Наследие классической древности. История древнейших школ на Земле

Осмысление воспитания как особого вида человеческой деятельности начало при постепенном приспособлении древних людей к современному порядку вещей. Это были попытки сознательной передачи опыта: собирательство и охота. Часто действиям, связанным с воспитанием передавался сакральный смысл. Появились люди имеющие опыт, связанный с воспитанием (священнослужители и старейшины). Начало истории педагогической мысли восходит к цивилизациям Древнего Востока. Главными носителями идеалов воспитания становятся государство, семья и церковь. Первые школы известные нам сегодня появились в Месопотамии в 3 тысячи лет до нашей эры и готовили писцов. Назывались они «Дома табличек» (эддубы) и размещались обычно при храмах. Была клинопись. Со временем эддубы превратились в центры культуры и просвещения, при них возникали библиотеки (Миппур, Ассур). Обычно был 1 учитель. Он изготавливал таблички-модели. Ученики переписывали и заучивали их. Обучение было платным. Плата зависела от авторитета учителя. (1 учитель для письма и 1 учитель да счёта).

Школа Древнего Египта Сведения об образовании египтян имеем с 3 тысячелетия до нашей эры. Психологический тип идеального египтянина: немногословный, стойкий к лишениям судьбы человек. Основной педагогический тезис «Послушание – наилучшее для человека». Авторитет отца и наставника абсолютен. Египтяне учили мальчиков и девочек. Занятия в школе шли с утра и до вечера. Обучение начиналось в 5 лет (научить чтению и письму, составлять деловые бумаги, 700 иероглифов нужно выучить и 2 стиля письма: деловой и уставной). Методы обучения (физические наказания): нравственное воспитание осуществлялось по преимуществу через заучивание моральных наставлений. Уделялось внимание этике. Учили жрецы (чтение и письмо) и специалисты в своей деятельности (ремесло, музыка, чиновничество). Лучшие школы – дворцовые, в которых обучали детей фараонов и какое-то количество детей из аристократических семей. Дидактические средства: глиняные черепки, кожа и кости животных, папирус.

Школа Палестины (Израиль и Иудея) 1 тысячелетие до нашей эры. Школа основана на 10 заповедях Ветхого Завета. Идеал воспитания: почтение к наставнику, чистота крови. Притчи царя Соломона начало 1 тысячелетия до нашей эры – на них воспитывали детей. Основная идея – почитать своего отца, не покушаться на чужое добро, вести праведную жизнь, искать мудрости, быть рассудительным и милостивым, избегать насилия, лжи, лицемерия, быть трудолюбивым, верным в дружбе, стремиться к добру. «Наказывай твоего и он даст тебе покой» - аксиома. Тора и талмуд – основные предметы обучения. Учили мальчиков и девочек. Высоко ценилось образование. «Пусть погибнет святилище, лишь бы дети посещали школу».

3 ступени школы:

- микрэ – в 6-10 лет (чтение, письмо на еврейском и халдейском языках и толкование библейских текстов);

- мишнэ – в 10-15 лет (изучение неписанных иудейских законов);

- гемарэ – в 15-18 (давали сведения из медицины, истории, геометрии).

Велись диспуты.

Школа Индии и Китая

Индия

У дравидских племен Индии в 3-2 тысячелетиях до н.э. воспитывали в учении насильно семейно-сословный характер (найдены 500 печатей и глиняных табличек). В 1 тысячелетии до н.э. в Индии складывается кастовая система образования. Основной источник – ригведа, составленная на санскрите и включающая в себя 1000 наставлений – вед. Главная идея воспитания – каждому следует развивать нравственные, умственные и физические качества, таким образом, сделаться достойным членом своей касты. В середине 1 тысячелетия до н.э. в противовес индуизму возникла педагогика буддизма (просветление). Идеал воспитания – подлинные истина и счастье возможны при непротивлению злу через благородный путь праведной жизни. Главная задача воспитания – очищение человеческой души через уход от мирских страстей, через самопознание и самосовершенство. Центры буддистского образования – монастыри. Принимали послушников из разных каст. Обучение детей идёт на родном языке – санскрит. Создан древний слоговый алфавит – брахми. Изучали трактаты по философии, математике, медицине. 5000 монастырей и 200000 ученых монахов.

Китай

В основе педагогического воспитания в Древнем Китае – семейно-общественное воспитание 4 тысячелетия до н.э. У каждого дома покровитель – цзловалн (домовой). Он наказывал или награждал домочадцев.

Были 2 философских системы:

Даосизм. Лао Цзы учил следовать через благодетель, быть гармоничным с миром, уйти от суеты, нельзя держаться за свое «я», быть мягким, быть спокойным. Категория Дао – понимать что вы, а что внесено страстями, создавать, а не присваивать, творить, а не хвалиться, являться старшим, а не повелевать.

Конфуцианство. Конфуций (551 – 479). Учитель и ученик растут вместе. Воспитание вше обучения. Основной педагогический труд Конфуция – «Лунь-юй» («Беседы и рассуждения»). Идеалы ученого мужа по Конфуцию: трудолюбив, бережлив, прилежен, ответственен, уважает учителя и уважает старших, стремление к знаниям.

Античная школа

Греция

Педагогика: спартанская и афинская.

Воспитание в Спарте.

