Формы организации физического воспитания

Успешность решения всего разнообразия задач физического воспитания школьников требует объединения усилий педагогиче­ского коллектива школы, работников внешкольных учреждений и родителей. Лишь в этом случае школьники попадают под воз­действие системы всех форм организации физического воспита­ния, обеспечивающих во взаимодействии наибольший педагогиче­ский эффект.

Каждое звено этой системы имеет одну целевую направлен­ность, но характеризуется только ему присущими задачами и ор-

ганнзационными основами. Звеньями системы организации физи­ческого воспитания детей в школе являются:

— классно-урочная система занятий, проводимых в виде уро­
ков физической культуры 2 раза в неделю в каждом классе;

— физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учеб­
ного дня (гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и
физкультпаузы, физические упражнения на удлиненной перемене);

— ежедневные занятия физическими упражнениями в группах
продленного дня;

— внеклассная работа, включающая занятия в кружках физи­
ческой культуры (I—IV классы), группах ОФП и ГТО, секциях
по видам спорта, спортивные соревнования, массовые игры, ту­
ристские походы и слеты.

Эта система дополняется формами организации физического воспитания во внешкольных учреждениях:

— систематические учебно-тренировочные занятия и спортив­
ные соревнования, проводимые в секциях детско-юношеских спор­
тивных школ (ДЮСШ), Дворцов и Домов пионеров, доброволь­
ных фпзкулътурно-спортивных обществ (ДФСО), по месту жи­
тельства, различного типа летних лагерей отдыха;

—■ массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия (ут­ренняя гимнастика, ежедневные купания, игры на местности, ту­ристские походы и т. п.), предусмотренные распорядком жизни летних и зимних лагерей отдыха детей;

— массовые игры, конкурсы, спортивные развлечения, экскур­
сии и походы, организуемые детскими секторами парков культу­
ры и отдыха, на спортивных и туристских базах.

Формами организации физического воспитания детей в семье могут быть:

— физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня
(утренняя гимнастика, физкультминутки, процедуры закалива­
ния);

— самостоятельные занятая физическими упражнениями по
типу спортивной тренировки, выполнение домашних заданий по
физическому воспитанию;

— самодеятельные игры, прогулки, походы, спортивные раз­
влечения, в том числе с участием взрослых, в выходные и кани­
кулярные дни;

— участие семей в соревнованиях, проводимых по месту жи­
тельства.

По признаку обязательности все эти формы подразделяются на обязательные и добровольные. К первым относятся лишь уро­ки физической культуры (классно-урочная система занятий).

По признаку организации обучения и воспитания перечислен­ные формы могут быть или урочными или неурочными.

Основными признаками урочных форм организации занятий, примером которых служат школьный урок физической культуры и учебно-тренировочные занятия в секциях, являются; наличие квалифицированного педагогического руководства; определяемое

учебной программой содержание урока с установкой на решение системы преемственных педагогических задач; обоснованная структура и четко ограниченные временные рамки; обязательная оценка результатов деятельности; систематичность проведения занятий по стабильному расписанию; относительно стабильный и однородный по возрасту и подготовленностЕ1 состав занимающих­ся. Наличие перечисленных признаков делает урок наиболее эко­номной и эффективной формой организации систематических за­нятии (см. «Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса»).

Неурочные формы организации занятий не обладают всеми признаками урока. Например, при наличии педагогического руко­водства проведение туристских походов имеет эпизодический ха­рактер, проведение соревнования не имеет строгого ограничения во времени, состав занимающихся непостоянен и т. п. (см. «Вне­классная работа по физическому воспитанию»).

Из всей совокупности представленных форм следует выделить в качестве основной классно-урочную систему занятий по пред­мету «Физическая культура». Ее ведущее положение в системе организации физического воспитания детей обусловлено следую­щим: обязательностью уроков для каждого ученика, обеспечиваю­щей наибольшую массовость занятий физическими упражнениями; возможностью решения всего комплекса задач физического воспи­тания в органическом единстве; обеспечением планомерности, це­ленаправленности и разносторонности педагогических воздействий на организм и личность учащихся; оптимальным соответствием осуществляемого учителем физического воспитания его законо­мерностям; полнотой и научной обоснованностью содержа­ния учебного материала, усвоение которого способно обеспечить требуемый уровень здоровья, физического развития и образо­вания.

Другие формы организации физического воспитания дополня­ют основную разнообразием средств и методов, увеличивая тем самым объем двигательной активности и создавая предпосылки воспитания (см. Приложение 5).

ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Эффективность решения задач физического воспитания школь­ников в значительной мере обусловлена комплексностью и систем­ностью его содержания, которые выражаются в степени интегра­ции используемых задач, средств и методов, четкости выделения функций и определения места форм организации физического воспитания с учетом взаимовлияния этих форм, заложенных в каждой из них потенциальных образовательных, оздоровитель­ных и воспитательных возможностей.

Одним из важных условий реализации сказанного является разработка соответствующих программ физического воспитания

школьников — нормативных документов, регламентирующих круг задач, раскрывающих и организующих содержание физического воспитания учащихся общеобразовательной школы, определяющих систему требований к методам и организации учебно-воспитатель­ной работы, прогнозирующих конечные результаты обучения и воспитания конкретных возрастных контиигентов занимающихся.

Комплексная программа

Задачи и содержание физического воспитания школьников, осуществляемого в рамках уроков физической культуры, внекласс­ной работы и физкультурно-оздоровительных мероприятий в ре­жиме учебного дня, требования к его организации определяются «Комплексной программой физического воспитания учащихся I — XI классов общеобразовательной школы». В основу ее построения положена идея комплексного подхода к решению задач физиче­ского воспитания школьников за счет использования в единой системе всех форм организации физического воспитания, прак­тикуемых в советской общеобразовательной школе, и на этой ос­нове установления единого гигиенически обоснованного физкуль­турно-оздоровительного режима учащихся, обеспечения возможно большей разносторонности педагогических воздействий на форми­рование их личности, физическое совершенствование и укрепле­ние здоровья.

Непосредственно изложению содержания Комплексной прог­раммы предшествует объяснительная записка, с изучения которой должен начать ознакомление с программой учитель. В ней сфор­мулированы цель и задачи физического воспитания школьников; характеризуется структура программы; приводятся общие реко­мендации, касающиеся распределения учебного времени между разделами программы, планирования и организации учебно-воспи­тательного процесса, техники безопасности и санитарно-гигиени­ческих условий проведения занятий, оценки успеваемости уча­щихся, проведения массовых физкультурно-оздоровительных ме­роприятий и спортивных соревнований, обеспечения взаимосвязи физического воспитания с другими сторонами коммунистического воспитания.

Комплексная программа состоит из пяти отдельно оформлен­ных частей, взаимосвязанных по направленности представленно­го в них содержания, взаимодополняемости средств н методов, общности организационного подхода к их реализации. Например, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, занятий в кружках физической культуры, группах ОФП и ГТО предполагает использование упражнений и лодвиж-ных игр, разученных на уроках физической культуры; обеспечение разносторонней общей физической подготовленности учащихся на уроках может быть использовано в качестве базовой основы для применения средств н методов спортивной подготовки при заняти­ях в спортивных секциях и т. п.

Первая часть программы, именуемая «Физкультурно-оздорови­тельные мероприятия в режиме учебного и продленного дня», включает в себя общие рекомендации по определению дифферен­цированного содержания соответствующих мероприятий для трех возрастных групп учащихся I—IV, V—VIII, IX—XI классов; «Гим­настика до учебных занятий» и «Физические упражнения на удли­ненных переменах» предлагаются для каждой из возрастных групп, «Физкультурные минуты» и «Занятия в группах продлен­ного дня»—лишь для двух первых. Вторая часть «Уроки физиче­ской культуры» представлена учебной программой по предмету «Физическая культура», в которой предлагается типовой учебный материал теоретического и практического характера, дифферен­цированный в соответствии с возрастными особенностями уча­щихся каждого из классов 11-летней школы, а также учебные нормативы по его усвоению (подробно о данной части Комплекс­ной программы сказано ниже). Третья часть «Профессионально-прикладная физическая подготовка» (ПФП) предлагает дополни­тельно к учебной программе по предмету и программам для школьных секций комплекс средств, способствующих углубленно­му совершенствованию профессионально значимых двигательных умений и навыков, физических и психических качеств, повышению устойчивости организма к условиям будущей трудовой деятельно­сти в массовых профессиях, которые могут быть выбраны учащи­мися IX—XI классов на основе профориентации. Структура и содержание данной части программы отличается своеобразием: пос­ле наименования конкретной группы однородных профессий (ста­ночники, сборщики радио- и часовой аппаратуры, водители раз­личного вида транспорта, работники строительных специальностей, конвейерного производства, горнорудной промышленности, сельско­го хозяйства и др.) характеризуются предъявляемые к ним пси­хофизиологические требования, а ниже в соответствии с этими требованиями перечисляются рекомендуемые средства ПФП. Чет­вертая часть «Внеклассные формы занятий физической культурой и спортом» определяет содержание занятий в школьных кружках физической культуры (I—IV классы), группах ОФП и ГТО, секци­ях по наиболее популярным видам спорта, нашедшим отражение в учебной программе по предмету и комплексе ГТО и входящим в содержание массовых соревнованпй школьников по отдельным видам упражнений и многоборьям ГТО, на призы клубов ЦК ВЛКСМ («Кожаный мяч», «Золотая шайба» и др.). «Веселые старты», «Старты надежд» и др., снарядовой и ритмической гим­настике, легкой атлетике, спортивным играм, конькобежному и лыжному спорту, плаванию (I—IV классы), борьбе (IX—XI клас­сы). Содержание занятий дифференцированно в соответствии с возрастными возможностями учащихся I—IV, V—VI, VII—VIII, IX—XI классов и отвечает требованиям преемственности с содер­жанием учебной программы по предмету. В программах для спор­тивных секций выделен единый для всех раздел ОФП п разделы специальной подготовки для каждого вида спорта. Пятая часть

«Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприя­тия» включает общие рекомендации по определению содержания ежемесячных дней здоровья и спорта для учащихся I, II—VII, VIII—XI классов, внутри школьных соревнований, туристских по­ходов и слегав, проводимых в соответствии с общешкольным и районным (городским) календарем соответствующих меро-приятии.

В конце Комплексной программы даны две таблицы. В табли­це 1 представлен примерный объем двигательной активности уча­щихся каждого из классов П -летней школы, выраженный в дли­тельности использования отдельных форм физического воспитания школьников. Ежедневный объем определяется суммированием времени физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, занятий в группе продленного дня и самостоятельных заня­тий дома; еженедельный—суммой времени перечисленных форм занятий во все дни недели, уроков физической культуры и заня­тий в спортивных секциях, кружках, группах; месячный и годо­вой—суммой времени всей совокупности занятий, дней здоровья и соревнований, в которых могут принять участие школьники конкретного возраста соответственно в течение месяца и учебного года. В таблице 2 дан перечень видов физических упражнений, рекомендуемых для развития различных физических качеств уча­щимся конкретных классов.

Действующая программа тесно связана с комплексом ГТО. Эта связь проявляется, во-первых, в единой целевой направленности программы и Комплекса на решение задач всестороннего и гармо­ничного развития школьников, широкого внедрения физической культуры в режим их труда и быта как основы формирования здорового образа жизни, полноценной подготовки подрастающего поколения к активной трудовой и оборонной деятельности; во-вто­рых, в общности содержания тематики, предстпвленной в разделе «Основы знаний» школьной программы по предмету «Физическая культура» и разделе «Знания» комплекса ГТО; в-третьих, в иден­тичности конкретных видов физических упражнений, входящих в содержание учебных программ разных классов и соответствую­щих возрастных ступеней комплекса ГТО; в-четвертых, в уровне нормативных требовании: большинство нормативов учебных прог­рамм четных классов на оценку «5» совпадает с нормами соответ­ствующих ступеней комплекса ГТО на оценку «сдано»: в-пятых, в дифференцированных требованиях к двигательному режиму школьников разного возраста, представленных в таблице 1 Комп­лексной программы и соответствующем разделе каждой из школь­ных ступеней комплекса ГТО.

Программа по предмету «Физическая культура»

Программа представляет собой государственный документ, оп­ределяющий систему нормативных требований к содержанию и

организации физического воспитания на уроках физической куль­туры, к уровню физического образования и физической подготов­ленности учеников. Качественная реализация этих требований со­здает фундамент здоровья, общего физического образования, все­стороннего и гармоничного физического развития учащихся.

Программа состоит из отдельно оформленных, но взаимосвя­занных по содержанию и нормативным требованиям программ для каждого из классов 11-летней школы, составленных с учетом возрастных особенностей соответствующих контингентов учащих­ся. В программе каждого класса изложен учебный материал для уроков физической культуры, оформленный в виде конкретных тем теоретического и практического характера, например, «Значе­ние физических упражнений для здоровья" человека» (I класс), «Лазанье по канату в три приема» (IV класс).

Теоретический материал представлен в каждой прог­рамме разделом «Основы знаний». Входящие в него темы содер­жат общие теоретические положения, касающиеся сущности фи­зической культуры как социального явления, оздоровительных и развивающих влияний физических упражнений, требований к ме­тодике безопасности занятий. Ознакомление школьников с этими положениями обеспечивает идеологическую направленность учеб­но-воспитательного процесса, способствует формированию интере­са и сознательного отношения к физическому самосовершенство­ванию.

