Тема 9. Тренинг бесконфликтного общения (2 дня)

Цели и задачи:

1) формирование представлений о конфликтах;

2) закрепление умения распознавать и прогнозировать конфликтную ситуацию;

3) отработка способов приемлемого социально одобряемого эмоционального реагирования, направленных на самопринятие (формирование навыков рефлексии и самоконтроля );

4) формирование навыка конструктивного решения конфликта путем принятия коллективного решения.

Методы:

Обсуждение в группе – позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы. Дискуссии и «мозговые штурмы» ценны тем, что позволяют участникам думать, подробно рассказывать о собственных выводах, выслушивать самые разнообразные мнения других.

Обучение практикой действия – это: ролевые игры, проигрывание ситуаций, практические занятия, самостоятельные исследования. Приобретенный таким образом опыт помогает усвоить информацию, полученную на тренинге.

Структура занятия.

Каждое занятие состоит из трех частей: разогрев, действие, рефлексивный круг.Стадия разогрева включает в себя упражнения –энергизаторы, которые поднимают настроение и энергетику в группе, отключают от проблем и тревог, работают на сплочение группы и установление контактов. На этой стадии ведущий использует упражнения, мотивирующие на изучение темы, активное включение в работу. Стадия действия предполагает проведение 1-2 крупных или несколько небольших упражнений, непосредственно связанных с темой занятия. Рефлексивный круг направлен на осознание участниками полученного опыта.

Оборудование и наглядность

- раздаточный материал;

- карандаши или фломастеры;

- ватманы;

- обувь со шнурками;

- косынки.

Сценарий тренинга

I.Принятие правил:

– здесь и сейчас;

– умей слушать другого;

– храни тайну.

II.Упражнения (основная часть - на формирование и отработку навыка).

1.Упражнения на разогрев.

2.Информационный блок.

9) Способы реагирования в сложной, стрессовой ситуации.

10) Конфликтные реакции.

11) Творческое разрешение конфликта.

12) Некоторые способы преодоления конфликтов между детьми и взрослыми.

13) Поиск альтернатив.

14) Упражнения на взаимодействия и установление доверительных отношений:

· Рисование парами,

· Обувание вдвоем,

· игра «поводырь»

· упражнение «свеча».

15) Чья проблема? Подведение итогов.

III.Рефлексия

IV.Обсуждение результатов.

Практический этап данной программы предполагает психологическое сопровождение и социально-педагогический патронаж замещающей семьи

Психологическое сопровождение и социально-педагогический патронаж рассматривается нами как системная интегративная технология социально-психолого-педагогической помощи семье в целом и личности в частности.

Цель данного этапа: помощь и поддержка в организации и реализации сотрудничества с замещающей семьей, направленного на самопознание ее членов, самоуправление своими межличностными отношениями, на поиск внутренних и внешних ресурсов для необходимых преобразований, а также возможностей их эффективного использования.

Комплексная работа с замещающей семьей делает акцент на работу с родителями. Именно они в случае неблагополучия должны в первую очередь поменять свое отношение к семейному укладу и к своей роли в становлении семьи. Работа предусматривает разные направления и использование таких форм и методов как семейные семинары-практикумы, семейное психологическое консультирование, тренинговая работа с семейными группами, работа по реабилитационным программам.

Семейные практикумы могут посвящаться проблемам, волнующим всю семью или отдельно - родителей и детей. До составления программы практикума необходимо обговорить с семьей тему занятия, (обсуждаемая проблема согласовывается членами семьи между собой).

Занятия проводятся в формах сюжетно-ролевой игры, «мозгового штурма», семейного совета и т.д. Задания могут носить как групповой, так и индивидуальный характер. Затем все члены семьи ищут пути выхода из сложившейся проблемной ситуации и договариваются о дальнейших действиях. В конце занятия необходимо выяснить его результативность, то есть провести рефлексию и получить обратную связь. Практикум может быть рассчитан на несколько занятий. В таком случае можно дать семье домашнее задание.