Плутарх, Аристотель, Ксенофонт – реконструкторы воспитания в Спарте. Цель воспитания – воин для армию. Суровое воспитания ребенка, начиная с рождения и до 7-летнего возраста мальчик воспитывался дома под присмотром матери и кормилицы. Затем начинал обучение агогэ в Агелах (закрытая полувоенная школа). Попадали все мальчики-спартанцы: бедные и богатые. Делался упор на физическое воспитание и патриотизм. Чтение поэм Гомера и Тритэя (Мезенские войны). Обучались грамотности и музыке (флейта, кифара и хоровое пение). Воспитывался тип мужчины, который умеет беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и побеждать. В школах было возрастное деление: младшие подчиняются старшим. В каждой группе был свой предводитель – педоном, которого воспитатели выделяли в группе и поощряли. Ирэнами называли тех, кто 2 года как возмужали (мальчики). Мемуирэнами называли молодых людей после 21 года. Ирэн достигший 20 лет командовал своими подчиненными, распоряжался ими когда приходилось заботиться о обеде. В конце обучения лучшие юноши становились членами корпуса всадников. Гражданские права спартанец получал в 20 лет, но еще 10 лет находился под контролем педонома. Только в 30 лет он становился совершеннолетним. Осуждалось пьянство. Много занимались воспитанием девочек (учили пению, танцам, отправлению религиозного обряда, физическое воспитание).

Воспитание в Афинах.

Афинское воспитание определялось воспитанием Салона. Идея гуманизма, полная свобода всех сил и дарования отдельного гражданина. Культ Аполлона и 9 муз. Воспитывали эмоциональный, чувственный дух человека. Родители воспитывали детей в зависимости от средств. Ценилась красота тела, но больше красота души. Большое внимание уделялось музыкальному воспитанию. В Афинах до 6 лет дитя было в семье, затем в школу. В школу водил ребенка раб-педагог. Начальная школа – грамматика, где учили чтению, письму,с чету, стихам. Учебные книги: Гомер, Гессиод, Эзоп. Лощеные дощечки покрытые воском,п исали стилем. Школа кефариста – музыка и пение. С 12 до 14 лет посещали пелестру, где шли занятия гимнастикой. Следили за дисциплиной (телесные наказания). С 5 в до н.э. афинское образование усложняется, появляется грамматика, риторика, диалектика, мифология, история, астрономия, естественные науки, философия. Высшие школы – философские школы. Преподаватели софисты. Основная идея – познай самого себя. Женского образования в Афинах не было. Женщина сидела дома. Многие идеи греческой школы были воспитаны римской.

Рим

Образование в Древнем Риме складывалось под влиянием эллинистической культуры и воспитания на базе сложившихся римских традиций. Рим был основан в 753 г. до н. э., пережил эпоху могущественной империи и пал под натиском варваров в V в. Во время раннего римского воспитания (VIII–III вв. до н. э.) молодежь получала образование в домашне-семейных условиях. Ответственность за результаты нравственного и гражданского воспитания возлагалась на отца, который привлекал сына к участию в общественных и трудовых делах. В V в. до н. э. возникают первые начальные элементарные школы – ludi (в переводе – игра, спорт, уклонение от работы), которые были частными и платными, давали начала знаний и не пользовались авторитетом, уступая уровню семейного воспитания.

В период с III в. до н. э. по I в. до н. э. римское могущество распространяется на значительные территории, при этом образование начинает меняться под влиянием греческой традиции. Самым распространенным типом школы в это время была начальная элементарная школа, главной целью которой являлось обучение грамоте. Создание грамматических школ связано с возросшими требованиями к уровню образования и потребностью римской интеллигенции в овладении эллинской культурой. В грамматических школах изучались греческий и латинский языки, основы римского права, риторика. Ко II в. до н. э. в Рим проникают новые тенденции греческого образования, и для получения эллинского образования в семьи к влиятельным римским гражданам приглашаются учителя-греки. Появляется новый тип учебного заведения – школы риторов, где обучение ораторскому искусству шло на базе расширения знаний в латинской и греческой грамматиках.

В целом в период с I в. до н. э. по II в. в Древнем Риме складывалась система образовательных учреждений, в рамках которой обучение мало чем отличалось от обучения в Элладе, но имело более прагматическую направленность. Система образования состояла из нескольких ступеней. Начальное образование было представлено элементарными, или тривиальными, школами; они были частными и платными, но их деятельность контролировалась государством. Чаще всего в программу обучения таких школ входили чтение, счет, письмо; сроки обучения не были строго установлены. Школы посещали совместно мальчики и девочки.

Средняя ступень образования была представлена грамматическими и риторическими школами для юношей. Грамматические школы давали повышенный уровень образования, в них обучались мальчики от 12 до 16 лет. Содержание образования было представлено «семью свободными искусствами», которые в дальнейшем станут базовыми для формирования содержания образования на долгие века в европейской образовательной традиции. Эти «семь свободных искусств» включали в себя тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка), а их изучение было практико-ориентированным.

Риторические школы предназначались для образования молодых людей старше 15 лет аристократического происхождения, желающих посвятить себя политической карьере или государственной службе. В школе практиковались диспуты при обучении риторике, изучались философия, музыка, математика, астрономия. Заключительный этап образования будущий государственный деятель получал в своеобразном учебном заведении – коллегии юношества. Военная подготовка осуществлялась в легионах. Деятельность всех образовательных учреждений находилась под контролем государства, которое способствовало распространению образования и увеличению числа школ, выплачивало жалованье учителям.

В последние десятилетия существования Римской империи образование постепенно приходит в упадок.

Наши рекомендации