Закономерности и принципы воспитательного процесса
Закономерности процесса воспитания школьников
Раскрытие сущности воспитательного процесса предполагает обоснование его закономерностей. Под общими закономерностями воспитательного процесса мы понимаем те существенные внешние и внутренние связи, от которых зависит направленность процесса и успешность достижения педагогических целеД,} Ведущим методологическим основанием для определения закономерностей является системный подход .^Выделение той или иной закономерности обусловлено как тенденциями развития общества, так и тенденциями развития педагогической науки5)
Анализируя работы исследователей проблемы воспитания детей, можно выделить ряд положений, которые следует принять в качестве закономерностей этого процесса. /Первая закономерность. Воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса^ Характеризуя отношения в воспитательном процессе как субъектно-субъектные, нужно рассматривать действия со стороны педагогов и соответствующие действия учащихся. Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности ребенка: физическое развитие — через физические упражнения, нравственное — через постоян-
ную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное — через мыслительную активность и т.п.1.
Говоря об активности ребенка, нужно знать, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен прежде всего опираться на потребности и мотивы ребенка и определять, что является для ребенка главным на данный момент.
Вторая закономерность определяет единство образования и воспитания. Образование направлено на формирование общей культуры человека. Происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний, духовных способностей.]Рассматривая образование и воспитание как единый процесс, необходимо выделить специфику этих двух социально-педагогических явлений ^Формируя знания, человек развивается. Развиваясь, он стремится к расширению сфер своей деятельности и общения, которые, в свою очередь, требуют новых знаний и умений. В.Д.Шадриков определяет воспитание как важнейшую задачу образования2.
Третья закономерность предполагает целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декламируемых социальных установок и реальных действий педагога (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, а делает другое, призывает к активности, а проявляет пассивность и т.п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся. При этом осуществляется педагогическое регулирование социального взаимодействия, означающее непосредственное и опосредованное влияние педагогов на систему отношений детей в социальной микросреде как в образовательном учреждении, так и вне его. Это влияние направлено на реализацию личностно значимых целей в совместной деятельности и освоение учащимися системы социальных ролей, способов поведения с учетом их возрастной субкультуры. [Сущность целостности воспитательного процесса — в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию человека — развитию индивидуальности и социализации личности. Целостный подход к организации воспитательной работы предполагает: адекватность деятельности каж-
'Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1995. — С. 378. ' 2Шадриков В. Д. Духовные способности. — М.: Магистр, 1996. — С. 33.
дого педагога общей цели; единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования; установление связей между элементами педагогической системы: информационные связи (обмен информацией), организационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления.
Реализация этой закономерности предполагает взаимодействие социальных институтов в организации воспитательной работы, направленное на развитие сущностных сфер человека, характеризующих образ его жизнедеятельности, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека, его счастье и самочувствие.
Перечисленные закономерности определяют принципы воспитательного процесса и выражают основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.
Принципы всегда соответствуют цели воспитания и задачам, стоящим перед педагогами, определяют возможности реализации этих задач.
Принципы воспитания
Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому Человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.
Условиями реализации данного принципа являются:
• добровольность включения, ребенка в ту или иную деятельность;
• вера каждого ребенка в возможность выбора средств для достижения поставленной цели;
• оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;
• предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
• готовность детей к социальной самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищенности;
• учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.
В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
— опора на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;
— в общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему;
— педагог должен не только призывать ребенка к добру, но и быть добрым;
— педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;
— поэтапно решая воспитательные задачи, педагог должен постоянно искать варианты их решения, которые в большей степени принесут пользу каждому ребенку;
— защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;
— в классе, школе, группе и других объединениях учащихся педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.
(Принцип социальной адекватности воспитания требует со
ответствия содержания и средств воспитания в социальной
ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. За
дачи воспитания ориентированы на реальные социально-эко
номические условия и предполагают формирование у детей
прогностической готовности к реализации разнообразных со
циальных задач. .
Реализация принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.
