Учет темперамента в трудовой деятельности
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.
Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных фак-торов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.).
Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.
Первый путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности (диспетчеры энергосистем, горноспасатели, летчики и т.п.). Деятельность в этих профессиях связана с регулярным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью.
Следует отметить, что важен не только профессиональный отбор, но и профориентация, т.е. выбор каждым человеком такой трудовой деятельности, которая соответствовала бы не только его интересам, но и его индивидуальным особенностям и возможностям. Исследования показывают, что лица, прошедшие профессиональную специализацию с учетом их психологических характеристик, испытывают большое удовлетворение от своего труда, что самым благоприятным образом сказывается на их производительности.
Второй заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход). При этом обучение и воспитание должны не менять темперамент, а помогать человеку преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны.
В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у холериков посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс. От них следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе. На меланхоликов надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание. У флегматиков следует развивать большую подвижность, активность. У сангвиников нужно воспитывать настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
Третий заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов. Например, на очень интересном занятии, вызывающем повышенную активность обучающихся, степень сдержанности холериков не меньше, чем сангвиников, а работоспособность меланхоликов не ниже, чем флегматиков.
Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности – формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приёмов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата. Человек обычно выбирает такие приёмы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту, но выбирает он их не всегда осознанно. Педагог должен сознательно, творчески вырабатывать индивидуальный стиль деятельности.
Следует отметить, что большинство видов деятельности и, в частности, в сфере сервиса, на различных своих этапах требует проявления таких динамических свойств личности, которые характерны для различных темпераментов. Так, например, на стадии организации туристических экскурсий требуется энергичность и импульсивность холерика. При непосредственном контакте с экскурсантами необходима повышенная чувствительность, характерная для меланхолика, а для документального оформления экскурсионного процесса требуется сосредоточенность и терпеливость флегматика.
Различия по темпераментам – это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нестрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей.
Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.
Вопросы для самопроверки:
1. Что понимается под темпераментом?
2. Каковы основные свойства темперамента?
3. Какие существуют типы темпераментов людей? Дайте им психологическую характеристику.
4. Какова роль темперамента в деятельности человека?
Глава 12. Характер