Сформулируйте главную цель воспитания. Что является рез-том воспитания
Что такое воспитание? Дайте определение и раскройте смысл данного понятия.
Воспитание: 2 аспекта: общественное явление и педагогическое явление. В. в широком смысле: воздействие об-ва на личность. Т.е. воспитание = социализация. Требование: чтобы человек не создавал угрозы ля об-ва. Как пед.: спец. организованная дея-ть педагогов и воспитателей для реализации целей образования в условиях пед. процесса, направленная на формирование у воспитанников опрел. качеств личности, взглядов и убеждений. Рез-т: чел. с заданными кач-вами. «Социальный заказ» задает качества личности. Воспитание – это общественное явление, но не всегда контролируемое и целенаправленное.
Цели, содержание, принципы и методы воспитания определяются выбранной моделью воспитания. Гуманистическое воспитание имеет своей целью развитие гармоничной и цельной личности.
Психологические механизмы воспитания:
1. ребенок включается в систему отношений образоват. институтов (семья, школа, детский сад, общество…);
2. осмысление системы отношений между этими образоват. учреждениями, между сверстниками
3. интериоризация (присвоение) опыта: пропускание через себя, преобразование внутренних структур психики
4. экстериоризация: преобразование внутренних структур трансформируется в действия (высказывание, поступок)
Цели, содержание, принципы и методы воспитания определяются выбранной моделью воспитания. Гуманистическое воспитание имеет своей целью развитие гармоничной и цельной личности. Моделивоспитания:определяются по философской концепции, лежащей в основе воспитания: идеалистическая, прагматическая, социетарная, гуманистическая, технократическая, модель поликультурного воспитания.
Классификация: 1) по содержанию: нравственное, патриотическое, политич, правовое, умственное, духовное, трудовое,и т.д.; 2) институциональный признак: семейное, дошкольное, школьное, высшее, социальное (детский дом); 3) по доминирующему стилю отношений воспитателя и воспитанника: авторитарное, демократическое, свободное (либерально-попустительский стиль).
Сформулируйте главную цель воспитания. Что является рез-том воспитания.
Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Цели, содержание, принципы и методы воспитания определяются выбранной моделью воспитания?. Моделивоспитания:определяются по философской концепции, лежащей в основе воспитания: идеалистическая, прагматическая, социетарная, гуманистическая, технократическая, модель поликультурного воспитания. Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идеал личности всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом. В современной трактовке цели гуманистического воспитания заложена возможность формирования планетарного сознания и элементов общечеловеческой культуры.
Рез-т воспитания – всесторонне и гармонично развитая личностьJ.
8. Почему воспитание называют явлением социальным и историческим?
Так как педагогика изучает процесс воспитания, рассматривая его в условиях развития общественных отношений и в соответствии с законами исторического развития, изучает опыт воспитательной деятельности и условия при которых происходит воспитание, закономерными видятся следующие выводы: 1) Воспитание и обучение- социальный процесс. Воспитание присуще только человеку, оно происходит в обществе. Общество в свою очередь задаёт стандарты развития, которым по средству воспитания должен соответствовать человек. Это необходимо для прогресса. Общество подаёт «социальный заказ», требуя от педагогов и воспитателей сделать из ребёнка человека, личность с определённым набором качеств и характеристик, необходимых и полезных для данного общества. 2) Обучение и воспитание носят исторический характер, так как опираются на накопленный ранее педагогический опыт. Говорим о педагогическом опыте, накопленном через Каменского, Руссо, Ломоносова, Толстого, и т.д. (см. вопросы 17, 40, )
9. Перечислите основные направления воспитания человека , уточните назначения каждого направления в современной социокультурной ситуации.
(по Бордовской, Реан) Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы — гражданское, правовое, экономическое, экологическое. Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.
Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания. Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Библии и Коране. В повседневной жизни можно наблюдать факты отклонения человека от морально-нравственных принципов.
Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.
Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности. Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт.
Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.
Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству.
Экономическое воспитание — это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны.
Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле.
Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние.
10. Назовите известные вам методы воспитания, уточняя их отличительные особенности.
Реализация содержания воспитания происходит через методы воспитательного воздействия. Методы восп. воздействия – это пути влияния на сознание, чув-ва, поведение воспитанников для решения опред. воспит. задач, к-ые опред. ситуацией, контекстом, возрастом. В целом, метод воспитания является одним из инструментов, как воздействия, так и взаимодействия между людьми.
1) педагогическое требование выраж. через определ. нормы поведения чел. При изложении пед. требованиявоспитаннику объясняется его суть, полезность и необходимость. Полезно для обогащения соцю опыта;
2) приучение предполагает формироание способности к организ. действия, к разумному поведению;
3) пример – предоставлние убедительного образца для подражания;
4) поощрение – цель – эмоциональное утверждение/закрепление правильного утверждения;
5) наказание призвано затормозить, сдержать негативное действие чел-ка: замечание, выговор, общест. порицание, отстранение от важного дела, моральное исключение из повседневной жизни, упрек.
11. Как оценить эффективность методов воспитания? От чего зависит их выбор?
Среди тех зависимостей, которые определяют построение и выбор методов воспитания, на первом месте находится их соответствие идеалам общества и целям воспитания. В практической деятельности учитель, выбирая методы воспитания, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Одни и те же воспитательные задачи могут быть решены разными способами.
Эффективность решения воспитательной задачи зависит от многих факторов, но в первую очередь от:
• логики совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств;
• индивидуально-личностных особенностей воспитанника и воспитателя;
• условий и обстоятельств, в которых осуществлялся воспитательный акт.
На самом деле методы и средства воспитания применяются во взаимосвязи.
Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система. Методы воспитания, при помощи которых достигаются ожидаемые воспитательные результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания педагогического процесса.
Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод воспитания вместе с тем всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Скажем, на известном уровне его развития наиболее продуктивным способом педагогического воздействия является решительное, неукоснительное требование, но неуместными будут лекция или диспут.