Вопрос №1 Строи и управление ими

Тема № 2. Строевая подготовка

Учебные и воспитательные цели:

Иметь представление:о строях батальона в пешем порядке;

о порядке проведения строевого смотра взвода, роты, батальона.

Знать:основные положения Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

Уметь:

проводить занятия по строевой подготовке;

Порядок изучения темы:

Вид занятия Название занятия Расчет времени Место проведения
Лекция Общие положения строевого Устава ВС РФ. класс
Групповое занятие № 1 Строевые приемы и движение без оружия. класс, плац
Групповое занятие № 2 Строевые приемы и движение с оружием. класс, плац
Групповое занятие № 3 Развернутый и походный строи отделения, взвода и роты.   класс, плац
Групповое занятие № 4 Перестроение отделения и взвода.   класс, плац

Литература:

1. Новые Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 476 с.

2. Жуков Ю.А., Галяутдинов С.Р., Миндовский В.А. Строевая подготовка: Учебник. – СПб.: ВАС, 2007, 220 с.

3. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Воениздат, 2006.

4. Инструкция о порядке проверки и оценки строевой подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приложение к директиве первого заместителя МО РФ. № 205/2/202, 1996.

5. Методические рекомендации по организации и выполнению мероприятий повседневной деятельности в воинской части. Кн. I. Организация боевой подготовки. – М.: Воениздат, 2002.

Лекция №1 Общие положения строевого Устава ВС РФ.

Учебные и воспитательные цели:

Иметь представление:о предмете изучения и основном содержании дисциплины «Строевая подготовка», ее месте и роли в системе боевой подготовки офицера.

Знать:основные положения Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации, знать обязанности командиров перед строем и в строю; знать обязанности командиров перед строем и в строю;

Учебное время: 2 часа

Место проведения: класс

Литература:

1. Общевоинские уставы ВС РФ. Учебник. – Москва: изд-во Эксмо, 2015г. – 624 с.

2. Жуков Ю.А., Галяутдинов С.Р., Миндовский В.А. Строевая подготовка: Учебник. – СПб.: ВАС, 2007, 220 с.

3. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Воениздат, 2006.

Учебно-материальное обеспечение:

1. Электронный учебник;

2. Стенды

3. Слайды

Структура занятия Время (мин)
I. Вводная часть
1. Организационная часть
II. Основная часть
1. Введение  
2. Строи и управление ими  
3. Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю.  
III. Заключительная часть
1. Подведение итогов занятия
2. Ответы на вопросы студентов
3. Задание на самоподготовку

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ – 15 минут

Перед началом занятия проверить наличие и внешний вид студентов. Пояснить порядок изучения темы. Особое внимание обратить на качество ведения конспектов. Объяснить, что изучение данной темы является важным этапом при освоении дисциплины.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 70 минут

Довести учебную цель, вопросы, выносимые на данное занятие.

Введение

Строевой устав определяет строевые приемы и движение без оружия и с оружием; строи подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах; порядок выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра; поло­жение Боевого знамени воинской части в строю, порядок совместного выноса и относа Государственного флага Российской Федерации и Боевого знамени воинской части; обязанности военнослужащих перед построением и в строю и требования к их строевому обучению, а также способы передвижения военнослужащих на поле боя и действия при внезапном нападении противника.

Строевым уставом руководствуются все военнослужащие воинских частей, кораблей, органов военного управления, предприятий, учреждений, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования Воору­женных Сил Российской Федерации (далее — воинские части).

Действие Устава распространяется на военнослужащих других войск, воин­ских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на граждан, призванных на военные сборы.

Строевая подготовка является составной частью боевой подготовки. Она ока­зывает влияние на все стороны жизни и деятельности войск.

Строевая подготовка закаляет волю воинов, способствует соблюдению воинского порядка и укреплению дисциплины, совершенствует умение владеть своим телом, развивает вни­мательность, наблюдательность, коллективизм и исполнительность. Без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких дей­ствий воинов в современном бою. Сейчас, когда подразделения и части на­сыщены сложной техникой, когда значительно возросла роль коллективного оружия в бою. уровень строевой выучки должен быть особенно высок.

