Оценка эффективности реформ в сфере образования и условия их успешного проведения
Отечественные специалисты, работающие в области теории и практики реформирования, неоднократно пытались ответить на вопрос: «Почему проводимые в сфере образования реформы столь малоэффективны?» Одни ученые считают, что причины неудач кроются в недостаточной научной проработке реформ и алгоритма их проведения, другие убеждены, что осуществлению реформ мешают слабое финансирование, ошибки, допущенные Министерством образования в стратегии реформирования, консерватизм менталитета тех, кто задействован в реформе. Эксперты ЮНЕСКО, анализируя неудачи, чаще всего говорят о слабой координации действий всех заинтересованных сторон, недостаточной подготовленности педагогических кадров к реализации преобразований, социально-экономических причинах, коренящихся вне школы (социальное неравенство и несправедливость).
Поскольку в настоящее время реформы образования идут во многих странах (США, Великобритания, Франция, Россия, Республика Беларусь и др.), в связи с этим возникает закономерный вопрос, каким образом определяется эффективность реформ в образовании?
В педагогическом лексиконе широко используется такой термин как «результативность реформ». На Западе в целях определения результативности образовательной реформы формулируется четкая цель, а затем проверяется статистически конкретный результат. Например, цель образовательной реформы: повысить охват населения общим образованием с 90 до 93% или увеличить среднюю продолжительность обучения. На первый взгляд, результат представляется весьма скромным, однако он достигался тяжелым трудом и большими деньгами. Если население охвачено образованием на уровне 90%, это означает, что все, кто хочет учиться, учатся. Не получают образования только хронически больные дети, беспризорники, дети с серьезными социальными проблемами. Чтобы получить 100% охват населения общим образованием, необходимо значительное финансирование, поскольку для таких детей должны быть разработаны специальные программы, по которым будут работать специально подготовленные педагоги. В Великобритании, чтобы увеличить охват школьным образованием на 3%, было потрачено 12 лет.
В ходе последних десятилетий па Западе были выработаны критерии эффективности образовательных реформ.К ним были отнесены:
• показатели академических успехов учащихся;
• показатели эффективности обучения в школе;
• посещаемость учащимися занятий;
• показатели вовлеченности общества в управление системой образования;
• процент учащихся, продолживших обучение в вузе;
• процент отсева школьников;
• показатели профессионального роста работников системы образования [102, с. 3].
Для оценки степени эффективности образовательных реформ используется комплекс методов. Наиболее широкое распространение получили два: метод сравнения с аналогичной группой и метод сравнения дореформенных и послереформенных показателей. Установлено, что с помощью последнего метода некорректно оценивать краткосрочные реформы (протяженностью 1-2 года), поскольку неясно действием ли реформы они обусловлены. Напротив, он неплохо себя зарекомендовал при неоднократном использовании при оценке эффективности долгосрочных реформ.
Специалисты, исследующие трансформационные процессы в сфере образования на примере геополитических регионов (в частности, Восточной и Центральной Европы, Западной Европы), склонны выделять условия эффективности реформирования, общие для всех стран региона:
• разработка и осуществление реформ в благоприятных условиях;
• руководство реформой (единоличное, коллективное, плюралистическое, рассредоточенное и т. д.);
• поддержка общественности;
• четкость целей реформы и их немногочисленность;
• неукоснительное соблюдение сроков и последовательность в проведении реформы;
понимания его целей.
Нельзя не отметить, что существует группа условий, которые являются общими независимо от страны, где осуществляется реформа. Так, в частности, любая реформа - это дорогое удовольствие, поэтому при дефиците финансирования возможность достигнуть значительных результатов минимальна. Далее, многие считают, что любая образовательная реформа должна начинаться с учителя, который является ключевой фигурой учебного процесса. Поэтому логика реформирования видится следующим образом: подготовка учителя к работе в новых условиях (реформа педагогического образования) + модернизация материально-технической базы школ + обновление содержания образования (новые образовательные стандарты, учебные планы и программы, учебные комплексы) [103].
ТЕМА 6. Национальные модели образовательных реформ (6 ч.)
1. Модернизация образования в странах Юго-Восточной Азии (Япония, Китай)
2. Трансформационные процессы в сфере образования в США
3. Образовательные реформы и их результаты в странах Западной и Восточной Европы
4. Характеристика образовательных реформ в странах СНГ.
Литература
1. Капранова, В.А. Образовательные реформы: отечественный и зарубежный опыт/ В.А.Капранова: монография. – Минск: БГПУ, 2007. – С. 55 -126.