Педагогический процесс как система и целостное явление
Процесс- это какое-либо изменение, продвижение во времени или пространстве. Пед процесс- тот, в котором есть явления, есть смена состояний, разные стадии развития.
Впервые термин введен Каптеревым в 1905 году. Каптерев подразумевал единство обучения и воспитания. Ещё Ян Коменский в 17 веке рассматривал обучение наукам одновременно с воспитанием мудрости. Т-ко такой пожход может сделать людей грамотными, справедливыми и великодушными. 19 век- нем педагог Гербарт: обучение без воспитание есть средство без цели, а воспитание без обучения- цель, лишенная средства. К.Д. Ушинский: должно быть единство не только учебного и воспитательного элементов, но и должен добавляться административный элемент. В 30-е гг. 20 века обучение и воспитание рассматриваются, но как самостоятельные процессы. И только в 80-ее гг. 20 века возвращен термин пед процесса как процесса формирования и развития целостной личности. Итак, пед процесс- это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, в ходе к-го решаются воспитательные, образовательные, развивающие задачи, происходит самоизменение ребенка в рез-те его активной жизнедеятельности при ведущей роли педагога.
Осн особенности пед процесса:
1. Пед процесс- это динамичная пед система.
2. Пед процесс складывается из педагогич ситуаций, к-ые связаны между собой. Схема решения ситуации: анализ сит-ии и постановка пед задач; проектирование вариантов решений и выбор оптимального решения; решение на практики выбранного пути; анализ полученных результатов
3. В пед процессе всегда идет взаимодействие: ученик-учитель; ученик –ученик; учитель-родитель – ученик и т.д. Пед взаимодействие всегда имеет 2 стороны: педагогич воздействие (осуществляется педагогом) и ответная реакция воспитанника.
Осн характеристики пед процесса:
1) Целостность. Предполагает наличие 3 значений: качество, результат и требование к организации. Целостность имеет также 2 аспекта: организационный и содержательный. Целостность в содержательном плане предполагает отражение в цели образования взаимосвязи следующих элементов: знания, умения, навыки, эмоц-ценностное отношение к миру. Целостность в организационном плане предполагает единство компонентов: процесс адаптирования дидактической и материальной базы; процесс взаимодействия педагогов и воспитанников в неформальных отношениях; процесс освоения воспитанниками содержания учебной информации без участия педагога. Ядром целостности пед процесса является нравственно-целостное воспитание.
2) Целенаправленность. Влияние на ребенка должно быть направленным, но это возможно т-ко при наличии педагога. Необходимо знать факторы, влияющие на личность ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности.
3) Двусторонность пед процесса. В пед процессе на лицо 2 стороны: педагог и ученик, которые находятся в постоянной взаимосвязи.
Где бы ни происходил пед процесс он имеет одну и ту же структуру:
· Целевой компонент. Цель- представление конечного результата взаимодействия педагога с детьми. Для достижения цели необходимо конкретизировать её задачами. Классификация целей по Безруковой: нормативные (общий ориентир работы любого педагога, закреплены в нормативных актах); общественные (учитывают потребности общества); инициативные (цели, к-ые разрабатывает сам пед-г на основе государственных). Предметные цели:
Цели группы А: Формируют сознание, поведение.
Цели группы В: Предмет цели0 ценностная ориентация ч-ка.
Цели группы С: Развитие творческих задатков ребенка.
Организационные цели: управленческая деятельность педагога, планирование его деятельности, её корректировка.
Методические цели: преобразование педагогической действительности, применение новых методов организации.
· Закономерности и принципы. Закономерности- проявление устойчивых тенденций, к-ые оказывают определяющее влияние на характер педагогических процессов. Объективные связи и явления. Принципы- это идеи о том, как построить пед процесс. Субъективные связи и явления. Принципы гуманистической педагогики: 1) Принцип природосообразности. Суть- выбирать естественный путь развития человека. Ведущее звено любых воспит отношений- ребенок с его индивидуальными особенностями и уровнем развития. 2) принцип гуманизации- уважение и признание прав ребенка, как принцип соц защиты растущего человека. 3) принцип демократизации- предоставление определенных свобод ребенку для саморазвития. 4) принцип целостности: пед-г всегда формулирует конечную цель своей деятельности; соизмерение реальных возможностей практики по использованию пед теории.5) принцип культуросообразности: максимальное использование в воспитании, образовании детей той культурной среды, в кот-ой они находятся.
· Содержательный компонент. Вбирает в себя огромный опыт, накопленный человечеством. Следующие функции содержательного компонента в пед процессе: содержание как предмет познавательной деятельности; как общественные отношения; как средство практической деятельности; как средство управления, педагог и дети изменяются в ходе практич деят-ти.
Содержание общественного опыта: 1) опыт физического развития; 2) опыт эстетических отношений; 3) опыт трудовых отношений; 4) опыт познавательных отношений; 5) опыт нравственных отношений. Каждое из этих направлений обладает ещё 5 компонентами: знания, умения, навыки, отношения, творческая деятельность.
Этапы пед процесса: подготовительный, основной, заключительный. Подготовительный: создание надлежащих условий для протекания пед процесса. Включает в себя целеполагание (трансформация общей педагогической цели в конкретные педагогич задачи на данном этапе ), диагностика условий (исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий, в к-ых будет протекать пед процесс), прогнозирование результатов (предварительная оценка результативности процесса в имеющихся условиях), планирование развития прогресса.
Основной этап: постановка и разъяснение целей предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и детей; использованеи намеченных методов и средств пед процесса; обеспечение мер стимулирующих школьников; обеспечение связи пед процесса с другими процессами.
Завершающий этап: анализ достигнутых результатов.
Предмет пед труда- формирование человека, к-ый в отличии от педагога находится на более ранней ступени своего развития. Средства труда- то, что ч-к помещает между собой и предметом труда, чтобы достичь желаемого воздействия на этот предмет. Продукты пед труда- в глобальном смысле это воспитанный, подготовленный к жизни общественный человек.
Пед процесс по Каптереву: Вникнуть глубже в смысл своего исследования Каптерева о педагогическом процессе, можно понять, почему он связывает идеал совершенного человека с человеческой природой. Это раскрывается в тезисе Каптерева о двух элементах педагогического процесса – личном и общественном. Личный берёт своё начало в антропологии, а общественный – социологии. Общие человеческие черты получают в идеале преобладающее значение. Развитие общественника, доброго, умеющего хранить и приумножать полученное по наследству культурное достояние, дополняется другими чертами: уважением свей личности и личности другого, самодеятельности, чувством ответственности, справедливости в сочетании справам на свободу деятельности.
Педагогичский процесс, по мнению Каптерева, не может быть чьим – либо орудием: ни государства, ни церкви, ни отдельных лиц. Он автономен. Однако Каптерев хорошо понимал, что сама по себе идея автономности педагогического процесса без её практического применения мало что стоит. И он показал, что нужно сделать, чтобы учитель обрёл независимость своей деятельности, а учащиеся выработали свободные убеждения и взгляды на религию, государства и общество. Для этого в каждой школе педагогический совет должен решать самостоятельно школьные дела. Директор – не едино начальник, а один из полноправных членов совета, в администрации педагогического ведомства должны быть педагоги. Чтобы сделать педагогическую деятельность привлекательной для способных людей, необходимо ухудшить материальное и правовое положение учителей.