Принципы и подходы к организации образовательного процесса в ДОУ

1. Общедидактические принципы;

• доступность обучения;

• систематичность и последовательность;

• наглядность;

• прочность и осознанность знаний;

• научность;

• принцип связи обучения с жизнью;

• индивидуализация процесса обучения;

• опора на возрастные особенности детей.

2. Специальные принципы, специфические для организации образовательного процесса в каждом виде ДОУ; комплексность,

• вариативность обучения в зависимости от уровня подготовленности воспитанников и их способностей, индивидуализации обучения,

• принципы формирования мотивационной основы обучения,

• смены видов деятельности и динамичности детского восприятия на занятиях.

3. Принципы, отражающие ориентацию на современные образовательные технологии. Принцип развивающего обучения;

• Принцип проектного обучения и др.

Модели организации образовательного процесса в ДОУ.

Учебная модель;

• организацией содержаний образования по принципу разделенных учебных предметов (по сферам познания или по видам деятельности).

• Инициатива и управление деятельности принадлежит всецело взрослому. Позиция взрослого – учительская. Модель рассчитана на заблаговременное и жесткое программирование образовательной среды, развертывание образовательных содержаний в логике учебного предмета.

• ОП осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме.

• Предметная среда обслуживает урок.

• Комплексно-тематическая; Тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере действительности.

• Реализация темы в разных видах детской деятельности (игра, рисование и др.)

• Более свободная позиция, приближает её к партнерской.

• Менее жесткой в этой модели становится и организация предметной среды.

• Стандартный набор тем придает системность образовательному процессу.

• Однако образовательный процесс направлен на расширение представлений у ребенка об окружающем, а не на его развитие.

• Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому потенциалу взрослого

Предметно-средовая

• Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду, минуя взрослого как их деятельного носителя.

• Взрослый в этой модели – лишь организатор предметной среды, его функция – подбор развивающего материала.

• Топография образовательной среды не меняется на протяжении всего дошкольного возраста. Меняется лишь сам ребенок, вычерпывая в процессе многократных упражнений развивающее содержание, заложенное в предметном материале.

• Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка приводит к утере системности образовательного процесса.

Комплексно-тематическая модель:

Тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере действительности.

Реализация темы в разных видах детской деятельности (игра, рисование и др.)

Более свободная позиция, приближает её к партнерской.

Менее жесткой в этой модели становится и организация предметной среды.

Стандартный набор тем придает системность образовательному процессу.

Однако образовательный процесс направлен на расширение представлений у ребенка об окружающем, а не на его развитие.

Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому потенциалу взрослого.

Типы обучения в дошкольном образовании.

В дидактике сложились разные типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное.

Прямое обучение предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас). Далее дает образец способов выполнения задания (как рисовать дерево, как составлять рассказ). В ходе занятия он направляетдеятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.

Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и по-знавательных, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями.

В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении.

Коллективно-поисковая деятельность - это цепочка мысли и действия, идущая от педагога к детям, от одного ребен-ка - к другому. Решение проблемной ситуации - итог коллективной работы.

В исследованиях (И. Я. Лернер, Н. Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова и др.) подчеркивается особая роль проблемного обучения в развитии мыслительной деятельности детей, их творческих сил.

Очевиден нравственный аспект проблемного обучения: вместе «открыли», например, почему «заплакали стекла» в раздевальной комнате, когда прибежали туда, застигнутые на участке внезапным дождем. Мысль одного ребенка (стекла запотели от пара) дала продолжение догадке других детей (откуда появился пар в комнате - может быть, с нашей влажной одежды?; почему влажными стали только стекла?). Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, спорят или соглашаются. Складывается определенный стиль делового сотрудничества, в основе которого - диалог равных партнеров (Т.А.Куликова).

Задача педагога - руководить сложным ансамблем, где солистом может быть каждый ребенок. Он вовлекает детей в совместный мыслительный поиск, оказывает помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой, в ходе которой педагог ставит вопросы, побуждающие детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам.

Основная движущая сила проблемного обучения - это система вопросов и заданий, которые предлагаются детям. Наиболее эффективными являются, прежде всего, те вопросы, которые требуют установить сходство и различие между предметами и явлениями. Особое место занимают проблемные вопросы, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимися представлениями и вновь получаемыми знаниями. Ценны вопросы, активизирующие образное мышление детей, воображение.

Учитывая важную роль проблемного обучения в активизации мыслительной деятельности детей, в развитии отношений сотрудничества между ними, можно говорить о его преимуществах перед прямым обучением.

Наши рекомендации