Условиями реализации принципа являются:
• взаимосвязь воспитательных задач и задач социального ~~ развития демократического общества;
• координация, взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на античность ребенка;
• обеспечение комплекса социально-педагогической помо-
—' щи детям;
• ориентация педагогического процесса на реальные воз-
--^ можности социума;
• /учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальные, региональные, типа посележия, особенности учебного заведения и т.д.);
• коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе от средств массовых коммудаи-каций.
В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах:
— воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений, учитывая особенности экономики, политики, духовности общества;
— школа не должна ограничивать воспитание ребенка своими средствами, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
— педагог должен корректировать негативное влияние на ребенка окружающей среды;
— все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.
ГПринцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
— мониторинг изменений индивидуальных качеств в ребенке;
— определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка;
* • выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;"
— учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;
— предоставление возможности учащихся в самостоятельном выборе способов участия во внеучебной деятельности, а также выборе сферы дополнительного образования.]
В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
— работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на развитие каждого из них;
— успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;
— осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо пользоваться только информацией об индивидуальных качествах;
2 Организация воспитательного процесса в школе |
— на основе взаимодействия с учеником педагог должен вести поиск способов коррекции его поведения;
— постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка определяет совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.
( Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.7
Существуют различные мнения об отношении к ученикам в процессе воспитания. Несомненно, что педагоги должны заботиться о благополучии ученика, стремиться к тому, чтобы он был удовлетворен своим статусом, своей деятельностью, мог себя в большей степени реализовать в системе социальных отношений. При этом решение данных задач осуществляется по-разному, в широком диапазоне: от педагогической опеки, базирующейся на авторитарном стиле воздействия, до полного отстранения от регулирования отношений воспитанника с окру- < жающей средой.
Постоянный комфорт отношений приводит к тому, что человек не может приспособиться к отношениям более сложным, менее для него благоприятным. При этом некоторые благополучные референтные отношения воспринимаются им как долж- » ное, как типичное, как обязательное. Формируется так называемое социальное ожидание благоприятных отношений как норма. Однако в обществе, в системе социальных отношений существуют в равном количестве или даже преобладают неблагоприятные факторы, воздействующие на человека. (Например, подростки могут попасть под влияние преступного мира, не зная, как сопротивляться тем влияниям, которые этот мир оказывает на них.)
В работах Махатмы Ганди мы встречаем термин «социальные прививки», которые понимались им как постепенное познание ребенком отрицательных сторон жизни общества и выработка своеобразного иммунитета от негативных явлений. Они предполагают: познание физического страдания, духовной опустошенности, преодоление болезни, страха, непротивление злу насилием1.
ЧСомаров Э. Н., Литман А. Д. Мировоззрение М. К. Ганди. — М., 1969. — С. 174—175.
Условиями реализации принципа социального закаливания являются:
_ включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
— диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;
— стимулирование самопознания детей, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
— оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
— проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;
— ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;
— не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
— волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня.
— нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.
Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребенкаГ)Прежде всего важна роль идей о единстве коллектива школы, педагогов и учащихся, сплочении этого коллектива. В каждом классе, в каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное)(ГСозда-ние воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в школе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе^ \
Реализация принципа возможна при следующих условиях:
— выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и учащихся;
— определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;
— развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создание разнообразных детских объединений;
— формирование позитивного отношения к творчеству (воспитывающая среда должна быть эвристической);
— неповторимость учебного заведения (каждая школа должна иметь свое лицо);
— наличие отношений «ответственной зависимости» (А.С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся.
Этот принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности:
— школа для ребенка должна быть родной, и.он должен ощущать сопричастность к успехам и неудачам коллектива;
— педагоги и учащиеся — члены одного коллектива— помогают друг другу;
— общая цель школы — цель каждого педагога и ученика;
— необходимо реально доверять детям, а не играть с ними в доверие;
— каждый в коллективе должен быть творцом отношений и новых дел;
— равнодушный педагог рождает равнодушных учащихся. Перечисленные принципы, условия и правила отражают суть нашего подхода к организации воспитательного процесса.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое закономерности воспитания? Перечислите эти закономерности.
2. Что такое принципы воспитания?
3. Перечислите принципы воспитания и условия их реализации.
