Вопрос №1 Строи и управление ими
Тема № 2. Строевая подготовка
Учебные и воспитательные цели:
Иметь представление:о строях батальона в пешем порядке;
о порядке проведения строевого смотра взвода, роты, батальона.
Знать:основные положения Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации.
Уметь:
проводить занятия по строевой подготовке;
Порядок изучения темы:
Вид занятия | Название занятия | Расчет времени | Место проведения |
Лекция | Общие положения строевого Устава ВС РФ. | класс | |
Групповое занятие № 1 | Строевые приемы и движение без оружия. | класс, плац | |
Групповое занятие № 2 | Строевые приемы и движение с оружием. | класс, плац | |
Групповое занятие № 3 | Развернутый и походный строи отделения, взвода и роты. | класс, плац | |
Групповое занятие № 4 | Перестроение отделения и взвода. | класс, плац |
Литература:
1. Новые Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 476 с.
2. Жуков Ю.А., Галяутдинов С.Р., Миндовский В.А. Строевая подготовка: Учебник. – СПб.: ВАС, 2007, 220 с.
3. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Воениздат, 2006.
4. Инструкция о порядке проверки и оценки строевой подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приложение к директиве первого заместителя МО РФ. № 205/2/202, 1996.
5. Методические рекомендации по организации и выполнению мероприятий повседневной деятельности в воинской части. Кн. I. Организация боевой подготовки. – М.: Воениздат, 2002.
Лекция №1 Общие положения строевого Устава ВС РФ.
Учебные и воспитательные цели:
Иметь представление:о предмете изучения и основном содержании дисциплины «Строевая подготовка», ее месте и роли в системе боевой подготовки офицера.
Знать:основные положения Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации, знать обязанности командиров перед строем и в строю; знать обязанности командиров перед строем и в строю;
Учебное время: 2 часа
Место проведения: класс
Литература:
1. Общевоинские уставы ВС РФ. Учебник. – Москва: изд-во Эксмо, 2015г. – 624 с.
2. Жуков Ю.А., Галяутдинов С.Р., Миндовский В.А. Строевая подготовка: Учебник. – СПб.: ВАС, 2007, 220 с.
3. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Воениздат, 2006.
Учебно-материальное обеспечение:
1. Электронный учебник;
2. Стенды
3. Слайды
№ | Структура занятия | Время (мин) |
I. | Вводная часть | |
1. | Организационная часть | |
II. | Основная часть | |
1. | Введение | |
2. | Строи и управление ими | |
3. | Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю. | |
III. | Заключительная часть | |
1. | Подведение итогов занятия | |
2. | Ответы на вопросы студентов | |
3. | Задание на самоподготовку |
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ – 15 минут
Перед началом занятия проверить наличие и внешний вид студентов. Пояснить порядок изучения темы. Особое внимание обратить на качество ведения конспектов. Объяснить, что изучение данной темы является важным этапом при освоении дисциплины.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 70 минут
Довести учебную цель, вопросы, выносимые на данное занятие.
Введение
Строевой устав определяет строевые приемы и движение без оружия и с оружием; строи подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах; порядок выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра; положение Боевого знамени воинской части в строю, порядок совместного выноса и относа Государственного флага Российской Федерации и Боевого знамени воинской части; обязанности военнослужащих перед построением и в строю и требования к их строевому обучению, а также способы передвижения военнослужащих на поле боя и действия при внезапном нападении противника.
Строевым уставом руководствуются все военнослужащие воинских частей, кораблей, органов военного управления, предприятий, учреждений, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — воинские части).
Действие Устава распространяется на военнослужащих других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на граждан, призванных на военные сборы.
Строевая подготовка является составной частью боевой подготовки. Она оказывает влияние на все стороны жизни и деятельности войск.
Строевая подготовка закаляет волю воинов, способствует соблюдению воинского порядка и укреплению дисциплины, совершенствует умение владеть своим телом, развивает внимательность, наблюдательность, коллективизм и исполнительность. Без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий воинов в современном бою. Сейчас, когда подразделения и части насыщены сложной техникой, когда значительно возросла роль коллективного оружия в бою. уровень строевой выучки должен быть особенно высок.
