному объясняют причины своих поступков. «Психологическая причинность» — так было названо это явление — затрагивает и мотивационную сферу. Существуют даже типичные «схемы» объяснений и оправданий. Послушайте ответ обучаемого — почему он не выполнил домашнее задание, — и вы легко сообразите, о чем идет речь.
и Ше ейес1 оГ асЫуетегЦ тоОуаИоп |
1 См., например: Мс.СШ1апЛ. т Ше 8сЬоо1в? — Ж — 1972.
пи»1. К факторам успешности тренинга внутренней мотивации |
Тренинг «причинных схем» непосредственно влияет на мотивацию, либо побуждая учащегося к определенному поведению, либо вызывая у него равнодушие и безынициативность. Дело в том, что обучаемый, по-разному объясняя свое поведение, уже прогнозирует ход своих дальнейших действий в соответствии со своим объяснением. Допустим, обучаемый получил неудовлетворительную оценку по контрольной работе. Типичные схемы оправдания — не знал, не старался, трудное задание, не повезло. Что последует, если выбирается последнее оправдание, нетрудно предвидеть.
Все программы тренинга мотивации путем изменения причинных схем отдают предпочтение «усилию» как оптимальному способу изменения субъективного представления учащихся о причинах неудач, чтобы любые причинные объяснения заменить лишь одним — недостаточностью собственных усилий.
В тесной связи с тренингом причинных схем находится тренинг личной причинности, имеющий целью научить обучаемых искать причины своих неудач прежде всего в самих себе и, по возможности, меньше зависеть от других людей. Чем меньше человек зависит от окружающих, тем он самостоятельнее. Человек не должен быть «пешкой» в чужой игре, а «источником» для других. Чтобы помочь школьникам, учите их:
а) ставить перед собой реалистические цели;
б) соизмерять цели со своими возможностями;
в) знать свои сильные и слабые стороны;
г) определять конкретные действия;
д) планировать перспективу;
е) правильно оценивать складывающуюся ситуацию;
ж) постоянно анализировать выполнение личной програм
мы — приближают ли действия к цели.
Основным все же остается тренинг внутренней мотивации. В его основе открытие американского психолога Э. Деци: если испытуемым платили деньги за занятия, которые первоначально интересовали их сами по себе, то они теряли интерес к этим занятиям гораздо быстрее, чем испытуемые, которым ничего не платили. Вот и думайте теперь — правильно ли мы делаем, «подогревая» мотивацию школьников премиями и стипендиями. Самые действенные в обучении внутренние мотивы. «Мотив следует считать внутренним, — пишут А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов, — если человек получает удовлетворение непосредственно от самого поведения, от самой деятельно-
относятся: переживание учащимся собственной автономии или личностной причинности; ощущение обучаемым собственной компетентности; возможности свободного выбора. Негативный >ффект на внутреннюю мотивацию учения оказывают такие факторы, как недостаток времени и необходимость выполнения работы к жестко зафиксированному сроку.
В современной школе необходимо осуществить радикальные реформы по совершенствованию внутренней мотивации учащихся. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время типичный учитель и типичная школа ориентированы преимущественно на поддерживание внешней мотивации в виде контроля. Тем самым личность вместо того, чтобы развивать свое «Я», постоянно оказывается в ситуациях, где это «Я» подавляется. Вполне естественно, что подобная практика несьма пагубно сказывается на внутренней мотивации, ведет к постепенному снижению интереса к учебе. Подлинные реформы невозможны без всемерной поддержки любых проявлений инутренних стремлений обучаемых, полной реализации идей и принципов гуманистической педагогики.
Приемы самомотивации обучаемым должен подсказать учитель. Воспользуетесь этими советами, когда придете в школу.
Стратегия самомотивации из десяти пунктов:
1. Стратегия: планируйте на долгосрочную перспективу.
2. Партнерство: ищите такого партнера по обучению, от
общения с которым вы сможете что-то позаимствовать и ко
торому вы тоже сможете что-то дать.
