Этические принципы делового поведения

В работе П.Н. Шихирева приведены современные этические принципы делового поведения, сформулированные американским социологом Л. Хос-мером, в которых в обобщенном виде представлены аксиомы мировой этиче­ской мысли.

Этические принципы делового поведения (по Л. Хосмеру)

1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих фи­лософов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с инте­ресами других людей, и различии между интересами долгосрочными и крат­косрочными).

2. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действи­тельно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях - честности, откры­тости, умеренности и т.п.)

3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует форми­рованию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (прин­цип основан на заповедях всемирных религий, призывающих к добру и со­страданию).

4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе пред­ставлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на концепциях Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конку­ренции между людьми за благо).

5. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитариз­ма, разработанной И. Бентамом и Дж.С. Миллем).

6. Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категориче­ском императиве И. Канта).

7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (основан на взглядах Ж.-Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности).

8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках зако­на, требований рынка и с полным учетом затрат (принцип основан на эконо­мической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке).

9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем

3 См: Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М: Новости, 2000. С. 51.

обществе (принцип основан на теории распределительной справедливости американского философа Дж. Ролса).

10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого че­ловека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории аме­риканского философа Р. Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

Приведенные принципы обобщают достижения западной деловой куль­туры, и в той или иной степени признаются справедливыми в различных де­ловых культурах. Однако в каждом конкретном случае каждая страна прохо­дит свой путь, имеет свою культурно-историческую специфику.

Русские духовно-нравственные основы делового поведении были изло­жены, наверное, впервые еще в «Поучении» Владимира Мономаха, обращен­ном к его сыновьям (начало XII в.) и Домострое (XVI в.). В более близкие нам времена весьма показательны принятые в 1912 г. российскими предпри­нимателями «Семь принципов ведения дел в России». Этот документ с пол­ным основанием можно считать отправной точкой формирования современ­ного этического кодекса России:

1) Уважай власть.

2) Будь честен и справедлив.

3) Уважай право частной собственности.

4) Люби и уважай человека.

5) Будь верен своему слову.

6) Живи по средствам.

7) Будь целеустремлен.

Конечно, Россия начала третьего тысячелетия отличается от России нача­ла XX века. Изменилась не только страна, изменился весь мир, что наложило отпечаток на всю деловую культуру. Однако, несмотря на все происходящие изменения, основные идеи, сформулированные в «Семи принципах», сохра­няют свое значение и сейчас. Возможно, они даже обретают особое значение, ибо в условиях нарастающей криминализации бизнеса и многих сфер обще­ственной деятельности стало ясно, что нужны твердые этические нормы, за пределами которых - беззаконие, попрание прав личности и, в конечном сче­те, крах общества.

Стремясь учесть специфику деловой культуры, Национальный фонд «Российская деловая культура» разработал документ «Двенадцать принципов ведения дел в России», призывающий предпринимателей к утверждению следующих принципов деловых отношении» .

Двенадцать принципов ведения дел в России
I. Принципы 1. Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли,

личности 2. Уважай участников общего дела - это основа отношений

с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение даются выполнением принятых деловых обязательств.

4 См.: Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М,: «Новости», 2000. С. 189.

П. Принципы профессионала

III. Принципы гражданина России

IV. Принципы гражданина Земли

3.Воздерживайся от насилия и от угрозы применены наси­лия как способов достижения деловых целей.

4. Всегда веди дело сообразно средствам

5. Оправдывай доверие - в нем основа предприниматель­ства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию че­стного, компетентного и порядочного партнера. Будь та­ким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера.

6. Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер тот, который тоже вы­игрывает от сделки.

7. Соблюдай действующие законы и подчиняйся дейст­вующей власти.

8. Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов.

9. Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не требуй за него непременного общественного призна­ния.

10. При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе.

11. Найди в себе силы противостоять преступности кор­рупции. Способствуй тому, чтобы Они стали невыгодны всем.

12. Проявляй терпимость к представителям других куль­тур, верований и стран. Они не хуже и не лучше нас, они -просто другие.

Конечно, свод любых этических принципов - это некий идеал. Было бы наивно рассчитывать, что достаточно опубликовать его, и он станет руково­дством к действию. Этот результат может быть получен только в ходе про­должительной, систематической и кропотливой работы.

Наши рекомендации