Проблемно-модульная технология (М.А.Чошанов)
Проблемно-модульное обучение представляет интеграцию модульного и проблемного обучения, позволяющую использовать достоинства обеих технологий.
В гибкой технологии проблемно-модульного обучения структура модуля усложняется. Он представляет разветвленную обучающую программу, включающую набор методических блоков (рис. 50).
Рис. 50. Общая структура проблемного модуля.
Основной дидактической функцией блока «вход» является осуществление активизирующего контроля. Главная особенность этого контроля заключается не только в том, что его прохождение означает своего рода выдачу «пропуска» в проблемный модуль, но прежде всего в том, что тестовые задания предполагают актуализацию тех опорных знаний и способов действий, которые необходимы для усвоения содержания всего проблемного модуля. Наряду с этим актуализирующий контрольный тест снабжен соответствующим указателем, отсылающим учащегося к тому учебному материалу, знание которого нужно для успешного выполнения данного теста.
Далее идет вводный модуль.
Исторический блок представляет собой краткий экскурс, раскрывающий генезис понятия, теоремы, задачи с анализом возникавших при этом заблуждений и ошибок посредством постановки историко-научных проблем, здесь же могут быть рассмотрены вопросы этимологии изучаемых понятий и т.д.
Блок актуализации включает в себя опорные понятия и способы действия, необходимые для усвоения нового учебного материала, представленного в проблемном модуле.
Экспериментальный блок содержит описание эмпирического материала (учебного эксперимента, лабораторной работы и т.д.) для вывода формулировок, экспериментальных формул.
Проблемный блок выполняет функцию постановки укрупненной проблемы, на решение которой и направлен проблемный модуль. Иногда проблемный блок может быть совмещен с историческим.
Блок обобщения выполняет функцию формирования системного представления содержания проблемного модуля.
Основной учебный материал проблемного модуля располагается в теоретическом блоке. Учебные элементы (блок-рисунки) этой части проблемного модуля отличаются от других элементов и имеют свою логику построения, совпадающую с принципиальной схемой решения проблем. Структурно-учебный элемент теоретического блока представляет собой фрейм, включающий следующие слоты (ячейки): 1) дидактическая цель; 2) формулировка проблемы (задачи); 3) обоснование гипотезы; 4) решение проблемы; 5) контрольный тест.
Прикладной модуль является вариативным и может содержать следующие блоки.
Основной функцией блока генерализации является отражение решения укрупненной проблемы и конечное обобщение содержания проблемного модуля.
Блок применения включает в себя решение историко-научной проблемы, постановка которой была осуществлена в историческом блоке, а также может содержать систему задач и упражнений на отработку новых способов действия и применения изученного материала на практике.
Блок стыковки представляет решение укрупненной проблемы, постановка которой была произведена в проблемном блоке, а также точки пересечения пройденного материала с содержанием смежных дисциплин.
Блок углубления содержит учебный материал повышенной сложности и предназначен для учащихся, проявляющих особый интерес к предмету.
Практика применения проблемных модулей показывает, что для слабых учащихся целесообразно использовать полный вариант, который содержит блоки, входящие в инвариантную структуру, а также следующие блоки: актуализации, исторический, экспериментальный, применения и блок ошибок, которые расширяют эмпирическую базу учебной информации, направленную на обеспечение доступности содержания проблемного модуля. Сокращенный вариант содержит блоки инвариантной структуры, а также проблемный блок и блок стыковки и соответствует более высокому уровню обобщения, поэтому его рекомендуют средним учащимся. Углубленный вариант отличается от сокращенного наличием блока углубления и рекомендуется для наиболее подготовленных, сильных учащихся.
Блок «выход» служит своего рода «контролером», преграждающим путь бракованной продукции. Учащийся, не выполнивший того или иного требования блока «выход», возвращается к тому элементу проблемного модуля, в котором он допустил «брак». Причем блок «выход» варьируется в зависимости от полного, сокращенного или углубленного варианта проблемного модуля.
Такая структура проблемного модуля предоставляет учащимся самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляцию уровня своих учебных достижений.
Особенности методики
Начало каждого модуля предполагает мотивационный этап.
Учитель выступает как организатор и руководитель процесса обучения, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя проблем.
