Приемы выделения значимых частей слова
Разбор слова по составу в начальной школе
Шкляр И.А., Школа педагогики ДВФУ, к.п.н.
Разбор слова по составу (морфемный разбор, морфемный анализ) традиционно используется в начальной школе как грамматико-орфографическое упражнение аналитического типа [3, с.116]. Согласно «Примерной программе по русскому языку», соответствующей ФГОС НОО [9], в начальной школе ученики изучают и, соответственно, выделяют в словах корень, приставку, суффикс, окончание и основу [6, с.15-16]. Морфемный анализ вносит существенный вклад в формирование универсальных учебных действий (особенно логических познавательных УУД): анализ, синтез, сравнение, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство [2, с.30]. В процессе разбора слова по составу происходит взаимодействие различных уровней языка: фонологического, морфологического, словообразовательного, лексического. Это влияет на систематизацию знаний по языку, на комплексное применение совокупности языковых умений. Овладение разбором слова по составу способствует обогащению и уточнению словаря учащихся, развитию правильности, выразительности, образности речи, формированию навыков грамотного и безошибочного письма. Обращение к разбору слова по составу способно формировать интерес к языку, к культуре народа-носителя языка.
Основными задачами морфемного анализа являются:
1. Установление морфемного состава слова.
2. Нахождение слов, необходимых для сравнения с анализируемым словом: подбор однокоренных слов с разными приставками и суффиксами; обнаружение неоднокоренных слов с одной и той же приставкой или с одним и тем же суффиксом.
3. Разграничение форм одного и того же слова и однокоренных слов, а последних – от синонимов и антонимов.
Причины ошибок в разборе слова по составу
При формировании у младших школьников действия морфемного анализа слова необходимо учитывать типичные причины ошибок в разборе слова по составу [7, с.171-173]:
1. Форма и значение языковой единицы рассматриваются учениками в отрыве друг от друга. Т.е. при объяснении значения морфемы не указывается ее фонемный состав, при установлении буквенного состава морфемы не раскрывается ее значение.
2. Несформированность приемов выделения той или иной значимой части слова.
3. Смешение родственных слов и словоформ.
4. Плохая фонетическая подготовка.
5. Непонимание особенностей русской графики.
6. Неумение устанавливать словообразовательные связи.
7. Наличие «замаскированных» морфем. ( В первую очередь, имеется в виду обозначение звука [й`] «йотированными гласными»: игра[й`у]).
Приемы выделения значимых частей слова
Существенное место в разборе слова по составу занимают приемы выделения корня, окончания, приставки, суффикса.
Морфема имеет 2 взаимосвязанные стороны: внешнюю (звуковой состав) и внутреннюю (значение). Поэтому выделяют морфему в ряду слов, имеющих общность в значении и фонемном составе.
Для выделения корня необходимо подбирать и сравнивать однокоренные слова с целью распознавания их общей части. Т.Г.Рамзаева указывает на необходимость подбирать однокоренные слова с приставками и без приставок. Это нужно для того, чтобы избежать возможные ошибки: при подборе слов с одинаковой приставкой учащиеся могут включить ее в корень [4, с.221-222]. Кроме того, необходимо убедиться, что ученики точно понимают лексическое значение слова, которое подвергается морфемному анализу [5, с.125]. Таким образом, чтобы выделить корень, ученик, осознавая лексическое значение слова, подбирает ряд однокоренных слов с приставками и без приставок и выделяет их общую часть (корень).
Вычленение окончания как средства выражения грамматических значений числа, рода, падежа, лица сопряжено с определенными трудностями. По мере изучения частей речи школьниками усваиваются сведения об изменении той или иной части речи и, следовательно, совершенствуется умение находить в слове окончание. Общий способ нахождения окончания такой: а) изменение конкретных грамматических значений слова; б) сравнение исходной и полученных форм слова; в) нахождение изменившейся части (окончания) [7, с.179].
Раньше остальных форм слова школьники знакомятся с формой числа существительных, прилагательных, глаголов. Числовое значение – наиболее понятное для младших школьников грамматическое значение, поэтому учащиеся активно пользуются изменением слов по числам с целью выделения окончания. Позже учащиеся знакомятся с изменением прилагательных по родам. А в дальнейшем – со склонением имен существительных и прилагательных, со спряжением глагола. То есть усвоение материала о частях речи, об особенностях их изменения является условием правильного вычленения окончания в слове.