3. Структурирование: установите постоянное время за
нятий (часы, дни недели).
4. Приближенное планирование: определите в общем
виде цели и задачи своего обучения.
5. Мотив: выясните, каким образом вы можете ввести со
держание обучения в вашу сегодняшнюю или завтрашнюю
профессиональную практику, просто в повседневную жизнь.
6. Постепенность: разделите содержание обучения на
легко усваиваемые разделы и начинайте с усвоения содер
жания средней трудности, затем переходите к трудным и,
наконец, к легким.
1 Маркова А.К, Матис ТА., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. — М., 1990. - С. 166.
7. Дополнение: попробуйте дополнить изучаемое содер
жание своими рисунками, примечаниями, структурными схе
мами. А кто-то, может быть, отважится и поспорить.
8. Награда: скажите себе приятные слова, выполнив за
дание.
9. Расширение: по отдельным, интересующим вас темам
читайте дополнительную литературу или обсудите ее с то
варищами, учителем.
10. Сбережение: чтобы знания были прочными, повторяй
те основное содержание, закрепляйте изученный материал
с помощью упражнений.
Расскажите учащимся, что:
• чем выше степень самоуважения, тем лучше результа
ты в учебе;
• успехи в учебе являются катализатором учебного про
цесса;
• неудачи в обучении могут привести к желанию прекра
тить учебу;
• чувство радости и интерес облегчают учение;
• страх и напряженность затрудняют процесс обучения.
Хорошие учителя — это всегда мастера мотивации. Вот
как описывают их учащиеся; «Занятия проходят интересно и разнообразно, мне постоянно приходится соображать», «Увлеченность учителя своим предметом меня просто заразила», «Занятия понравились, потому что нужно было не просто слушать, а активно работать». Приятно, не правда ли? Учителю необходимо:
• поддерживать ровный стиль отношений между всеми
участниками педагогического процесса;
• ободрять обучаемых при возникновении у них труд
ностей;
• поддерживать положительную обратную связь;
• заботиться о разнообразии методов преподавания учеб
ного материала.
Постоянно актуальными остаются советы:
• приучать обучаемых к напряженному познавательному
труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустрем
ленность;
• поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
• учить четко определять цели, задачи, формы отчетно
сти, критерии оценки;
• формировать чувство долга, ответственности;
• учить предъявлять требования прежде всего к самому
себе.
Многочисленные исследования показывают, что перерывы в занятиях способствуют тому, что учащиеся лучше усваивают и запоминают материал. Эффективность обучения повышается, если, прежде чем появилась усталость, будет сделан короткий перерыв (около трех минут) или будет изменена форма подачи материала.
Ставя цель развития мотивации учения, будьте внимательны и осторожны в общении с учащимися. Исключите из своего лексикона фразы-убийцы:
• Так дело не пойдет!
• Об этом нам не нужно говорить вообще!
• На это у нас нет времени!
• Такого еще не бывало!
• Об этом ты не можешь судить!
• И до чего мы так дойдем!
• Это несерьезно!
• Можешь мне поверить!
• Как ты до этого додумался?
VIII. «Как я могу мотивировать обучаемого?» — спросит | студент. Среди ответов несколько неправильных. Найдите их.
1. Опирайтесь на любопытство.
2. Используйте эффект загадки.
3. Создавайте ситуации поиска.
4. Потребуйте от учащихся внимания и сосредоточенности.
5. Подталкивайте к поиску объяснений.
6. Развивайте концепцию способностей.
7. Делайте замечания невнимательным.
8. Обеспечивайте обратную связь.
9. Хвалите.
10. Используйте «эффект вызова».
Учителям, стремящимся достичь вершины педагогического мастерства, весьма полезно время от времени заниматься саморефлексией, самоанализом своих мотивационных возможностей. Результаты самоанализа не предназначены для посторонних. Схема саморефлексии может быть, например, такой.