Процесс модульного обучения состоит в том, что обучающийся либо полностью, либо частично самостоятельно работает с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей некоторое количество модулей. Модульные программы обеспечивают изучение предметов в полном (базовом), сокращенном или углубленном варианте.
Модульное обучение предполагает изменение форм общения учителя с учащимися. Он общается с ними как посредством модулей, так и непосредственно — с каждым учеником индивидуально. Именно модули позволяют перевести обучение на субьектную основу.
Функции учителя варьируются от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей.
Ведущим элементом технологии проблемно-модульного обучения является проблемное обучение, в частности, один из его интересных и малоисследованных аспектов - обучение на ошибках. Для этого используются проблемные ситуации на поиск ошибок (Примеры: намеренно допущена ошибка в какой-либо теореме; неполно изложенные теоремы; задачи с данными, которые противоречат друг другу и др.).
Одним из главных элементов блочного и модульного обучения является система контроля и оценивания достижений учащихся. Это могут быть а) традиционные формы оценки, б) зачетная система (как в технологии В.В. Фирсова), в) рейтинговая система.
Рейтинговая система состоит в накоплении баллов за различные виды работ учащихся (ответы на вопросы, выполнение практических и самостоятельных работ, домашних заданий и т.д.).
В проблемно-модульном обучении особое внимание уделяется формированию критического мышления. Этому способствует применение ситуаций на поиск ошибок.
Предтечи, разновидности, последователи
& Модульная школа Е. Куркина - А. Ратушного. Идея была успешно воплощена вначале в проекте, а затем и в натуральной модели на экспериментальной площадке в г. Урае.
В модуле четыре предмета, четыре урока, четыре параллельных класса, четыре классные комнаты. При этом каждая четверка имела свое обоснование. Интегрированные предметы – математика, естествознание, социология, языкознание – охватывают практически все образовательные области основной школы. Общеизвестно, что учащиеся могут быть активными только четыре урока. На пятом и шестом продуктивность учебной деятельности практически нулевая, поэтому проводятся только четыре.
Модуль рассматривался с точки зрения управления как самоорганизующаяся единица, функционирующая по собственному расписанию. Бригада учителей сама организует замены при условии бригадной оплаты труда.
Модульная организация решала одну из основных проблем подросткового возраста, она создавала одновозрастную среду, в которой постоянно возникают и распадаются малые группы - характерные для данного возраста неформальные объединения (для самоорганизации групп необходима некая «критическая масса», большая, чем обычный класс, поэтому было выбрано четыре класса – 100-120 человек).
Модульная школа была призвана решать и другую задачу, связанную с группой предметов, который обозначаются как модуль содержания «Б». Если модуль «А» - обязательное образование, определяющее функциональную грамотность человека, и задача обучения - достигнуть максимального его усвоения, то модуль «Б» дает возможность организовать некий тренажер самоопределения.
В экспериментальной модульной школе это было организовано следующим образом.
Модуль содержания «А», представляет собой жесткую организацию без права выбора, поэтому назван жестким организационным модулем. Предметы модуля содержания «Б» составляют полужесткий организационный модуль. Здесь осуществляется выбор или – или: если подросток учится в музыкальной школе, то может не посещать школьные уроки музыки, если в спортивной, то не посещает уроки физкультуры. Это служило стимулом для самоопределения в досуговой сфере.
Внешкольный сектор - это интересовый модуль, где выбор не обусловлен ничем. Кружок во внешкольном учреждении более соответствует притязаниям подростка, чем школьный класс.
В процессе работы в условиях модульной организации пространство между школой и внешкольным сектором становится полем самоопределения.
& Модельный метод (технология) обучения. Представляет изучение материала с помощью создания какой-либо его модели (моделирования). Модель может представлять мысленный или условный образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической (или в условно-предметной) форме их основные типические черты. С помощью модели переосмысливаются деятельность, делются и проверяются предположения и гипотезы.
Реализацией модельного метода (технологии) обучения являются игровые технологии, микротехнологии моделирования обьектов изучения в предметных методиках, в управлении. Особенное значение моделирование приобретает в связи с распространением информационно-коммуникационных средств.
Рекомендуемая литература
1. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. – М., 1997.
2. Гузеев В.В. Образовательная технология : от приема до философии.– М.:Сентябрь,1996.
3. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. - М.: Новая школа, 1997.
4. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996.
5. Юцявичене П.А. Основы модульного обучения. – Каунас, 1989.