Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания
План изложения лекции
1. Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания.
2. Проблема определения идеала в современных условиях.
3. Становление и развитие цели воспитания.
4. Задачи воспитания.
Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания.
Многие авторы определяют цель воспитания как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека или группы людей: это предполагаемый идеальный результат деятельности.
Цель воспитания как социального явления – теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, образованности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни.
Цель воспитания задается обществом, государством или отдельными социальными группами (например, в системе частного или духовного образования. Но и там она обусловлена социальным заказом.
Без осознания воспитательных целей вся педагогическая деятельность теряет смысл.
В последнее время при определении цели воспитания все больше внимания обращается на систему ценностей, принятых в обществе.
Никандров Н.Д. отмечает, что «воспитание человека в духе ценностей и есть правильное решение проблемы целей воспитания». Что может выступать в качестве истинных ценностей в отечественной культуре?
(Цена, ценности – это изобретение западного рационалистического мышления).
В основе учения о ценностях – представление о потребностях человека. Чаще всего при определении потребностей опираются на А.Маслоу, который в качестве базовых считал физиологические потребности (удовлетворение голода, жажды, полового влечения и т.п.). Высшей потребностью он считал самоактуализацию (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности). Между этими двумя – низшими и высшими потребностями последовательно проявляются потребности безопасности (чувство защищенности, избавиться от страха), принадлежности и любви, уважения (одобрения, признания, почитания со стороны людей), эстетические потребности (гармонии, симметрии, красоты).
Из вышесказанного следует, что цель воспитания понимается как возбуждение стремления к удовлетворению не только органических, но и духовных потребностей в самоактуализации.
Однако, в этом перечне потребностей названы лишь те, которые связаны с ним самим. В этой системе отсутствуют важнейшие, присущие человеку потребности в системе мать-ребенок, врач, учитель и др. Всем им свойственны жертвенность, альтруизм.
Что на первое место выдвигается в качестве жизненных ценностей в современных западных и классических русских источниках. Так, в Англии Шотландский консультативный совет по содержанию образования ориентирует учителей:
«Когда мы воспитываем или обучаем, мы передаем ценности: ценности учения, уважения к себе и заботы о себе, уважения к другим и забота о них, чувства принадлежности и социальной ответственности.»
П.Ф Каптерев считал:
«Приготовление к разумной жизни есть главнейшая задача воспитания. Все должно подготавливать к непосредственному и опосредованному самосохранению, к родительским обязанностям, к гражданской жизни и к различным занятиям, доставляющим удовольствие, скрашивающим жизнь.»
Представление о гражданской жизни во времена П.Ф Каптерева неразрывно связано с православным христианским учением, и очевидны большое богатство и глубина понимания ими цели воспитания по сравнению с утвердившимися сегодня взглядом на воспитание, в том числе и в России, основанном на учении западных философов о ценностях.
Какие ценности выступают в качестве общечеловеческих?
Девять заповедей блаженства:
1. – смирение; 2. – покаяние и сострадание; 3. – кротость и незлопамятность: 4. – чистота сердца, свобода от греховных страданий; милость; 6. – жажда правды; 7. – душевный мир, жизнь в мире и согласии; 8. – твердость веры; 9. – терпение гонения за веру.
Смертные грехи:
1. – гордость; 2. – лихоимство; 3. – блуд; 4. – зависть, 5. – плотоугодие; 6. – злопамятность; 7. – уныние.
Побеждаются эти грехи добродетелями:
1. – кротостью и смирением; 2. – щедростью; 3. – противлением плоти; 4. – любовью; 5. – воздержанием; 6. – терпением и незлопамятностью; 7. – тщанием и трудолюбием.
В отличии от понятия ценностей в русской педагогике более принятым является понятие идеала. Это понятие шире и глубже, характеризует личностное отношение к цели.
«В понятие идеала входит творческое представление, созданное воображением, изображающее известную мысль, идею». Ценности передаются, идеалы формируются в результате творческого преобразования «мыслительных данных».
П.Ф.Каптерев утверждал, что сокровенный идеал русского человека воплощается в жизни и деятельности святых подвижников, мужественных защитников Отечества, сослуживших государству крупную службу.
2.Современные педагоги (Б.Г Лихачев) утверждают, что основными источниками ценностей являются: воля к жизни, любовь к природе, единение с человечеством. Среди них есть ценности вечные (духовно-религиозные, нравственные, трудовые экологические), преходящие (идеологические, политические, ценности жизненно-практической ориентации), устойчивые ментально-этнические (традиции, обычаи, черты национального характера).
Лихачев Б.Г. утверждает, что представители каждого общественного слоя имеют свою шкалу ценностей, развитие которых зависит от объективных потребностей, от отношения к ним общественного сознания, от рпопаганды.