субъекты воспитания учащихся
§ 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Сущность, основные характеристики взаимодействия
Взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения явлений как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит «обмен» между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение.
Социальное взаимодействие осуществляется в процессе совместной деятельности и общения. В социальном плане взаимодействие людей рассматривают также как способ осуществления преемственности поколений. Передаче опыта, информации от поколения к поколению способствует взаимодействие людей: конкретное поведение, с одной стороны, и подражание этому поведению <— с другой. У ребенка усвоение опыта и овладение им всегда происходит через взрослого или старшего в совместной деятельности. Чтобы овладеть опытом и «присвоить» его себе, ребенок вступает во взаимодействие с более опытным, старшим. Взаимодействие служит в этом процессе способом освоения культурного наследия предшествующих поколений.
В школьном коллективе идет освоение социального наследия, созданного предыдущими поколениями, а также тех ценностей, которые отличают данную школу. Коллектив, имеющий свои традиции, высокую нравственную атмосферу, всегда отличается особым взаимодействием педагогов и учащихся, а также процессом передачи опыта. Так, в школе, где сохраняется сотрудничество старших и младших, взаимопомощь, под-
держка, забота друг о друге становятся нормой в коллективе. Эта атмосфера способствует сохранению положительных достижений, укрепляет преемственные связи в коллективе.
В условиях школьного коллектива передача опыта, общечеловеческих ценностей идет по крайней мере в двух направлениях: в процессе взаимодействия педагогов и учащихся, т. е. в специально организованном учебно-воспитательном процессе, а также в совместной деятельности старших и младших школьников. Чем теснее и многообразнее контакты, чем выше уровень сотрудничества школьных поколений, тем успешнее развиваются преемственные связи между ними. Старшие, педагоги, являются носителями культурного наследия, традиций в школе, но станет ли это достоянием младших поколений — зависит от характера взаимодействия педагогов и учащихся.
В любом взаимодействии, как правило, одна сторона активнее другой с точки зрения «обмена» информацией, энергией, деятельностью. В данном аспекте педагоги и школьники, старшие и младшие находятся в неравном положении. На их отношениях существенно сказываются различия социального статуса и жизненного опыта. Этим обусловлена руководящая роль педагогов (в скрытой или открытой форме) в процессе их взаимодействия. Однако направляющая позиция одних не предопределяет пассивность других. Часто именно школьники существенно влияют на деятельность взрослых, стимулируют пересмотр педагогических позиций и установок, дают толчок для роста педагогического мастерства учителей. Информация, полученная от школьников, является главной при определении перспектив, выборе содержания и форм работы воспитателей, вносит существенные коррективы в их замыслы.
Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе одновременно происходит в разных системах: между школьниками (между сверстниками, старшими и младшими), между педагогами и учащимися, между учителями. Все системы взаимосвязаны, влияют друг на друга, поэтому для них характерны некоторые общие черты. В то же время каждая из этих систем имеет свои особенности и относительную самостоятельность. Среди названных систем направляющую роль по отношению к другим выполняет взаимодействие педагогов и учащихся. В то же время стиль отношений педагогов и школьников зависит от характера отношений в педагогическом коллективе и определяется особенностями взаимоотношений между детьми в ученическом коллективе. Стиль взаимодействия в
педагогическое коллектива проецируется на все другие систе
ма: взаимодействия в школьном коллективе.
/ Е качестве ведущей цели взаимодействия педагогов и школь-
няхоч мы рассматриваем развитие личностей взаимодейству
ющих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и
пеалигацию его воспитательных возможностей. -^
Основными характеристиками взаимодействия считают: \
взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаим- _7
кые действия, взаимовлияние1. ^
Все характеристики взаимодействия взаимосвязаны и вза-;*мообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования по-чожнтельных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласии^ договориться о совместных действиях. Активные совместные дела педагогов и учащихся, в свою очередь, позволяют лучше узнать друг друга, способствуют усилению их влияния друг на друга. ,
Сущность взаимодействия помогает раскрыть такие инте-•ративные его характеристики, как срабатываемость и совмес-"имость. Срабатываемость — феномен, характеризующий со-чместную деятельность людей с точки зрения ее успешности: количества, качества, скорости, оптимальной координации действий партнеров, основанной на взаимном содействии. Сработавшиеся люди показывают наименьшую речевую продуктивность, наименьшее число эмоциональных высказываний типа «сомнение». Совместимость характеризуется хтрежде всего максимально возможной удовлетворенностью партнеров друг другом, значительными эмоционально-энергетическими затратами на взаимодействие, высокой когнитивной идентификацией. Для совместимости ведущим является эмоциональный компонент взаимодействия. При оптимальной срабатываемости главным источником удовлетворения взаимодействием является совместная работа, при оптимальной совместимости этим источником служит процесс общения2.
