Понятие и система семейного законодательства
quest9Высшей юридической силой в системе российского законодательства обладает Конституция РФ. В соответствии с Конституцией материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Статья 38 Конституции устанавливает равенство прав и обязанностей родителей в воспитании детей и осуществлении заботы о них, а также обязанность трудоспособных совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях.
quest10Вслед за Конституцией в числе источников семейного права необходимо назвать международные договоры, приоритет применения которых закреплен в ст. 6 СК. Среди таких источников особое место занимают Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. (подписана от имени СССР 26 января 1990 г.), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 4 августа 1994 г. № 16-ФЗ) и Соглашение о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов от 9 сентября 1994 г quest8Непосредственно к семейному opentest2законодательству ст. 2 СК отнесла сам СК и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также законы субъектов РФ. Таким образом, непосредственно к «семейному законодательству» законодатель отнес только законы (федеральные и субъектов РФ).
Основным нормативным актом семейного законодательства является closetest7Семейный кодекс РФ, принятый 8 декабря 1995 г. и вступивший в силу 1 марта 1996 года. Число федеральных законов, входящих в систему семейного законодательства, относительно невелико. В качестве примера можно назвать ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001 г. Статья 3 СК названа «семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права». quest12Таким образом, кроме нормативных актов, непосредственно входящих в круг семейного законодательства, законодатель выделяет еще «иные акты, содержащие нормы семейного права». К таковым относятся указы Президента и постановления Правительства. quest12При этом Правительство вправе принимать нормативные правовые акты только в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и указами Президента РФ.
Среди постановлений Правительства РФ, принятых во исполнение СК, можно назвать следующие:
- Постановление Правительства от 17.07.96 г. «О приемной семье» // СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3721
- Постановление Правительства РФ «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» от 18.07.96 г. // СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3743
- Постановление Правительства РФ от 19.03.01 г. «О детском доме семейного типа» // СЗ РФ 2001. № 13. Ст. 1251
- Постановление Правительства от 01.05.96 г. «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» // СЗ РФ 1996. № 19. Ст. 2304
- Постановление Правительства РФ от 4.11.2006 №654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // СЗ РФ. 2006. № 46. Ст. 4801
closetest9В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
quest11Однако компетенция субъектов РФ в сфере правого регулирования семейных отношений не безгранична. В соответствии с п. 2 ст. 3 СК субъекты РФ вправе принимать законы, регулирующие семейные отношения, только в следующих двух случаях:
- Во-первых, по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ;
- Во-вторых, по вопросам, не урегулированным СК.
closetest10К ведению субъектов РФ СК отнес решение следующих вопросов:
- установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК)
- выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК)
- присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2 и 3 ст. 58 СК)
- организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК)
- определение дополнительных по сравнению с СК форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК)
- установление размера и порядка выплаты опекуну (попечителю) денежных средств на содержание ребенка (п. 5 ст. 150 СК)
- установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК)
- установление размера и порядка выплаты денежных средств на детей, переданных в приемную семью (п. 1 ст. 155 СК)
При этом нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов РФ, не должны противоречить Семейному кодексу (абз. 3 п.2 ст.3 СК
). Эта коллизионная норма внутреннего законодательства дублирует соответствующую норму, содержащуюся в Конституции (п. 5 ст. 76).Анализ положений СК, посвященных правомочиям субъектов в сфере регулирования семейных отношений, свидетельствует о том, что законодатель, предоставляя субъектам РФ право решать определенные вопросы иначе, нежели они решены в СК, стремился учитывать национальные особенности и обычаи народов, проживающих на территории того или иного субъекта. dialtest2В то же время можно заметить, что субъектам не предоставлено право принимать законы по вопросам, являющимся принципиальными для семейного права Российской Федерации. Так, субъекты не могут принять закон, допускающий полигамию, даже если с точки зрения национальных обычаев такая форма брака будет вполне допустимой.
closetest8В литературе и на практике поднимается справедливый вопрос о юридической силе актов федеральных министерств и ведомств, содержащих нормы, развивающие или дополняющие положения СК и иных федеральных законов.18 В качестве примера можно привести Приказ Минздрава РФ от 26.02.2003 г. № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия». Данный Приказ содержит ряд положений, регулирующих отношения, связанные с применением методов искусственного оплодотворения и суррогатного материнства, которых нет ни в СК, ни в ФЗ «Об актах гражданского состояния». Возникает закономерный вопрос о возможности применения соответствующих положений на практике. Несмотря на то, что подобные акты федеральных министерств и ведомств могут содержать весьма ценные положения, востребованные практикой, следует дать отрицательный ответ на вопрос о возможности их применения, поскольку СК не упоминает акты министерств и ведомств в перечне актов, содержащих нормы семейного права (ст. 3 СК).
quest13Применение аналогии права и аналогии закона в регулировании семейных отношений. В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).
При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.
Таким образом, можно заметить, что применение аналогии права и закона к семейным отношениям подчиняется общим правилам. Однако обратите внимание на то, что к семейным отношениям помимо семейного законодательства может применяться и гражданское
Наконец, следует сказать и о Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ. Они, как известно, не относятся к источникам семейного права, однако играют чрезвычайно важную роль в обеспечении единообразного применения семейного законодательства на территории РФ. По результатам обобщения судебной практики по семейным делам в настоящее время приняты четыре Постановления Пленума ВС:
- Постановление Пленума ВС РФ от 05.11.98 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».
- Постановление Пленума ВС РФ от 25.10.96 г. «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами дел об установлении отцовства и взыскании алиментов».
- Постановление Пленума ВС РФ от 27.05.98 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».
- Постановление Пленума ВС РФ от 20.04.2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей».
Справедливости ради стоит отметить, что перечисленные постановления содержат относительно небольшое число действительно ценных правил, касающихся толкования норм семейного права, и в основном просто дублируют положения СК. В то же время правоприменительная практика последних лет вызывает тревогу, ибо ряд положений СК в разных субъектах РФ толкуются по-разному. Таким образом, существует серьезная потребность в обобщении Верховным Судом существующей практики по семейным делам и принятии постановлений ВС, которые помогли бы привести эту практику к единообразию.