Основой подготовки личного состава подразделения к совместным действиям был, есть и остается строй. Он, как никакой другой вид обучения, воспитывает быстрое, точное и единодушное исполнение воли командира. Строевая подготовка основана на глубоком понимании военнослужащими необходимости четких, быстрых и сноровистых действий при выполнении приемов в составе подразделения.
Строевая выучка дисциплинирует военнослужащих, вырабатывает у них быстроту и четкость действий при использовании вооружения и эксплуатации боевой техники, а также способствует приобретению навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, специальной подготовке и по другим предметам обучения.
Строевая подготовка включает в себя:
· одиночное строевое обучение без оружия и с оружием;
· строевое слаживаиие отделений (расчетов, экипажей), взводов, рот (батарей), батальонов (дивизионов) и полков при действиях в пешем порядке и на машинах;
· строевые смотры подразделений и частей.
Строевое обучение проводится на плановых занятиях и совершенствуется при всех построениях и передвижениях, на всех других занятиях и в повседневной жизни.
Разумеется, в практике работы командиров обучение и воспитаниесоставляют единый процесс и всегда взаимосвязаны. Следовательно, в процессе строевого обучения подчиненных командир должен постоянно вести воспитательную работу, направленную на привитие высокой дисциплиныиисполнительности.
Строевая подготовка является самостоятельным предметом обучения военнослужащих в системе боевой подготовки и органически входит во многие другие предметы обучения, оказывая влияние на развитие знаний, умений, навыков и психологической устойчивости, необходимых личному составу в современном бою.
Поэтому в основу строевого обучения положены руководящие принципы педагогикиипсихологии.
Высокая строевая выучкаофицеров, прапорщиков и сержантов имеет решающее значение в достижении успехов в строевой подготовке, в умении образцово выполнять предусмотренные Строевым уставом приемы и действия и методически правильно обучать подчиненных. Командиру недостаточно владеть высоким методическим мастерством, хорошей теоретической подготовкой и практическими навыками, важно еще уметь активизировать познавательную деятельность своих подчиненных, а этого можно достичь повышением качества строевого обучения, развитием у воинов творческого мышления и оказанием помощи в овладении наиболее рациональными приемами и действиями в ходе обучения.
Командир должен постоянно помнить, что основы обучения лучше всего закладывать с первых дней учебы. Именно в это время вырабатывается, а затем превращается в привычку определенный порядок в изучении строевых приемов и действий, а также действий с оружием и на боевой технике. Известно, что пределы человеческого познания относительны, поэтому необходимо добиваться того, чтобы подчиненные не стеснялись сегодняшнего незнания (неумения). Ведь порицания заслуживает не тот. кто. не знает, но пытается узнать, а тот, кто не знает, а делает вид, будто знает.
Усвоение- это понимание плюс запоминание полученных в процессе учебных занятий знаний (информации).
Овладение знаниями - это усвоение плюс применение полученных знаний на практике. В обучении очень важно увязать известное с неизвестным, теорию с практикой, устанавливать наиболее эффективные формы и методы строевого обучения. Очень важно также, чтобы каждое строевое занятие проводилось на фоне сравнимости результатов соревнующихся с повышением духа состязательности. Это создает необходимые предпосылки к быстрому усвоению изучаемого материала.
Каждое занятие должно являться новой ступенью в деле совершенствования строевой выучки воинов и подразделений.
Глубина полученных при этом знаний и прочность навыков во многом зависят от умело выбранных методов обучения и тренировок, применяемых в ходе занятий. Интенсивность, непрерывность действий воинов с полным напряжением сил - вот требования, предъявляемые к строевым занятиям сегодня.
Практика показывает, что высокий уровень строевой выучки военнослужащих может быть достигнут:
· целеустремленным и правильным планированием строевой подготовки;
· четкой организацией и методически правильным проведением всех занятий;
· сознательным изучением и последующим совершенствованием приемов и действий каждым военнослужащим в строгом соответствии с требованиями Строевого устава;
· регулярным проведением инструктажей, инструкторско-методических, показных и плановых занятий по строевой подготовке без значительных перерывов между ними;
· совершенствованием навыков в строевом обучении на всех занятиях при построениях и передвижениях в повседневной жизни;
· самостоятельными тренировками (отработкой военнослужащими строевых приемов и действий);
· высокой требовательностью командиров всех степеней и их постоянным контролем выполнения положений Строевого устава подчиненными.
