Особенности проведения общеразвивающих упражнений в средней группе учреждения дошкольного образования

Возросшие функциональные возможности и приобретенный двигательный опыт – хорошая основа для совершенствования обучения общеразвивающим упражнениям по всем названным параметрам детей средней группы.

Чаще всего для выполнения общеразвивающих упражнений дети строятся в звенья, которые выводят вперед назначенные педагогом звенья. Звеньев должно быть не много (3-4) и размещаться они должны вдоль площадки. Но возможно и построение в круг, особенно, если в комплексе доминируют упражнения в исходном положении сидя и лежа, а дети ещё не научились держать дистанцию.

Если группа состоит из детей контрастного роста, то после перестроения в звенья педагог должен перейти на противоположную сторону и предложить детям повернуться кругом, чтобы те, кто меньше ростом, оказались впереди.

Самый рациональный способ раздачи пособий – разбор по ходу. Надо, чтобы дети научились делать это не замедляя темпа движения.

Самым характерным усложнением общеразвивающих упражнений в средней группе становится их выполнение под счет. Это обеспечивает слаженность и четкость движений и является важным показателем обученности детей. Счет должен фиксировать действие. Это следует акцентировать при показе.

В отличие от младшей группы при разучивании обшеразвивающих упражнений, как правило, имеет место предварительный показ в сочетании с объяснением. Порядок действия педагога:

  • назвать упражнение (это обеспечивает психологическую готовность к действиям);
  • показать упражнение, сопровождая показ объяснением;
  • подготовить детей к выполнению, называя детали исходного положения, например: «Поставьте ноги на ширину плеч, руки – в стороны ладонями вверх»;
  • обеспечить одновременное начало выполнения, командой «Начи-най!»
  • начинать упражнение вместе с детьми, а после 2-3 повторений, предоставить детям продолжать его самостоятельно;
  • обеспечить одновременное окончание упражнения, для чего необходимо сделать акцент на счете «два» при последнем повторении.

Педагог следит за правильностью выполнения упражнений. Очень важно уметь ритмично вести счет. На первом этапе нужно чередовать счет со словами – указаниями(наклониться выпрямиться…раз-два..) Темп счета зависит от характера двигательных Действий. Так, прогибания и повороты в положении лежа, поднимание прямых ног в положении сидя и им подобные выполняются в медленном темпе.

Словесные комментарии педагога – подсказки, советы, указания, оценки должны вписываться в ритм и темп упражнений. Иногда бывает необходимо помочь ребенку действием – поправить, поддержать. Педагог должен уметь делать это, не прерывая и не останавливая остальных детей.

Особенности проведения общеразвивающих упражнений

В старшей группе учреждения дошкольного образования

Старшие дошкольники должны выполнять общеразвивающие упражнения четко, выразительно, слаженно, ритмично.

Кроме того, общеразвивающие упражнения – благодатным материал для развития детского Построение в звенья проводится перестроением через середину площадки по три. В таком варианте каждый ребенок активен, вынужден быстро ориентироваться в пространстве, а не идти пассивно за звеньевым. Для выполнения упражнений в парах дети перестраиваются через середину по два или по четыре. В последнем случае целесообразно применить дробление и сведение.

Используется также построение шеренгами, в шахматном порядке, концентрическими кругами, а в природных условиях и хаотично.

Пособия разбираются детьми, как правило, по ходу, хотя возможны и другие варианты. Например, построившимся на упражнения детям педагог объявляет, что они будут выполнять упражнения с разными предметами и каждый может взять себе, что хочет (палку, мяч, обруч, флажки и др.). Звенья рассыпаются на короткое время, а потом каждый становится на свое место.

Схема действия педагога, в принципе, такая же, как в средней группе. Но показ может быть частичным. Практикуется использование действий без показа в целях специфического контроля.

Стимулируя детскую изобретательность, можно использовать показ упражнений детьми.

Качество выполнения упражнений детьми, их слаженность и выразительность во многом зависят от умений педагога вести счет и вносить словесные комментарии в ритм и темп упражнений.

Счет фиксирует действие и приучает детей к самоконтролю.

Методика обучения ходьбе в возрастных группах дошкольного учреждения

(задачи определены программой)

Младший возраст

Особенности выполнения движения детьми: нет согласованности движений рук и ног; не сформирована ступня – дети «шлепают» ею во время ходьбы, ноги полусогнуты, туловище наклонено вперед; ребенок при ходьбе наступает всей ступней; при ходьбе ребенок опускает голову, смотрит себе под ноги; темп ходьбы неустойчив; плохо используется пространство зала

Педагогические требования при обучении движению: обращать внимание на положение туловища и головы во время движения (голова поднята, туловище выпрямлено), при ходьбе обращать внимание на то, чтобы дети не «шаркали» ногами, не смотрели под ноги.

Средний возраст

Особенности выполнения движения детьми: ходьба вполне уверенная, с четким соблюдением намеченного направления. Движения рук еще не энергичны и выполняются с маленькой амплитудой. Плечи напряжены, туловище не достаточно выпрямлено, зато голова при ходьбе «смотрит» вперед. Увеличивается длина шага, устанавливается ритмичность шагов. В целом ходьба еще недостаточно совершенна. Часто встречаются отсутствие правильной осанки, «шарканье» ногами, скованные движения

Педагогические требования при обучении движению: обращать внимание на движения рук во время выполнения упражнения, на положение туловища ( плечи расправлены, спина прямая), на постановку стопы (перекат с пятки на носок) Следить за правильной осанкой

Старший возраст

Особенности выполнения движения детьми: согласованность движений рук и ног, уверенный широкий шаг с обозначенным перекатом, хорошая ориентировка при передвижениях группой, правильное положение тела (туловище выпрямлено, голова – прямо). В индивидуальных занятиях дети теряются.

Педагогические требования при обучении движению: обращать внимание на положение рук при ходьбе, на способ ходьбы размашистым шагом с постановкой ноги с носка

Наши рекомендации