Тренинги и психологические группы регулярно проводятся для действующих замещающих родителей как посвященные конкретным темам, так и с целью оказания психологической поддержки. Группы могут быть как раздельные, т.е. толь для детей или только для родителей, так и совместные.

Консультации могут быть как индивидуальные, так и групповые, а так же, проводиться как по инициативе специалистов, так и по просьбе замещающих родителей и их приемных детей.

Тематика консультаций:

1. Что такое родительская роль?

2. Типичные ситуации риска.

3. Трудный ребенок в семье.

4. Как научить ребенка …?

5. Условия успешности воспитания.

6. Как и когда рассказать ребенку, что он приемный?

7. В семью вошел ребенок-подросток.

8. Как подготовить родственников к принятию нового члена семьи.

9. Взаимоотношения родных и приемных детей.

10. Поощрение и наказание.

11. Совместный досуг.

12. Как предупредить конфликт?

13. Как относиться к прошлому ребенка, его кровным родственникам?

14. Что мешает нам любить друг друга?

15. Поиск и выбор своего ребенка.

16. Принятие ребенка в семью после утраты кровного.

17. Как лучше организовать первую встречу с ребенком?

18. Адаптация ребенка в новой семье.

19. Ребенок стал воровать.

Помощь замещающей семье в большей степени направлена на реализацию ее внутренних резервов, на самостоятельное разрешение той или иной проблемной ситуации. Поэтому большое значение приобретают группы самопомощи и взаимопомощи, так называемые «группы поддержки», участвуя в которых родители имеют возможность обменяться опытом, получить психологическую поддержку и найти новые способы решения задач, стоящих перед ними. Такие контакты способствуют улучшению взаимоотношений в семье, формированию уверенности в завтрашнем дне, укреплению веры в собственные силы.

Список литературы

1. Басова В.М., Захарова Ж.А. Формирование социально-педагогической компетентности у приемных родителей (усыновителей). – Кострома, 2003.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1988.

3. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности. – СПб., 2005.

4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М., 1994.

5. Дементьева И.Ф., Олиференко Л.Я. Приемная семья – институт защиты детства. – М., 2000.

6. Захарова Ж.А. Усыновление, опека, попечительство. – Кострома - Москва, 2005.

7. Захарова Ж.А. Комплекс заданий и упражнений для общего развития ребенка в замещающей семье в период его адаптации. – Кострома, 2005.

8. Захарова Ж.А. Тренинг семейных отношений (для приемных родителей). - Кострома, 2006.

9. Захарова Ж. А., Осипова И.И. Замещающая семья. – М., 2005.

10. Кайл Р. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – СПб., 2006.

11. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы/Под ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой. – СПб., 2000.

12. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб., 1999.

13. Ослон В.Н.Приемная семья — кризисы первого года //Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе /Под ред. В.Н. Стегния. - Т. 2.- Пермь, 2000.

14. Посысоев О.Н. Детская субкультура как пространство формирования и регулирования поведения. – Ярославль, 2003.

15. Принять, понять, полюбить. Книга для приемных родителей. – Калуга, 2005.

16. Прихожан А.М., Толстых А.Н. Психология сиротства. -СПб., 2005.

17. Психология здоровья /Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб., 2002.

18. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. – М., 1992.

19. Стресс жизни. Понять и управлять им. – СПб., 1994.

20. Сироты России: право ребенка на семью. - М., 2001.

21. Шахманова А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста /Под ред. С.А. Козловой. – М., 2005.

22. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб., 2006.

23. Чугунова Э.И. Тренинг продуктивного взаимодействия родителей и детей. – Кострома, 2005.

24. Чугунова Э.И. Формирование жизненно важных навыков у ребенка, воспитывающегося в условиях замещающей семьи. – Кострома, 2005.

Приложение № 3.

Наши рекомендации