Рефлексия по результатам практики в форме эссе
«Первые недели учительства»
(из отчета по практике студентки
филологического факультета Щербининой Е.И.)
День первый
Собираюсь в школу. Так, чтобы одеть? Нужно что-то соответствующее дресс-коду, но и не черезчур строгое …
Волнуюсь. Как дети воспримут? В каких классах преподавать придется? Только бы не в старших …
Да и как себя преподнести правильно? Быть злой училкой? Или мягкой и слегка отстраненной? Нет! Лучше буду самой собой! Главное быть ближе к детям, в каждом ученике видеть человека, так, кажется, не раз говорили на занятиях по педагогике. Что ж, только вперед!!!
День третий
Зря так волновалась! Учителя по-деловому встретили меня, очень тактично делали наставления. Дети настроены доброжелательно, даже более чем. Учительствовать придется не только в средних, но и в старших классах тоже. Говорят, что чем старше дети, тем проблемные, тем чаще они выглядят нестандартными в поведении. Значит, надо быть ко всему готовой!
День пятый
Правильно мама сказала: не надо верить слухам, лучше самой все проверить!!! Оказалось, что со старшими детьми даже легче, особенно в плане дисциплины (они намного спокойнее и усидчивее). Мне кажется, что основными спорами в работе со старшеклассниками будут: стремление к взрослению и стремление к независимости.
Что могу сказать о педагогическом коллективе? На ум приходит – родные люди, ведь в этой школе я сама училась. Как говорится, дома и стены греют. В моем случае, еще и любимые учителя! Они во всем меня поддерживают, а главной ничуть не сомневаются в моих успехах, и это очень помогает.
Присутствуя на уроках, понимаю, что как бы ни совершенствовались программы и учебники, успех обучения и воспитания зависит от учителя, его педагогического мастерства.
День девятый
Я все больше вхожу во вкус, и мне кажется, что учить детей не так уж сложно. Это скорее ОТВЕТСТВЕННО! И мотивационная направленность учителя должна быть не только на предмет, а в первую очередь на ученика.
А если быть до конца откровенной, опыт работы в летнем лагере помогает. Как-то быстрее начинаешь «видеть» детей, их особенность и неповторимость, как каждого в отдельности, так и всех вместе, как класса, команды. Понимаешь, чего они ждут от тебя и на что надеются. Это дорого стоит. И порой важнее, чем все остальное …
День пятнадцатый
Что касается сложностей (в каждой работе они свои), то это неуемная энергия школьников младшего звена. Надо стараться принимать и поддерживать (в первый момент несовершенные!) идеи и их творческие задумки. Необходимо постоянно придумывать что-то новое, оригинальное, чтобы их заинтересовать учением. Однако, и это возможно. Стоит только захотеть …
День двадцатый
Какая же все-таки удача, что я смогла найти общий язык с учениками. Приятно видеть «лес» рук, когда о чем-либо спрашиваешь! Стремление быть первым, правильно ответившим на вопрос, огромное желание получить самый высокий балл не может не радовать! состояние комфортного общения для учителя и ученика на уроке – это настоящее учительское счастье!
День двадцать пятый
Мы любим повторять, что в педагогической профессии не может быть людей случайных. Но, увы, видя вокруг себя «будущих учителей» понимаешь, что в вуз на педагогические специальности часто приходят обладатели низких баллов в аттестатах и сертификатах.
Многие выпускники школ выбирают профессию учителя не по велению сердца. Это очень плохо.
Да, профессия учителя не совсем престижная и хорошо оплачиваемая, однако – повезло в жизни тому, кому школа подарила настоящего учителя.
День тридцать первый
Постановка вопросов, приводящих учеников к необходимости проявить знания, показать умения рассуждать – важный прием преподавания. Раньше мне казалось так просто: задать вопрос и получить ответ. Теперь понимаю, как важно правильно формулировать вопрос, использовать на уроке разнообразные типы вопросов.
День тридцать шестой
Дети – психологи. Они сразу распознают (интуитивно, наверное), чего стоит учитель, и могут проявлять равнодушие, скрытность, мстительность, жестокость. Их не надо идеализировать. Но это означает, что с ними надо работать терпеливо, тактично, осмотрительно.
День сорок второй
Благодарно учителям, очень-очень! Правильно они говорили в самом начале практики: криком никогда ничего не решается, особенно с детьми. Из любой нестандартной ситуации можно выйти легко и безболезненно как для учителя, так и для учеников …важно уметь слушать и слышать ученика, чувствовать и принимать его проблемы.