Основой подготовки личного состава подразделения к совместным дей­ствиям был, есть и остается строй. Он, как никакой другой вид обучения, воспитывает быстрое, точное и единодушное исполнение воли командира. Строевая подготовка основана на глубоком понимании военнослужащими необходимости четких, быстрых и сноровистых действий при выполнении приемов в составе подразделения.

Строевая выучка дисциплинирует военнослужащих, вырабатывает у них быстроту и четкость действий при использовании вооружения и эксплуата­ции боевой техники, а также способствует приобретению навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, специальной подготовке и по другим предметам обучения.

Строевая подготовка включает в себя:

· одиночное строевое обучение без оружия и с оружием;

· строевое слаживаиие отделений (расчетов, экипажей), взводов, рот (батарей), батальонов (дивизионов) и полков при действиях в пешем порядке и на машинах;

· строевые смотры подразделений и частей.

Строевое обучение проводится на плановых занятиях и совершенствуется при всех построениях и передвижениях, на всех других занятиях и в повсе­дневной жизни.

Разумеется, в практике работы командиров обучение и воспита­ниесоставляют единый процесс и всегда взаимосвязаны. Следовательно, в процессе строевого обучения подчиненных командир должен постоянно вести воспитательную работу, направленную на привитие высокой дисцип­линыиисполнительности.

Строевая подготовка является самостоятельным предметом обучения во­еннослужащих в системе боевой подготовки и органически входит во мно­гие другие предметы обучения, оказывая влияние на развитие знаний, уме­ний, навыков и психологической устойчивости, необходимых личному со­ставу в современном бою.

Поэтому в основу строевого обучения положены руководящие принципы педагогикиипсихологии.

Высокая строевая выучкаофицеров, прапорщиков и сержантов имеет решающее значение в достижении успехов в строевой подготовке, в умении образцово выполнять предусмотренные Строевым уставом приемы и дейст­вия и методически правильно обучать подчиненных. Командиру недоста­точно владеть высоким методическим мастерством, хорошей теоретической подготовкой и практическими навыками, важно еще уметь активизировать познавательную деятельность своих подчиненных, а этого можно достичь повышением качества строевого обучения, развитием у воинов творческого мышления и оказанием помощи в овладении наиболее рациональными приемами и действиями в ходе обучения.

Командир должен постоянно помнить, что основы обучения лучше всего закладывать с первых дней учебы. Именно в это время вырабатывается, а затем превращается в привычку определенный порядок в изучении строе­вых приемов и действий, а также действий с оружием и на боевой технике. Известно, что пределы человеческого познания относительны, поэтому не­обходимо добиваться того, чтобы подчиненные не стеснялись сегодняшнего незнания (неумения). Ведь порицания заслуживает не тот. кто. не знает, но пытается узнать, а тот, кто не знает, а делает вид, будто знает.

Усвоение- это понимание плюс запоминание полученных в процессе учебных занятий знаний (информации).

Овладение знаниями - это усвоение плюс применение полученных знаний на практике. В обучении очень важно увязать известное с неизвестным, теорию с практикой, устанавливать наибо­лее эффективные формы и методы строевого обучения. Очень важно также, чтобы каждое строевое занятие проводилось на фоне сравнимости результа­тов соревнующихся с повышением духа состязательности. Это создает необ­ходимые предпосылки к быстрому усвоению изучаемого материала.

Каждое занятие должно являться новой ступенью в деле совершенство­вания строевой выучки воинов и подразделений.

Глубина полученных при этом знаний и прочность навыков во многом зависят от умело выбранных методов обучения и тренировок, применяемых в ходе занятий. Интенсив­ность, непрерывность действий воинов с полным напряжением сил - вот требования, предъявляемые к строевым занятиям сегодня.

Практика показывает, что высокий уровень строевой выучки военно­служащих может быть достигнут:

· целеустремленным и правильным планированием строевой подготовки;

· четкой организацией и методически правильным проведением всех занятий;

· сознательным изучением и последующим совершенствованием приемов и действий каждым военнослужащим в строгом соответствии с требования­ми Строевого устава;

· регулярным проведением инструктажей, инструкторско-методических, показных и плановых занятий по строевой подготовке без значительных перерывов между ними;

· совершенствованием навыков в строевом обучении на всех занятиях при построениях и передвижениях в повседневной жизни;

· самостоятельными тренировками (отработкой военнослужащими строе­вых приемов и действий);

· высокой требовательностью командиров всех степеней и их постоянным контролем выполнения положений Строевого устава подчиненными.