Вывод:В данном вопросе были рассмотрены предмет изучения и основное содержание дисциплины «Строевая подготовка», ее место и роль в системе боевой подготовки офицера и его последующей практической деятельности, а так же задачи, решаемые командиром при организации подготовки и проведении практических занятий по строевой подготовке для достижения поставленной цели.
Вопрос №1 Строи и управление ими
Строй — установленное Уставом размещение военнослужащих,
подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.
Шеренга — строй, в котором военнослужащие размещены один
возле другого на одной линии на установленных интервалах.
Линия машин — строй, в котором машины размещены одна возле другой на одной линии.
Фланг — правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя
названия флангов не изменяются.
Фронт — сторона строя, в которую военнослужащие обращены
лицом (машины — лобовой частью).
Тыльная сторона строя — сторона, противоположная фронту.
Интервал — расстояние по фронту между военнослужащими
(машинами), подразделениями и частями.
Дистанция — расстояние в глубину между военнослужащими
(машинами), подразделениями и частями.
Ширина строя — расстояние между флангами.
Глубина строя — расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах — расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).
Двухшереножный строй — строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются.
Ряд— два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным.
При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу.
Одношереножный и двухшереножный строи могут быть сомкнутыми или разомкнутыми.
В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.
В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.
Колонна— строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) — одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.
Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более. Колонны применяются для построения подразделений и частей в развернутый или походный строй.
Развернутый строй — строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром.
Развернутый строй применяется для проведения проверок, расчетов, смотров, парадов, а также в других необходимых случаях.
Походный строй — строй, в котором подразделение построено
в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим
на дистанциях, установленных Уставом или командиром.
Походный строй применяется для передвижения подразделений при совершении марша, прохождения торжественным маршем, г песней, а также в других необходимых случаях.
Направляющий — военнослужащий (подразделение, машина),
движущийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (подразделения, машины).
Замыкающий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне.
Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств.
Команды и приказания могут передаваться по колонне через командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей.
Управление в машине осуществляется командами и приказаниями, подаваемыми голосом и с помощью средств внутренней связи.
Команда разделяется на предварительную и исполнительную; команды могут быть и только исполнительные.
Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.
По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку, в движении переходят на строевой шаг, а вне строя поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку.
При выполнении приемов с оружием в предварительной команде при необходимости указывается наименование оружия.
Например: «Автоматы на — ГРУДЬ». «Пулеметы на - ре-МЕНЬ» и т. д.
Исполнительная команда (в Уставе напечатана крупным шрифтом) подается после паузы, громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.
Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда «ОТСТАВИТЬ». По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.
При обучении допускаются выполнение указанных в Уставе строевых приемов и движение по разделениям, а также с помощью подготовительных упражнений.
Например:«Автомат на грудь, по разделениям: делай — РАЗ, делай — ДВА, делай — ТРИ». «Направо, по разделениям: делай — РАЗ, делай — ДВА».
При формировании сборных команд производится их строевой
расчет на подразделения. Для расчета военнослужащие выстраиваются в одношереножный или двухшереножный строй и рассчитываются по общей нумерации, как указано в ст. 85. После этого и в зависимости от численности команды производится последовательно расчет на роты, взводы и отделения и назначаются командиры этих подразделений.
Для участия в парадах, а также в других случаях подразделение по приказу командира может строиться в общую колонну по три, по четыре и более. При этом построение производится, как правило, по росту.
Построение подразделений производится по команде «СТАНОВИСЬ», перед которой указывается порядок построения.
Например:«Отделение, в одну шеренгу — СТАНОВИСЬ».
По этой команде военнослужащий должен быстро занять свое место в строю, набрать установленные интервал и дистанцию, принять строевую стойку.
При подаче команд для подразделений родов войск и специальных войск вместо наименований «отделение», «взвод», «рота», «батальон» и «полк» указываются наименования подразделений и частей, принятые в родах войск и в специальных войсках видов Вооруженных Сил.
Вывод:В данном вопросе были рассмотрены основные термины и понятия, используемые в строевой практике, а также команды, подаваемые командирами (начальниками) при управлении вверенными им подразделениями.