В содержании теоретического материала, представленного в программах всех классов и составляющего в совокупности целост­ный курс 11-летнего обучения школьников, можно условно выде­лить относительно самостоятельные его подгруппы, различающие­ся по тематической направленности: I) темы, характеризующие социальную сущность физической культуры (например, «Физиче­ская культура в социалистическом обществе»—XI класс и т. п.) и некоторые элементы советской системы физического воспитания (например, «Комплекс ГТО»—II и IV классы); 2) темы медико-биологического характера (например, «Правила приема водных процедур, воздушных и солнечных ванн»— П класс); 3) темы, рас­крывающие основы организации и методики занятий (например, «Правила выполнения домашних заданий, гимнастики до занятий, физкультурных минут»—V класс); 4) темы по правилам безопас­ности занятий (например, «Самостраховка»—VII класс). Подоб­ная систематизация облегчает установление логических смысло­вых связей в содержании различных тем и преемственности в обу­чении от класса к классу, отбор учебного материала для решения конкретных педагогических задач, создание представления о пол­ноценности системы знаний.

Требованиями, изложенными в объяснительной записке, пре­дусматривается также вооружение школьников знаниями, способ­ствующими наибольшей эффективности собственной учебно-позна­вательной и двигательной деятельности (для совершенствования своих физических качеств, овладения техникой физических упраж-

нений, основами тактики соревнований, основами методики судей­ства). Однако подобный учебный материал отсутствует в тексте программы. Он определяется самим учителем с учетом дидактиче­ских задач и познавательных возможностей соответствующих воз­растных контингентов школьников. (Дополнительно см. гл. IV.) Практический материал представлен в программе каж­дого класса несколькими разделами, изложенными под общей руб­рикой «Навыки, умения, развитие двигательных ка­честв», с выделением наименования каждого по признаку при­надлежности входящих в него-физических упражнений к конкрет­ному виду спорта.

В качестве обязательных разделов, между которыми распре­деляется 68 ч учебного времени годичного цикла, в программах I, II и III классов выделяется три: «Гимнастика»—28 ч, «Под­вижные игры»—24 ч, «Лыжная подготовка»—16 ч. С IV класса добавляется раздел «Легкая атлетика» в объеме 10 ч за счет со­кращения времени, отводимого ранее на раздел «Подвижные иг­ры». С V класса вводится раздел «Спортивные игры» при сохра­нении (по VII класс) в качестве дополнительного к нему раздела «Подвижные игры». В связи с этим происходит перераспределение часов учебного времени между обязательными разделами прог­раммы, которое сохраняется вплоть до XI класса; «Гимнастика»— 16 ч, «Легкая атлетика»—20 ч, «Спортивные игры»—16 ч, «Лыж­ная подготовка»— 16 ч.

Кроме перечисленных, в программу включены разделы «Крос­совая подготовка» (со II класса) и «Конькобежная подготовка» (с V класса), заменяющие раздел «Лыжная подготовка» в слу­чае невозможности проведения занятий на лыжах из-за погодных или климатических условий.

В качестве дополнительных к основному содержанию в прог­рамму введены разделы «Плавание» (IV класс — 26 ч, V — XI классы — по 14 ч) и «Борьба» (X—ХГ классы — по 10 ч), ре­комендуемые для школ, имеющих соответствующие условия (пла­вательный бассейн, борцовское оборудование, компетентных спе­циалистов). Объем времени, отводимый на реализацию этих раз­делов, выделяется в равной мере из других разделов программы. Раздел «Развитие двигательных качеств» дается после изложения содержания всех разделов программы. В нем пе­речисляются качества, на совершенствование которых должен воздействовать учитель через систему уроков физической куль­туры.

В конце программы каждого класса приводится таблица «Учебные нормативы по освоению навыков, уме­ний, развитию двигательных качеств». В ней пред­ставлены контрольные упражнения, по результатам выполнения которых можно судить о степени сформированностн навыков и уровне развития у учащихся отдельных двигательных качеств: быстроты — по результату в беге на 60 м; силы мышц рук —по количеству подтягиваний и т. п. Нормативы представлены в трех-

мерной градации — на оценку «5»» «4», «3». Проверочные испыта­ния проводятся по прохождении конкретного раздела программы, окончании четвертей или в конце учебного года.

После изложения содержания программы младших (I—IV), средних (V—IX) и старших (X—XI) классов приводятся «Тре­бования к учащимся, оканчивающим начальную (неполную сред­нюю, среднюю) школу». Они представляют собой обобщенно сформулированные поэтапные цели физического образования и развития школьников соответствующих возрастных грулл, реали­зуемые в рамках классно-урочной системы занятий по предмету «Физическая культура».

Наши рекомендации