Вывод:В данном вопросе были рассмотрены предмет изучения и основное содержание дисциплины «Строевая подготовка», ее место и роль в системе боевой подготовки офицера и его последующей практической деятельности, а так же задачи, решаемые командиром при организации подготовки и проведении практических занятий по строевой подготовке для достижения поставленной цели.

Вопрос №1 Строи и управление ими

Строй — установленное Уставом размещение военнослужащих,
подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.

Шеренга — строй, в котором военнослужащие размещены один
возле другого на одной линии на установленных интервалах.

Линия машин — строй, в котором машины размещены одна возле другой на одной линии.

Фланг — правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя
названия флангов не изменяются.

Фронт — сторона строя, в которую военнослужащие обращены
лицом (машины — лобовой частью).

Тыльная сторона строя — сторона, противоположная фронту.

Интервал — расстояние по фронту между военнослужащими
(машинами), подразделениями и частями.

Дистанция — расстояние в глубину между военнослужащими
(машинами), подразделениями и частями.

Ширина строя — расстояние между флангами.

Глубина строя — расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах — расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).

Двухшереножный строй — строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются.

Ряд— два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным.

При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу.

Одношереножный и двухшереножный строи могут быть сомкнутыми или разомкнутыми.

В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.

В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.

Колонна— строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) — одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более. Колонны применяются для построения подразделений и частей в развернутый или походный строй.

Развернутый строй — строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром.

Развернутый строй применяется для проведения проверок, расче­тов, смотров, парадов, а также в других необходимых случаях.

Походный строй — строй, в котором подразделение построено
в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим
на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

Походный строй применяется для передвижения подразделений при совершении марша, прохождения торжественным маршем, г песней, а также в других необходимых случаях.

Направляющий — военнослужащий (подразделение, машина),
движущийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (подразделения, машины).

Замыкающий — военнослужащий (подразделение, машина), дви­жущийся последним в колонне.

Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств.

Команды и приказания могут передаваться по колонне через командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей.

Управление в машине осуществляется командами и приказаниями, подаваемыми голосом и с помощью средств внутренней связи.

Команда разделяется на предварительную и исполнительную; команды могут быть и только исполнительные.

Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.

По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку, в движении переходят на строевой шаг, а вне строя поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку.

При выполнении приемов с оружием в предварительной команде при необ­ходимости указывается наименование оружия.

Например: «Автоматы на — ГРУДЬ». «Пулеметы на - ре-МЕНЬ» и т. д.

Исполнительная команда (в Уставе напечатана крупным шрифтом) подается после паузы, громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.

Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда «ОТСТАВИТЬ». По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.

При обучении допускаются выполнение указанных в Уставе строевых приемов и движение по разделениям, а также с помощью подготовительных упражнений.

Например:«Автомат на грудь, по разделениям: делай — РАЗ, делай — ДВА, делай — ТРИ». «Направо, по разделениям: делай — РАЗ, делай — ДВА».

При формировании сборных команд производится их строевой
расчет на подразделения. Для расчета военнослужащие выстраиваются в одношереножный или двухшереножный строй и рассчитываются по общей нумерации, как указано в ст. 85. После этого и в зависимости от численности команды производится последовательно расчет на роты, взводы и отделения и назначаются командиры этих подразделений.

Для участия в парадах, а также в других случаях подразделение по приказу командира может строиться в общую колонну по три, по четыре и более. При этом построение производится, как правило, по росту.

Построение подразделений производится по команде «СТАНО­ВИСЬ», перед которой указывается порядок построения.

Например:«Отделение, в одну шеренгу — СТАНОВИСЬ».

По этой команде военнослужащий должен быстро занять свое место в строю, набрать установленные интервал и дистанцию, принять строевую стойку.

При подаче команд для подразделений родов войск и специальных войск вместо наименований «отделение», «взвод», «рота», «батальон» и «полк» указываются наименования подразделений и частей, принятые в родах войск и в специальных войсках видов Вооруженных Сил.

Вывод:В данном вопросе были рассмотрены основные термины и понятия, используемые в строевой практике, а также команды, подаваемые командирами (начальниками) при управлении вверенными им подразделениями.

Наши рекомендации