I. Основные проблемы функционирования системы музыкального образования на современном этапе
Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы
I. Основные проблемы функционирования системы музыкального образования на современном этапе
На протяжении более чем двухсотлетней истории российского отечественного музыкального образования была сформирована уникальная система по подготовке профессиональных музыкантов и приобщению подрастающего поколения к музыкальному искусству и творчеству. В основу содержания системы музыкального образования положены исторически сложившиеся и апробированные традиции обучения детей и молодежи на лучших образцах классической и народной музыки.
В настоящее время в стране имеется развитая сеть образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области музыкального искусства и педагогики (3089 детских музыкальных школ и школ искусств с музыкальными отделениями, 176 средних и 45 высших учебных заведений), находящихся в ведении не только органов управления культурой всех уровней, но и органов управления образованием. Так, например, в ведении Минобрнауки России находятся 23 вуза, реализующих программы в области музыкального искусства, а также педагогические вузы, осуществляющие подготовку учителей музыки для общеобразовательных школ.
Исторический опыт позволяет определить систему музыкального образования как совокупность образовательных учреждений и реализуемых в них образовательных программ в области музыкального искусства и педагогики, направленных на подготовку профессиональных музыкантов, распространение в обществе знаний о музыкальном наследии человечества, развитие творческого потенциала и формирование целостной личности, ее духовности, интеллектуального и эмоционального богатства.
Многие десятилетия система российского музыкального образования развивалась в двух направлениях, при этом центрами по подготовке кадров этой системы являлись консерватории и вузы, реализующие образовательные программы в области музыкального искусства (академии и институты музыки).
Первое направление связано с подготовкой профессиональных кадров, основанной на взаимосвязи 3-х этапов обучения – в детской школе искусств (музыкальной школе), музыкальных училищах (колледжах искусств) и музыкальных вузах (консерваториях, вузах искусств и культуры)[1], а также двухступенной модели – средние специальные музыкальные школы и хоровые училища[2] - музыкальный вуз (консерватория, вуз искусств).
С целью совершенствования исполнительского мастерства и подготовки преподавателей высшей квалификации для вузов, реализующих программы в области музыкального искусства, у наиболее талантливой молодежи имеется возможность обучаться в ассистентурах-стажировках, а у будущих научных работников – аспирантуре.
Сама практика музыкального образования доказала, что становление музыканта-исполнителя, дирижера, композитора, преподавателя, музыковеда и учителя музыки в силу особенностей профессионального (психоэмоционального, физиологического) развития личности должно осуществляться на протяжении 17-19 лет посредством реализации в образовательных организациях преемственных образовательных программ.
Основа трехуровневой подготовки профессиональных музыкантов была заложена в конце XIX века активной педагогической деятельностью и теоретическими изысканиями великих российских музыкантов-исполнителей и композиторов, а также благодаря организаторской и методической деятельности Российского музыкального общества (Императорского российского музыкального общества). Эта модель была сохранена, развита и приобрела общегосударственное значение в советский период истории нашей страны. Результатом явилось безусловное лидерство отечественных музыкантов-исполнителей на мировой концертной эстраде, а отечественный опыт по подготовке музыкантов стал примером для ряда зарубежных стран.
Второе направление в системе российского музыкального образования связано с массовым приобщением детей к музыкальному творчеству, получившее наибольшее развитие во второй половине ХХ века в общеобразовательных школах и развитой сети досуговых (клубных) учреждений. Детские хоровые коллективы, духовые оркестры, вокально-инструментальные ансамбли были в стране массовым явлением.
Несмотря на свою культурно-историческую значимость, система российского музыкального образования на протяжении последних двух десятилетий переживала сложный период, вызванный рядом законодательных, управленческих, содержательных, кадровых, материально-технических проблем.
Большой вклад в сохранение системы российского музыкального образования внесла Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 1244-р, а с 2011 года и Закон Российской Федерации «Об образовании», в который были внесены изменения, направленные на сохранение многоуровневого музыкального образования (детские школы искусств получили возможность реализовывать предпрофессиональные программы, одаренные дети на законных основаниях получили возможность обучаться по интегрированным программам, а наиболее талантливая молодежь – в ассистентуре-стажировке). В последнее время стал повышаться статус преподавателя детской школы искусств, началась постепенная модернизация материально-технической базы школ искусств, разрабатываются и внедряются в практику новые образовательные программы, увеличилось количество творческих мероприятий для детей и молодежи, внимание стало уделяться и повышению квалификации преподавателей как школ искусств, так и учителей музыки общеобразовательных школ.
Концепция 2008 года поставила общие для образования в сфере культуры и искусства проблемы, цели и задачи, позволившие реализовать ряд первостепенных законодательных инициатив, а также значительно укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений.
В то же время на сегодняшний день остаются нерешенными наиболее важные для российской системы музыкального образования вопросы, среди которых:
1) недостаточное понимание основополагающего значения музыкального искусства и детского творчества в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, особенно на региональном и муниципальном уровнях;
2) отсутствие вертикали межотраслевого взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов управления культурой по вопросам музыкального образования;
3) неукомплектованность региональных и муниципальных учреждений культуры (филармоний, театров), симфонических и народных оркестров профессиональными кадрами, в первую очередь - музыкантами-оркестрантами;
4) кадровый дефицит преподавателей и концертмейстеров в детских музыкальных школах сельской местности, музыкальных училищах (особенно велика потребность в преподавателях историко-теоретических дисциплин, а также по классам струнных, духовых, ударных, народных инструментов);
5) прогрессирующее уменьшение количества обучающихся по ряду основополагающих музыкальных специальностей (по классам оркестровых духовых, ударных, народных и струнных инструментов, на хоровых и историко-теоретических отделениях: за последние 10 лет количество детей, обучающихся на хоровых отделениях в ДШИ, уменьшилось на 11 тыс. человек, а обучающихся на струнных инструментах – на 35 тысяч, при общем увеличении количества детей в ДШИ на 150 тысяч человек);
6) снижение качества подготовки выпускников музыкальных училищ, музыкальных и педагогических вузов по причине снижения уровня подготовки выпускников в детских школах искусств, превращения ДШИ в досуговые учреждения;
7) рассредоточение профессиональной подготовки музыкантов по непрофильным вузам, невысокий уровень подготовки учителей музыки в вузах педагогической направленности;
8) отсутствие в большинстве общеобразовательных школ различных форм детского музыкального творчества – детских хоров, инструментальных и вокальных ансамблей, духовых, народных, эстрадных оркестров.
Данное состояние системы российского музыкального образования не соответствует государственным интересам, не гарантирует поступательного развития российской культуры и образования и не способствует сохранению их самобытности.