Тема 1.6 Методы обучения и воспитания на уроке народного танца
Термин «метод» происходит от греческого слова methodos, что означает путь, способ продвижения к истине.
В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Большинство склонны считать, что методы обучения — это способы обучающего взаимодействия преподавателя и учащегося для достижения познавательных задач.
«В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-позновательной деятельности учащихся» (14, с.202).
В педагогике распространенна классификация методов на основе выделения источников передачи содержания.
Это вербальные методы, наглядные и практические. Таблица раскрывает методы, используемые при обучении хореографией и в частности на занятиях по народному танцу.
ВЕРБАЛЬНЫЕ | Рассказ, замечания, указания, оценки, инструктирование и т.д. |
НАГЛЯДНЫЕ | Показ движений, демонстрация наглядных средств, музыкальное восприятие и т.д. |
ПРАКТИЧЕСКИЕ | Упражнение, репетиция, выступление. |
Словесные и сенсорные методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации.
Благодаря слову можно сообщать необходимые знания, активизировать и углубить восприятие, поставить задание и сформулировать отношение к нему учащихся, можно руководить процессом выполнения задания, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.
В учебных занятиях слово может быть использовано и выражено в форме:
· дидактического рассказа, беседы, обсуждения;
· инструктирования (объяснение методики исполнения движений, задания);
· сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания);
· указаний (как правило, в повелительном наклонении, например, «встаньте», «поднимите»);
· оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);
· самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи.
В общем перечне сенсорных методов могут быть представлены:
— методом направленного «прочувствования» движений, при котором обращается внимание на мышечные ощущения при различных вариантах выполнения движений;
—методом ориентирования (исполнение движений по определенным точкам пространства, перемещение по классу или сценической площадке);
— методами сенсорного программирования, в которых важную роль играет звуковое оформление.
Хотелось бы остановиться на некоторых моментах, играющих огромную роль в обучении хореографией, а именно на показе и замечаниях педагога во время проведения занятий.
Показ — это прием, поясняющий правила выполнения изучаемых движений. Показ можно подразделить на два подхода: показ нового движения и показ комбинаций.
Все новые движения необходимо показывать подробно, замедленно, несколько раз, пока учащиеся не усвоят правила исполнения и обязательно сопровождать показ подробным устным пояснением. Это дает возможность развивать хореографическую память. Лишний показ, повторяющий все то, что уже известно, не укрепляет память, а ведет к непроизводительной потере времени и снижает темп урока. Иногда целесообразен показ после выполнения задания. В этом случае подчеркиваются допущенные ошибки.
Если задание не выполняется с одного раза, значит, комбинация слишком сложна.
Показ комбинаций проводится в обычном темпе характерном для определенного года обучения, один раз под счет и второй раз под музыку. Многократное исполнение комбинации педагогом не активизирует внимание и зрительную память учащихся, развитию которой должно уделяться большое внимание, так как обучение искусству танца происходить в большей мере через зрительное восприятие. Показ преподавателя должен помочь ученикам усвоить, прежде всего, единые технические приемы исполнения, поэтому он должен быть точным и музыкально правильным. Показ преподавателя может быть примером исполнительской манеры. Но он не должен рождать подражателей в лице учеников, а должен способствовать развитию их творческой индивидуальности. Показ педагога часто играет решающую роль в усвоении учащимися особенностей исполнения танца определенной национальности. Однако во время показа педагог не должен лишать ученика самостоятельности и активности.
На первых годах обучения, показ для младшего школьного возраста будет отличаться от показа старшим. В памяти должно остаться грамотное и выразительное исполнение. Чем старше учащиеся или степень их подготовки выше, тем меньше должен пользоваться педагог приемом показа.
При проведении урока народного танца педагог должен суметь донести до исполнителей все нюансы изучаемого хореографического материала. Особую роль играют замечания педагога во время урока. Содержание, характер и форма замечаний имеют исключительное значение, как для учащегося, так и для деятельности самого педагога. Замечания могут относиться ко всей группе и к отдельным учащимся. Иногда замечания носят профилактический характер. Они указывают, на что следует обратить особое внимание, что усилить, чего избегать. Замечания «попутные», касающиеся экзерсиса, делаются во время исполнения движения. В сложных, трюковых элементах, наоборот, быстрый темп не дает сопровождать исполнение замечаниями и их необходимо делать после выполнения задания.
На первом году обучения, кроме устных замечаний преподаватель подправляет исполнение руками, что позволяет быстрей освоить правильность положения той или иной части тела.
Замечания делаются в простой, ясной, краткой форме. Нельзя все смешивать в одном замечании. Надо разграничивать их содержание. Пространные и многословные замечания часто приводят к непроизводительной потере времени, происходит «остывание» тела и занятия становятся неполноценными. От содержательного и своевременного замечания зависит и усвоение материала учащимися.
Особое место в обучении хореографией, в том числе и народному танцу, занимают практические методы. Практические методы — это вид деятельности учащегося, при котором происходит формирование и совершенствование умений и навыков в ходе выполнения практических заданий.
К ним, прежде всего, относятся упражнения. Это самостоятельно исполняемые учащимися движения, комбинации, этюды, танцы. Упражнения могут быть репродуктивными, направленные на воспроизведение пройденного материала (различные комбинации на уроке) и творческими связанные с применением полученных знаний в новых условиях, с проявлением самостоятельности мышления, творческого поиска (выступление на концертах, участие в создании спектакля и т.д.)
РАЗДЕЛ 2. СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ НАРОДНОГО ТАНЦА