Характеристика сущности,. структуры взаимодействия „помогает определить показатели его эффективности. Вместе с тем необходимо помнить, что взаимодействие участников воспитательного процесса — это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач,
'Обозов Н.Н.О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Педагогика, :981.— С. 80—92.
2Там же. — С. 86—89.
и эффективность определяется прежде всего развитием личности педагогов и школьников, степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились. Непосредственным и специфичным'показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса;
— по взаимопознанию — объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;
— по взаимопониманию — понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и школьниками; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;
— по взаимоотношениям — проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;
— по взаимным действиям — -осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;
— по взаимовлиянию — способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания.
В общем плане о развитии взаимодействия участников воспитательного процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.
Определение показателей эффективности взаимодействия позволяет проанализировать состояние этой проблемы в школь-
ном коллективе и в конкретной ситуации, чтобы целенаправленно управлять развитием взаимодействия участников педагогического процесса.
Типы взаимодействия
Основные характеристики взаимодействия по-разному проявляются в зависимости от условий и ситуаций, в которых осуществляется взаимодействие участников педагогического процесса, что позволяет говорить о множестве типов взаимодействия. Существуют различные основания для классификации.
Взаимодействия выделяют прежде всего по субъекту и
объект-субъекту:
— личность — личность (ученик — ученик, педагог — ученик, педагог— педагог, педагог — родитель и т.д.);
— коллектив — коллектив (коллектив младших — коллектив старших, класс — класс, ученический коллектив — педагогический коллектив и т.д.).
Каждый из этих типов имеет свои особенности в зависимости от возраста: одновозрастное и разновозрастное взаимодействие, взаимодействие в коллективе младших и старших школьников и т. д.
Отмечают прямое и косвенное взаимодействие.
Прямое взаимодействие характеризуется непосредственным воздействием друг на друга, косвенное же направлено не на саму личность, а на обстоятельства ее жиЗни, ее микросреду. Например, педагог, организуя коллективную познавательную деятельность, взаимодействует непосредственно с консультантами, от деятельности которых зависит участие в работе других школьников. Консультируя своих помощников, учитель направляет их внимание и действия на каждого ученика, дает советы, как включить своих товарищей в работу. Через консультантов педагог корректирует деятельность других детей, с которыми взаимодействие осуществляется косвенно.
Основанием для классификации типов взаимодействия может также быть:
— содержание Деятельности (взаимодействие в учебнрй, трудовой, эстетической и другой деятельности);
— наличие цели или ее отсутствие — во взаимодействии может ставиться специальная цель, тогда оно называется целенаправленным; либо цель может отсутствовать, и тогда говорят о стихийном взаимодействии;
— степень управляемости — управляемое, полууправляемое, неуправляемое; управляемое — целенаправленное взаи-
модействие, сопровождающееся систематической информаци ей о его результатах, позволяющее вносить необходимые коррективы в последующее взаимодействие; полууправляемое — это также целенаправленное взаимодействие, но обратная связь используется от случая к случаю; неуправляемое — это стихий ное взаимодействие1;
-^тип взаимосвязи — «на равных» или «руководство»; для взаимодействия «на равных» характерны субъект-субъектные отношения, активность с обеих взаимодействующих сторон; при «руководстве» — активность с одной стороны.