Е.Г.Шашкова подчеркивает, что на начальных этапах обучения морфемному анализу сравниваемые слова обязательно должны быть записаны. Запись позволит увидеть в формах слов общее (неизменяемую часть) и различное (изменяемую часть) [5, с.225].
Таким образом, чтобы выделить окончание ученик должен: а) изменить слово, исходя из его принадлежности к определенной части речи; б) сравнить формы слова; в) отделить изменяемую часть (окончание).
Для выделения приставки подбираются однокоренные слова с разными приставками и без приставок. При сравнении слов вычленяется часть перед корнем. Поскольку любая морфема (в том числе и приставка) выделяется путем подбора слов с общим семантическим признаком и одинаковым по фонемному составу отрезком, то эффективно подбирать слова с одной и той же приставкой (заиграть, зацвести, запеть и т.д.)
Но, как отмечает Т.Г.Рамзаева, операция подбора слов с одной и той же приставкой менее эффективна, чем подбор слов с разными приставками. «Объясняется это тем, что для подбора слов с одной и той же приставкой надо уже знать ее в слове» [4, с.222]. Для младших школьников это затруднительно, поскольку их опыт в выделении приставок еще недостаточный. Поэтому подбор неоднокоренных слов с одинаковой приставкой уместно использовать как доказательство того, что приставка выделена правильно. На данном этапе особенно важно руководство со стороны учителя. Педагог сможет предупредить неверный отбор слов (например, с омонимичными приставками), обратить внимание на общность в значении слов, которую привносит приставка, уточнить значение приставки и ее звуковой состав.
Таким образом, для нахождения приставки нужно: а) найти часть перед корнем; б) подобрать однокоренные слова с различными приставками и без приставок; в) выделить приставку; г) подобрать неоднокоренные слова с той же приставкой с целью проверки правильности выделения морфемы.
Выделение суффикса в слове – достаточно сложная для младшего школьника операция. В качестве доступного приема выделения этой морфемы Е.Г.Шашкова предлагает нахождение отрезка слова между корнем и окончанием [5, с.125]. Тем не менее, доступность этого приема не гарантирует правильное выделение суффикса. Для точного нахождения суффикса П.С.Жедек предлагает использовать операции подбора однокоренных слов с другими суффиксами и неоднокоренных слов с одним и тем же суффиксом [7, с.181]. Т.Г.Рамзаева считает, что эффективнее всего использовать наблюдения над словообразовательными связями: сравнивать производящее и производное слово (город – городской; гусь – гусенок и т.п.).
Использование комплекса указанных приемов приведет к точному нахождению суффикса в составе слова.
Нахождение неоднокоренных слов с одинаковыми суффиксами, обнаружение однокоренных слов с разными суффиксами, сопоставление производного и производящего слов с целью нахождения суффикса – достаточно сложная операция для ученика. Поэтому на первых этапах выделение суффикса проводится под руководством учителя. Для самостоятельного анализа слово дается только после того, как школьники уже наблюдали над данной моделью словообразования. Так, учащиеся сначала выясняют, что от существительных с помощью суффикса –онок-(-енок-) можно образовать существительные, называющие детенышей животных (кот – котёнок, заяц – зайчонок и т.п.), а позже самостоятельно разбирают по составу слова, типа гусёнок, оленёнок и др.
Таким образом, для выделения суффикса ученик определяет: а) часть слова между корнем и окончанием; б) слово, от которого образовалось данное; в) сравнивает слова и находит суффикс, с помощью которого образовалось слово. Также ученик под руководством учителя находит и сопоставляет однокоренные слова с разными суффиксами, а также неоднокоренные слова с одним и тем же суффиксом.
Выделение основы происходит сразу же после нахождения окончания и опирается на знание школьников о том, что основа – это часть слова без окончания. При обучении детей выделять основу учителю необходимо помнить, что формообразующие аффиксы не входят в основу слова. Принимая во внимание ограниченность материала для морфемного анализа, учитель начальных классов должен учитывать, что в основу слова не входят:
1) суффикс прошедшего времени глагола –л-;
2) суффиксы неопределенной формы глагола –ть-,-ти-;
3) постфиксы –ся,-сь, если они выполняют формообразующую функцию: слово может употребляться без –ся-(-сь-) или с его присоединением значение слова не меняется (строить- строиться).
При выделении той или иной морфемы в слове важно, чтобы школьник осознавал операции, которые он осуществляет.