Глава 4. Оценка эффективности применения в вузе профессионально-ориентированной технологии обучения
4.1. Контроль и оценка эффективности учебного процесса: сущность, содержание и организация
Важным и ответственным при проектировании и конструировании] профессионально-ориентированной технологии обучения является этап! оценки и контроля результатов обучения, его коррекции. Даже при наличии в составе технологии оптимальных (с точки зрения решаемых педагогических задач) методов и организационных форм обучения, самых современных средств представления информации, невозможно сделать учебный процесс управляемым и целенаправленным, если не налажена система контроля за его ходом, своевременная проверка и оценка знаний, навыков и умений обучающихся, отсутствует обратная связь.
Эффективность применения технологии обученияхарактеризуется относительным изменением результатов обучения за определенный промежуток времени. Она как величина выявляется в итоге обобщения и
сравнения одних статистических данных с другими и выражается как явное рассогласование между имеющимися и вновь полученными результатами в педагогической практике. Положительный показатель эффективности предполагает установление наиболее целесообразного способа взаимодействия обучающихся и преподавателя, при котором результирующая характеристика учебного процесса достигает наивысшего показателя или находится в оптимальном интервале изменения своих значений. Эта характеристика отражает наиболее существенные стороны обучения и представляет собой показатель высшего порядка обобщения. Она может включать различные переменные: объем и качество учебного материала, время его изучения, результаты усвоения знаний, степень сформированности умений, навыков и т.п.
Таким образом, эффективность учебного процесса, как правило, характеризуется приращением результатов за контрольный промежуток
времени. При этом качество обучения определяется уровнем достижения
этих результатов по отношению к существующим нормам (требования
ГОС ВО). С точки зрения результативности эффективность обучения
понятие оценочное, т.е. при определении дается оценка его эффективности, под которой подразумеваются конкретные результаты взаимодействия преподавателя и обучающихся. Если эффект — это результат последнего, то эффективность — мера его приближения к заданным при проектировании технологий обучения дидактическим целям.
Следовательно, при проектировании профессионально-ориентированной технологии обучения перед преподавателем встает задача выбрать методы и формы контроля, критерии качества усвоения изученного материала, разработать процедуры его осуществления, обосновать способы индивидуальной коррекции учебной деятельности.
Большинство названных аспектов в общей педагогике достаточно хорошо исследованы. Наиболее полно они обоснованы в трудах отечественных педагогов B.C. Аванесова, СИ. Архангельского, Ю.К. Бабанского, З.Д. Жуковской, Н.В. Кузьминой, И.П. Подласого и других.
К сожалению, в современной педагогической теории подходы к определению таких понятий, как «оценка», «контроль», «проверка», «отметка» и других, с ними связанных, не являются строго установившимися. Нередко они смешиваются, взаимозаменяются, употребляются то в одинаковом значении, то в различных. Обоснуем каждое из названных понятий.
Общим, родовым среди них выступает «контроль», означающий выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков обучающихся. Таким образом, речь идет о совокупности организационных и методических приемов получения и анализа количественно-качественных показателей, характеризующих результативность учебного процесса. Выявление и измерение называют «проверкой». Поэтому проверка - составной элемент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между преподавателем и обучающимися, получение педагогом/объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов, требующих корректировки. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученное™, но и объема учебного труда обучающегося. Кроме проверки контроль содержит в себе «оценивание» (как процесс) и «оценку» (как результат) проверки. Оценки фиксируются в виде отметок (условных обозначений, численных аналогах оценки).
Основой для оценивания успеваемости обучающихся являются итоги (результаты) контроля. При этом учитываются как качественные, так и количественные показатели их работы. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах и процентах, а качественные — в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно» и т.п. Каждому оценочному суждению приписывают определенный, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (например, оценочному суждению «отлично» — балл 5) Очень важно при этом понимать, что оценка — это не число, получаемое в результате измерений и вычислений, а приписанное оценочному суждению значение.
Расхождение в оценочных суждениях объясняется прежде всего тем, что одни преподаватели при оценке знаний обучающихся делают упор на хорошее понимание и воспроизведение последними фактического материала, другие - умение применять полученные знания в типовых ситуациях, третьи - знание методологических основ науки, четвертые — умение критически мыслить и применять знания в нестандартных ситуациях, пятые — построение студентами своего ответа, план и форму изложения материала.
Управление дидактическим процессом в рамках профессионально-ориентированной технологии обучения обязательно характеризуется наличием системы контроля и оценки эффективности его функционирования. Это вполне объяснимо с психологической точки зрения: каждый из участников педагогического взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информации о ее промежуточных результатах. С позиций управления познавательной деятельностью обучающихся контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль преподавателя) и внутреннюю (самоконтроль обучающегося). Он (контроль) направлен на получение информации, анализируя которую, педагог вносит необходимые коррективы в ход учебного
процесса. Выделение его в относительно самостоятельную функцию управления познавательной деятельностью обучающихся носит условный характер и оказывается полезным, главным образом, в концептуальном и операциональном отношениях. В действительности контроль органически связан со всеми другими функциями управления, и его существенные характеристики не могут быть полно и адекватно раскрыты вне соотнесения с другими звеньями, составляющими процесс управления. Все основные свойства, ограничения и требования, предъявляемые к контролю, обусловлены именно взаимосвязью с другими функциональными элементами процесса управления. Их органическая связь проявляется в
том, что последние выступают как основные точки контроля, т.е. он
затрагивает цели, содержание, прогнозы, решения, организацию и исполнение действий, коммуникацию и коррекцию.
Раскроем основные функции и принципы педагогического контроля, а также требования, предъявляемые к нему современной дидактикой.