В практической работе характеризуют взаимодействие по оптимальности, эффективности, частоте и устойчивости. Различные подходы к классификации типов взаимодействия не исключают друг друга, а еще раз подчеркивают многоаспект-ность и многогранность этого процесса. Мы взяли за основу классификации характер взаимодействия, выделяя при этом следующие три признака: отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга, наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности, субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимодействии. Различные сочетания этих признаков дают определенные типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация (см.таблицу 1).
Данная типология применима к характеристике взаимодействия участников воспитательного процесса на всех уровнях: учитель — ученик, ученик — ученик, педагог — педагог и т.д. Наиболее эффективным для развития коллектива и личности является сотруднический тип взаимодействия, который характеризуется объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок; гуманными, доброжелательными и доверительными, демократичными взаимоотношениями; активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительно взаимным влиянием друг на друга, иначе говоря, высоким уровнем развития всех его компонентов.
Сотрудничество участников воспитательного процесса — это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и
Сокольников Ю. П. Системный анализ воспитания школьников. — М,: Педагогика, 1986. — С. 7—8.
Таблица 1
Типы взаимодействия
Тип взаимодействия | Отношение к интересам друг друга | Наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности | Субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимодействии |
Сотрудничество | Взаимнополо-жительное | + | С-С |
Диалог | Взаимнополо-житёльное | " | С-С |
Опека | Взаимнополо-жительное | " | С-О |
Подавление | Односторонне положительное | С-0 | |
Соглашение | Нейтральное | + | С-С |
Конфронтация | Отрицательное | - | С-С |
Индифферентность (полная или частичная) | Нейтральное | С-С |
оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Сотрудничество не допускает бессмысленной, нерезультативной работы. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон, позволяют подняться коллективу, его членам на новый качественный уровень. У школьников формируется отношение к себе и другим людям как творцам общей пользы, как единомышленникам и товарищам по общей
работе.
Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций партнеров, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу, характеризуется преобладанием в его структуре когнитивного или эмоционального компонентов. Такое взаимодействие помогает «чувствовать партнера», лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяют выработать в результате сходные убеждения, установки, взгляды на ту или иную ситуацию. Эффективность диалогу
обеспечивают его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.
Педагоги и школьники в повседневной жизни участвуют в разных диалогах. Отсутствие навыка ведения продуктивного диалога приводит к недоброжелательности в отношениях, недоразумениям, спорам, конфликтам. И наоборот, правильно построенный диалог создает благоприятные условия для сотруднического взаимодействия участников педагогического процесса.
В основе соглашения лежит договоренность взаимодействующих сторон об их роли, позиции и функциях в коллективе, в конкретной деятельности. Участники взаимодействия знают возможности и потребности друг друга, понимают необходимость договориться, скоординировать свои действия в целях достижения положительного результата. В ряде случаев этот тип взаимодействия является наиболее эффективным и приемлемым, если, например, между взаимодействующими сторонами существует психологическая несовместимость, что вполне естественно. Заинтересованность в положительном результате работы, понимание необходимости вклада каждой стороны в общий итог побуждает партнеров договариваться. * Опека — это забота одной стороны о другой (учителя об учениках, старших о младших). Одни действуют по преимуществу только как передатчики, а другие — как активные потребители готового опыта, и, таким образом, взаимодействие носит односторонний, опекающе-потребительский характер. Сущность данного типа взаимодействия определяет И.П.Иванов: «У ребенка как будто и требуют активной самостоятельной деятельности, но тут же гасят ее, стремясь дать ему указание, внести в него уже готовый опыт, постоянно открыто воспитывать. Воспитанники относятся к воспитателям как к людям, которые должны постоянно о них заботиться, как к передатчикам готового опыта — более или менее требовательным, добрым, справедливым, а к себе как к более или менее заинтересованным, способным, самостоятельным. Односторонне-потребительская позиция воспитанников является основной причиной живучести потребительской психологии. Школьники привыкают прежде всего получать готовый опыт, избирательно относиться к нему, а потому и к окружающему миру как к источнику большей или меньшей пользы прежде всего для себя»1.
'См.: Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. — М.: Просвещение, 1990. — С. 29—30.
I/ Подавление — достаточно распространенный тип взаимодействия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, предписаний, что и как сделать.