Уровни продуктивности деятельности педагога
В Педагогическая деятельность педагога профессионального образования имеет свои особенности. Он формирует личность молодого рабочего широкого профиля, обучая учащихся основам профессионального мастерства. Поэтому, с одной стороны, он является квалифицированным специалистом в определенной области, с другой — педагогом, обучающим воспитанников своей профессииВ соответствии с целями системы весь комплекс педагогических задач можно разделить на гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские. для решения каждой из этих задач необходим комплекс соответствующих умений: Уровень сформированности педагогических умений обеспечит более высокий уровень профессионализма мастера производственного обучения в решении педагогических задач. Было выделено три уровня: непродуктивный, малопродуктивный и продуктивный. Деятельность педагогов профессионального образования непродуктивного уровня характеризуется их умением сообщать знания учащимся, показывать свои профессиональные умения и навыки на практических примерах. Педагоги профессионального образования малопродуктивного уровня не только передают информацию, но и, учитывая возрастные особенности воспитанников, трансформируют ее в доступную для обучения форму. Деятельность педагогов профессионального образования продуктивного уровня отличает не только знание своего предмета и основных элементов психологии его усвоения, знание психологических и возрастных особенностей учащихся, но и умение строить учебно-воспитательный процесс в учебном заведении с учетом перспектив развития изучаемой профессии и производства. Конечную цель своей деятельности они видят в формировании у будущих рабочих не только основ профессионального мастерства, но и положительного отношения к труду, к людям. Микроструктура педагогической системы знаний определяет систему навыков и умений, входящих в структуру деятельности педагога профессионального образования. Продуктивная деятельность возможна при достаточном уровне сформированности проектировочных и конструктивных умений, тесно связанных с организаторскими. Педагоги продуктивного уровня уделяют больше внимания вопросам проектирования и организации деятельности учащихся, чем педагоги непродуктивного уровня деятельности.. У педагогов профессионального образования непродуктивного уровня ведущими являются конструктивно-коммуникативные умения. Это свидетельствует о том, что педагоги этой группы основное внимание уделяют установлению взаимоотношений с учащимися, в некоторой степени компенсируя таким путем недостаточную сформированность гностических, проектировочных и организаторских умений. Недостаточная сформированность гностических умений характерна для обеих групп педагогов профессионального образования. Данная область деятельности требует особых умений и навыков, которые формируются в других видах деятельности и часто не осознаются педагогами. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости педагогической подготовки в целях совершенствования гностических, умений, которые являются мощным резервом повышения педагогического мастерства. Выявлено также свойственное педагоамг профессионального образования продуктивного уровня состояние особой готовности к мобилизации собственных знаний, умений и навыков для решения педагогических задач. Деятельность педагогов продуктивного уровня отличает высокий уровень оценки значимости задач, системы знаний и педагогических умений, необходимых для их решения, и низкий уровень самооценки. Педагогов непродуктивного уровня деятельности характеризуют заниженные оценки значимости и высокая самооценка собственной структуры знаний и педагогических умений.
73.Стили и характеристика педагогической деятельности.
Стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль учителя. Стиль педагогическойдеятельности выявляет воздействие по меньшей мере трех факторов: а) индивидуально-психологических особенностей субъекта этой деятельности — учителя (преподавателя), включающих индивидно-типологические, личностные, поведенческие особенности; б) особенностей самой деятельности и в) особенностей обучающихся В педагогической деятельности, характеризующейся тем, что она осуществляется в субъектно-субъектном взаимодействии в конкретных учебных ситуациях организации и управления учебной деятельностью обучающегося, эти факторы соотносятся также: а) с характером взаимодействия; б) с характером организации деятельности; в) с предметно-профессиональной компетентностью учителя; г) с характером общения. Стили педагогической деятельности прежде всего подразделяются на три общих, рассмотренных выше вида: авторитарный, демократический и либерально-попустительский, наполняясь в то же время собственно «педагогическим» содержанием. Авторитарный стиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивностьДемократический стиль. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность,— стиль увлеченности педагога совместной с учащимися творческой деятельностью, что является выражением отношения учителя к своему делу, к своей профессии;— стиль общения — дистанция, являющаяся выражением авторитарного стиля, который, благоприятно сказываясь на внешних показателях дисциплины, организованности обучающихся, может привести к личностным изменениям — конформизму, фрустрации, неадекватности самооценки, снижению уровня притязаний и т.д.;— стиль общения — устрашение и заигрывание, что свидетельствует о профессиональном несовершенстве педагога.
74 Стили и уровни педагогического общения.
Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания, обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Выделяют следующие стили педагогического общения:1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним ученики буквально по пятам ходят!» Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.
3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах (в обучении со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании - со ссылкой на жизненный опыт и возраст). Такой стиль формирует отношения учитель - ученики. Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.4. Общение-устрашение, негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к ней преподавателя.5. Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет [2; 10].Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.Анализируя реальную работу преподавателей на занятиях и во внеурочных формах учебной деятельности в одной и той же группе студентов, можно выделить разные уровни общения:- высокий - характеризуется теплотой во взаимоотношениях, взаимопониманием, доверительностью и пр.- средний;
- низкий - характеризуется отчужденностью, непониманием, неприязнью, холодностью, отсутствием взаимопомощи [4; 13].Уровень общения непосредственно связан с воздействиями педагога, которые соответствуют парциальным (частичным) оценкам, подробно изученным Б.Г. Ананьевым. Эти воздействия можно разделить на два вида:- положительные - одобрение, поощрение самостоятельности, похвала, юмор, просьба, совет и предложение;
- отрицательные - замечание, насмешка, ирония, упрек, угроза, оскорбление, придирка.