Структура и логика воспитательного процесса

Процесс воспитания – сложная динамическая система. Каждый компонент этой системы, в свою очередь, может рассматриваться как система, содержащая свои компоненты. Согласно принципу иерархичности систем любая система представляет собой лищь один из компонентов более широкой системы. Например, каждый этап воспитательного процесса, являясь по отношению к нему элементом, сам представляет собой систему и в то же время, будучи системным образованием, выступает в роли элемента более широких систем. Любая система не может существовать вне определенной среды, она может быть понятно только во взаимодействии с последней. Вот почему системный подход к анализу воспитательного процесса обязательно предусматривает изучения взаимодействия системы со средой.

Наиболее известны в современной теоретической педагогике модели систем процесса воспитания, построенные по критериям: целей и задач, содержание воспитательного процесса, условий протекания процесса, взаимодействия воспитателей и воспитанников, применяемых методов, форм и т. д. Рассмотрим одну из них.

По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет собой совокупность задач, на решение которых направлен процесс. В условиях современной отечественной школы процесс воспитания направлен на:

§ Целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития личности;

§ Формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфере развития личности;

§ Приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры искусства;

§ Воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

§ Развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом её возможности и желания, а также соц. Требований и т.д.

Следующая структура основана на выделение главных стадий воспитательного процесса и осуществляется последовательностью этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач.



Структура и логика воспитательного процесса - student2.ru Структура и логика воспитательного процесса - student2.ru Овладение знаниями норм и правил поведения
Формирование поведения
Структура и логика воспитательного процесса - student2.ru Формирование убеждений
Формирование чувств

Структура и логика воспитательного процесса - student2.ru Структура и логика воспитательного процесса - student2.ru

Существует еще одна структура, основана на выделении последовательных этапов процесса, но уже по другому критерию – связи и зависимости между компонентами, обеспечивающими эффективности протекания процесса. Критерий – последовательность педагогических действий. Тогда в структуре появляются следующие компоненты:

1. Ознакомление с общими нормами и требованиями;

2. Формирование отношений;

3. Формирование взглядов и убеждений;

4. Формирование общей направленности личности. Система привычных действий, поступков, постепенно переходит в черту характера, свойства личности.

4. Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Воспитательный процесс развивается в соответствии с действующими причинами он изменяется в зависимости, например, от возрастных особенностей учеников, он становится иным в различных условиях и ситуациях. Бывает так, что одно и тоже воспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников – а в других самое незначительное.

Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях кот. внутренними и внешними. Именно противоречия рождают ту силу которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных, внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими его новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Возникающие при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Какую направленность приобретут эти новые качества зависит он многих условий: деятельности, активности, жизненной позиции личности. Назначение воспитания – правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников. Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса. Весьма неблагоприятно, например, влияют противоречия между школой и семьей, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям педагогов. Отметим и сильно обострившиеся в последнее время противоречие в содержании информации (исторической, литературной, политической), внесшие немалую суматицу в молодые умы. Противоречие между словом и делом нередко становиться причиной многих затруднений и недостатков в воспитании, а так же преобладание словесных методов воспитания и относительно их обособленности от практического поведения личности. Особенно внимательно педагогам надо относиться к противоречию между внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанников. В последнее время в работе воспитателя отмечают все больше противоречий, которые выражаются в несоответствии требований уровню подготовленности воспитанника. Если этот уровень намного ниже предъявляемых требований, то требования просто игнорируют.

Закономерности воспитательного процесса (они же принципы)

Чувство заинтересованности, уверенности и спокойствия у воспитанников зависит от атмосферы любви и общего положительного фона протекания педагогического взаимодействия.

Чем содержание и целесообразней построена и организована разнообразна деятельность воспитанников, в которой они все больше занимают субъективную позицию, чем разумнее строиться их общение, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в воспитательном процессе.

Формирование личности будет происходить эффективнее, если в процессе воспитания постоянно обогащаться и перестраивается потребностно – мотивационная сфера личности, развивается её интеллектуальная и эмоционаьно-волевая активность.

Реальных результатов в воспитании можно добиться только при проведении воспитанника в культуру через активные усилия его самого, ведущих к развитию его способностей.

Чем сильнее положительное влияние воспитательного процесса на внутреннюю среду личности, тем выше его результат.

Чем целенаправленнее влияние на вербальные и сенсорно – двигательные процессы воспитанников, тем эффективнее осуществляется полноценное формирование личности.

Чем меньше видимой внешне, деятельности педагога, при условии огромной скрытой педагогической работы, тем ощутимее процессы становления и развития личности воспитанника.

Наши рекомендации