День …
Что ж, все страхи и волнения позади, и даже грустно немного …
Тем не менее, практика – это тот необходимый нам, вскоре молодым специалистам, урок, пусть и длинной в три месяца, который помог почувствовать всю ответственность и важность нашей профессии …
Возможно, уже через год, я, работая в школе, увижу молоденькую практикантку, которая так же будет взволнована и чуточку напугана, как и я когда-то. Правда, теперь я буду знать, что ей посоветовать:
1. Быть не НАД детьми, а чуточку ВПЕРЕДИ!
2. Не выставлять напоказ их недостатки, а работать над ними вместе. Лучше замечать таланты ученика и дальше их развивать.
3. Помнить, что не бывает плохих учеников, бывают скучные уроки и неинтересные задания, бесполезные классные часы, формальные внеурочные дела. Причем, и то, и другое – поправимо!
4. И, наконец, надо просто ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ! А они в долгу не останутся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства / Ю.П. Азаров. – Воронеж, 2004.
2. Букатов, В.М. Дисциплина на уроке: режиссура школьной повседневности в недуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях / В.М. Букатов, М.В. Ганькина. – М., 2006.
3. Букатов, В.М. Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – М., 2000.
4. Воспитательный процесс: изучение эффективности: метод. рекомендации / под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2001.
5. Гавриловец, К.В. Гуманистическое воспитание в школе / К.В. Гавриловец. – Мн., 2000.
6. Диагностика воспитанности школьников. Хрестоматия исследовательских методик: учеб.-метод. пособие для студ. / сост. В.И. Турковский, Е.А. Артеменок. – Витебск: Изд-во ВГУ им. П.М. Машерова, 2001.
7. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания / И.Н. Емельянова. – М., 2008.
8. Классному руководителю о классном часе / под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. – М., 2004.
9. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. – М., 2000.
10. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя / Г.Ю. Ксензова. – М., 2000.
11. Кукушин, В.С. Введение в педагогическую деятельность / В.С. Кукушин. – Р/н/Д., 2002.
12. Культура современного урока / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997.
13. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе / В.Г. Максимов. – М., 2002.
14. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания / Л.И. Маленкова. – М., 2004.
15. Методика воспитательной работы / под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002.
16. Организация воспитательного процесса в школе / под ред. М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой. – М., 2000. – 275 с.
17. Педагогическая практика студентов / под ред. В.П. Тарантея. – Гродно: ГрГУ. 2004.
18. Педагогическая практика студентов II курса: метод. рекомендации / авт.-сост. И.Е. Керножицкая. -–Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2004.
19. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности / И.С. Сергеев. – СПб., 2001.
20. Сергеева, В.П. Классный руководитель в современной школе: практическое пособие / В.П. Сергеева. – М., 2002.
21. Сманцер, А.П. Гуманизация педагогического процесса в современной школе / А.П. Сманцер, Л.В. Кондрашова. – Мн., 2001.
22. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания / Н.Е. Щуркова. – СПб., 2005.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………… | |
Раздел 1. Научно-теоретические и методические подходы к организации педагогической практики | |
1.1 Цель, задачи, содержание практики ………………………… | |
1.2 Контроль и оценка результатов работы студентов на практике … | |
Раздел 2. Активное включение студентов в самостоятельную педагогическую деятельность | |
2.1 Виды самостоятельной деятельности студентов в период педагогической практики …………………………………………… | |
2.2 Задания по педагогике и методические рекомендации по их выполнения …………………………………………………………. | |
Приложения | |
Приложение 1. Консультация по проблеме «Подготовка, проведение и самоанализ урока» …………………………. | |
Приложение 2. Консультация по проблеме «Воспитательная работа классного руководителя» ……………………… | |
Приложение 3. Примеры студенческих работ ……………………... | |
Литература ………………………………........................................... |
[1] Классный руководитель О.П. Видасова ведет в классе уроки русского языка и литературы.
[2] Эссе – произведение небольшого объема, свободной композиции, передающее индивидуальное впечатление и соображение от знакомства с каким-то явлением, событием, процессом. Последовательность изложения подчинена только внутренней логике авторских размышлений. Стиль отличается подчеркнутой субъективностью, афористичностью. Отсюда особый синтаксис – множество неполных предложений, вопросительных, восклицательных конструкций, а в пунктуации многоточий.