Принципы разработки и реализации индивидуальной образовательной программы
Принцип гуманизации предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности учащегося с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь;
Принцип индивидуального подхода предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.
Принцип системности обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития Учащегося, т. е. системный подход к анализу особенностей его развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;
Принцип интегрированного подхода предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития Учащегося. Содержание и выбор методов коррекционной работы зависит от количества и видов первичных нарушений, имеющихся в структуре сложного. Так, для ребенка с нарушением слуха и зрения необходимо проанализировать соответствующие программы коррекционной работы и отобрать темы и разделы, ориентированные на коррекцию каждого компонента сложного нарушения.
Принцип непрерывности гарантирует Учащемуся с ОВЗ непрерывность педагогической помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации ИОП Учащегося с ОВЗ предполагает постоянное сотрудничество педагогов, тьютора, психолога, администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения Учащегося по индивидуальной образовательной программе.
Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности Учащегося предполагает максимальную активность и самостоятельность Учащегося в ходе обучения;
Принцип организации тьюторской помощи Учащемуся с ОВЗ означает создание системы комплексного тьюторского сопровождения Учащегося с целью удовлетворения его образовательных и профессиональных запросов.
Содержание индивидуальной образовательной программы
Наталия Н. обучается в профильном социально-гуманитарном 10а кл. Однако ее учебный план скорректирован и дополнен за счет ДО в соответствии с рекомендациями врачей: за счет дополнительного образования ей предоставлена возможность заниматься с педагогом- логопедом по коррекции речевой деятельности и лечебной физкультурой. А так как Наташа хочет связать свою будущую профессию с иностранным языком, то ей предоставлена возможность расширить практические умения в немецком языке за счет элективного курса « Говорим по-немецки».
Содержание учебных программ, соответствующих индивидуальному учебному плану
Учебные программы являются средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов, предусмотренных индивидуальным учебным планом (программы по учебным предметам, программы элективных курсов, программы дополнительного образования). Программы определяют цели изучения учебного предмета, основные дидактические единицы, виды познавательных задач, возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов. Цели изучения учебного предмета находятся в прямом соответствии с Требованиями к освоению учебных программ и образовательными и профессиональными запросами Учащейся. Содержание учебных программ обеспечивает возможность Наталии Н. изучать предметы: историю, право, обществознание, русский язык и литературу на профильном уровне, т. к. ее будущая профессия возможно будет предполагать итоговую аттестацию по данному профилю.
Индивидуальный учебный план
Индивидуальный учебный план (ИУП) – совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения Учащимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального Базисного учебного плана. Индивидуальный учебный план обеспечивает возможность достижения Требований стандарта при сохранении вариативности образования.
ИУП Наталии позволяет ей освоить профиль социально-гуманитарной направленности и за счет дополнительного образования более полно учитывать интересы, склонности и способности к филологии, что пригодится в будущем для удовлетворения проф. потребностей.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ученицы 10а класса МОУ «СОШ «» на 20 -20 уч.год
Учебные предметы | 10 класс | |
Базовые учебные предметы | ||
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ (инвариантная часть) | Иностранный язык | |
Математика | ||
Экономика | ||
Информатика и ИКТ | ||
Физика | ||
Химия | ||
Биология | ||
Искусство (МХК) | ||
ОБЖ | ||
Физическая культура | ||
ИТОГО: | ||
Профильные учебные предметы | ||
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ | Русский язык | |
Литература | ||
История | ||
Обществоведение | ||
Право | ||
ИТОГО: | ||
КОМПОНЕНТ ОУ | Подготовка к ЕГЭ математика | |
Основы графической информации | ||
Элективный курс «Говорим по немецки» | ||
ИТОГО: |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
образовательных запросов
Наталии И.
Образовательные запросы
Базовый уровень освоения дисциплин | Профильный уровень освоения дисциплин | Элективные курсы (предметные занятия, коррекционные занятия) | Программы дополнительного образования | |||||||
1.Немецкий Язык | 3часа | 1. | Русский яз | 3часа | 1. | Говорим по- немецки | 1. | Лечебная физкультура | ||
2.Математика | 2. | Литература | 2. | Психология личности | ||||||
3.Экономика | 3. | История | ||||||||
4.Информатика и ИКТ | 4. | Обществознание | ||||||||
5.Физика | 5. | Право | ||||||||
6. Химия | ||||||||||
7.Биология | ||||||||||
8.Искусство(МХК) | ||||||||||
9.Физическая культура | ||||||||||
10. ОБЖ |
Индивидуальный план внеурочной деятельности
Основные исполнители: социально-коррекционный отдел, педагоги, тьютор.
Целевая группа:
Цель:
Задачи:
Принципы:
Направленности:
Этапы реализации:
I этап (апрель – сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
II этап (октябрь-май) Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Дополнительные образовательные программы (формы внеурочной деятельности) | Количество учебных часов в неделю/за год | База образовательной деятельности | |
Коррекция недостатков речевого развития | 1час | Коррекционная служба | |
Лечебная физкультура | 1час | Спортивный клуб «Форвард» | |
Психология личности | 1час | Психолог |
III этап (май-июнь) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
IV этап (август–сентябрь) Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.