Педагогическая профессия, ее особенности. Профессиональные качества педагога

Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь, ее нормативно-правовая база.

Образов. –процесс обучения и воспит. в интересах человека, общества, гос-ва, направл. на сохран., приумнож. и передачу знаний новому поколению, удовлетворение потребностей личности в интеллект., культ., нравственном, физич. развитии; на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. Ф-и образования: 1) образ. – способ передачи накопленных знаний человеку, способ вхождения в мир науки и культуры 2) образ. – это среда общения, сформированная в школе, вузе влияет на выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе
3) образ. – средство развития и становления человека как личности и профессионала
4) образ. – средство обеспечения преемственности поколений
5) образ. – фактор социального прогресса, т.к. обеспечивает взаимосвязь науки и производства. Образование - сложнейший социально-исторический феномен с множеством сторон и аспектов. В настоящее время рассматривают: 1) образование как систему – совокупность учебно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров; 2) образование как педагогический процесс - усвоение в учреждениях образования, а также в результате самообразования, системы знаний, умений, навыков; 3) образование как результат обучения и воспитания - достигнутый уровень в усвоении знаний, умения, навыков, опыта деятельности и отношений. Под системой образования понимают совокупность государственных образовательных стандартов и программ, реализующих их учебно-воспитательных учреждений и органов управления образованием.Уровни образования:дошк.; общее баз.; общее средн; проф. –технич.; средн. спец.; высшее, послевуз. Виды :-дошкольное –общеобразовательное –профессиональное –дополнительное. ). К учреждениям образования относятся: 1) дошкольные учреждения; 2) учреждения обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития; 3) учреждения внешкольного воспитания и обучения; 4) социально-педагогические учреждения; 5) специальные учебно-воспитательные учреждения. Структура средней общеобразовательной школы (4+5+2) соответствует трём основным этапам развития личности ребёнка: детству - 1 ступень (1-4 классы); отрочеству – П ступень – (5-9 классы); юности – Ш ступень(10-11 классы). Начальная школа (1-4 классы) обеспечивает общее развитие личности ученика, формирование его первоначальных мировоззренческих взглядов на природу, человека, общество. Основная (базовая)школа (5-9 классы) призвана обеспечить общее базовое образование, дальнейшее общее развитие личности ученика, усвоение им основ наук, формирование научного мировоззрения, способов мышления и деятельности. Школа третьей ступени(10-11 классы) завершает общеобразовательную подготовку учащихся (общее среднее образование). На этом этапе формируется готовность к активному участию в общественной жизни, непрерывному образованию и самообразованию, выбору профессии.




Педагогическая профессия, ее особенности. Профессиональные качества педагога.

Педагогическая профессия относится к числу наиболее древних. История слов «педагог», «педагогика» уходит в античную Грецию (VI-IV вв. до н.э.). За ребенком, получавшим домашнее воспитание, присматривал специальный раб – “педагогос”. Он же позже сопровождал ребенка в школу. Следовательно, прямое значение слова педагог – вести, сопровождать ребенка. Педагогическая профессия имеет огромное значение в обществе, так как все другие виды труда осваиваются в ходе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности. Как и у всякой другой, у педагогической профессии есть свои особенности: 1.Преемственно-перспективный характер деятельности педагога; 2. «Объектом» педагогической деятельности является воспитанник или группа учащихся, которые в то же время являются субъектами собственной деятельности; 3. Педагогическая деятельность имеет групповой (коллективный) характер; 4. Профессиональная деятельность педагога многофакторна; 5. Непрерывное образование. Учитель должен постоянно учиться, пополняя свои знания и совершенствуя своё мастерство. Педагогическая специальность – вид деятельности в рамках педагогической профессии, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. В настоящее время в обыденной и научной речи используются два термина: «учитель» и «педагог». Педагог – общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности. Учитель – лицо, передающее другим освоенные им знания, умения, приобретенный опыт, свое понимание жизни и отношение к ней. Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности. Виды переписать программы!!! Основные виды тоже с программы!!!! Творчество – это «всегда создание чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов научения. Новизна и преобразование – две наиболее существенные характеристики творчества». Педагогическое новаторство является условием развития образования, поскольку оно вносит в него различного рода новации. Педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях.

Под профессионально-педагогической компетентностью понимают единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности. Профессионально-педагогическая направленностьличности учителя как ярко выраженное мотивированное отношение к педагогической деятельности включает интерес к профессии, профессионально-педагогические склонности и намерения, педагогическое призвание и другие компоненты. В профессиограмму педагога включают также педагогические способности - определенные индивидуально-психологические особенности и свойства личности, позволяющие ей достигнуть высоких результатов в педагогической деятельности. Основные пед.способности: гностические, академические, дидактические, коммуникативные, речевые, экспрессивные, перцептивные, организаторские, творческие, педагогическая интуиция.


Наши рекомендации