Семья как субъект социализации и воспитания

§ 1. Семья как социальный институт. Социальные проблемы современной семьи. Функции семьи. Типы семей.

§ 2. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Сущность семей­ного воспитания. Особенности семейного воспитания. Негативные и позитивные факторы семейного воспитания. Принципы и условия семейного воспитания. Стиль семейного воспитания. Аномальные стили семейного воспитания. Содержание семей­ного воспитания.

§ 3. Взаимодействие семьи, школы и социума. Принципы общения семьи и шко­лы. Функции школы в работе с родителями.

§ 1. Семья как социальный институт

Семья является социальным институтом, т.е. устойчивой формой взаимо­отношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей и удовлетворения их потребностей.

Семья — малая социально-психологическая группа, основанная на браке и/или кровном родстве, члены которой объединены совме­стным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональ­ной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомо­щью. Она является первым и ведущим субъектом воспитания детей. В Конвенции о правах ребенка (1989) декларируется, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в се­мейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Ф.М. До­стоевский писал, что семья тоже созидается, а не дается готовой, и ника­ких прав и никаких обязанностей не дается тут готовыми, а все они сами собою, одно из другого вытекают. Тогда только это и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом любви.

Функции семьи: репродуктивная (продолжение рода), хозяйственно-экономическая, воспитательная (формирование личности ребенка и раз­витие его способностей; систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена семьи в течение всей его жизни; влияние детей на родителей и других членов семьи, побуждающее их к самовоспитанию и изменению своего поведения («И если мы их (детей) учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучше, то и они нас делают лучше на­шим соприкосновением с ними»)); социальная (являясь малой группой, семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приоб­щения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его круго­зора и опыта); психотерапевтическая: рекреативная (восстановитель­ная), регулятивная — регулируются отношения внутри семьи, с другими людьми, со всем обществом; фелицитологическая — создание условий для счастья каждого члена семьи, коммуникативная.

§ 2. Психолого-педагогические основы семейного воспитания

Сущность семейного воспитания

Семейное воспитание — целенаправленное взаимодейст­вие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирова­ние личности детей с учетом их возможностей и в соответст­вии с ценностями семьи и общества.

Воспитательный потенциал семьи — совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании де­тей, определяемых ее особенностями (типом, структурой, тра­дициями и др.).

Особенности семейного воспитания:

— органическая связь с жизнедеятельностью ребенка;

— непрерывность и длительность воздействия;

— многократность и противоречивость воспитательного воздействия;

— интимность, естественность, многогранность и непосредствен­ность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;

— относительная замкнутость;

— общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как диффе­ренцированная социальная группа);

— взаимная направленность формирующих воздействий.

Негативные факторы семейного воспитания:

— безнравственность, аморальный стиль и тон отношений;

— авторитаризм или безграничный либерализм;

— бездуховность родителей;

— неразвитость родительских чувств;

— отсутствие нормального психологического климата;

— преобладание материальных ценностей;

— фанатизм в любых его проявлениях;

— противоправное (криминальное) поведение взрослых;

— отсутствие психолого-педагогических знаний у взрослых чле­нов семьи.

Родительская установка — система или совокуп­ность родительского эмоционального отношения к ребенку, вос­приятие ребенка родителем и способы поведения с ним.

Неверные установки в семейном воспитании: предпочтение жен­ских (мужских, детских) качеств у детей; страх утраты ребенка; про­екция на детей собственных отрицательных качеств; амбиции роди­телей в отношении собственных детей; внесение в сферу воспитания конфликтов родителей.

Принципы семейного воспитания: целенаправленность; культуро-сообразность; гуманизм; связь воспитания с жизнью детей и их по­требностями; единство и согласованность общественного и семейно­го воспитания; учет возможностей и особенностей развития личности ребенка; единство требования и воспитательных позиций; включенность воспитуемого в воспитательное взаимодействие и де­ятельность семьи.

Условия семейного воспитания: семейный быт, уклад; семейные традиции; семейные отношения, эмоциональный климат семьи; об­щение и совместная деятельность; понимание и принятие ребенка; чувство долга и ответственности за воспитание детей; педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организо­вывать воспитательную деятельность, владение основами психолого-педагогической грамотности; авторитет родителей; организация жиз­ненного пространства гребенка.

Принятие ребенка — признание права ребенка на прису­щую ему индивидуальность, непохожесть на других, и на родите­лей в том числе; утверждение неповторимого существования именно этого человека со всеми свойственными ему качествами. Несколько слов об авторитете родителей. А.С. Макаренко опреде­лял авторитет как такое нормальное взаимоотношение между воспи­тателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспита­телей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям. В статье о родительском авторитете он приводит виды ложных роди­тельских авторитетов: авторитет дружбы, любви, чванства, резонер­ства, подкупа и др.

Стили семейного воспитания

Стиль семейного воспитания — установки и соответ­ствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, в характеризуют отношение взрослых к детям вообще.

Стили семейного воспитания определяются на основе следую­щих критериев:

— степень протекции и контроля;

— удовлетворенность потребностей ребенка;

— предъявляемые требования и способы общения с ним;

— применяемые санкции по отношению к ребенку;

— степень эмоциональной отзывчивости и воспитательной уве­ренности родителей.

Родительский контроль: родители с высоким баллом по этому па­раметру предпочитают оказывать большое влияние на детей, способ­ны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на проявление зависи­мости у детей и успешное усвоение родительских стандартов и норм.

Родительские требования: родительские требования при правильном их применение побуждают к формированию зрелости у детей; родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необ­ходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.

Способы общения с детьми: родители с высоким баллом по этому пока­зателю стремятся использовать убеждение, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не вы­ражают четко и однозначно свои требования, недовольство или раздраже­ние, но чаще прибегают к косвенным способам — жалобам, крику, ругани.

Эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочув­ствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное от­ношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

Можно выделить два стиля семейного воспитания.

Демократический стиль семейного воспитания определяется: высо­ким уровнем вербального (речевого) общения между детьми и родите­лями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потре­буется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ре­бенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль включает значительные ограничения по­ведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по пово­ду дисциплинарных мер.

Как правило, в семьях с демократическим стилем воспитания дети имеют умеренно выраженную способность к лидерству, умеренную аг­рессивность, стремление контролировать других детей, но сами с тру­дом поддаются внешнему контролю. Они физически развиты, соци­ально активны, легко вступают в контакты со сверстниками, однако им не очень присущи альтруизм, сензитивность и эмпатия.

Дети родителей с контролирующим типом воспитания послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собст­венных целей, неагрессивны.

В психологии существует классификация детей по результатам семейного воспитания.

Компетентные дети — с устойчиво хорошим настроением, уве­ренные в себе, с хорошо развитым самоконтролем собственного по-, ведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстни­ками, стремящиеся к исследованию, а не избеганию новых ситуаций. Избегающие дети — с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками, избегающие но­вых и напряженных ситуаций.

Незрелые дети — неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа в напряженных ситуациях.

Комплекс качеств компетентных детей соответствует наличию всех че­тырех компонентов в родительском отношении — контроля, требователь­ности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т.е. оптимальным условием воспитания в семье является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием ребенка. Оказалось, что родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень по всем компонентам, чем родители компетентных детей. Кроме того, для родителей первых характерно более контролирующее и требовательное отношение, но менее теплое, чем для родителей вторых.

Исследователи выделили несколько аномальных стилей воспита­ния (А.Е. Личко, Г.Г. Эйдемиллер).

1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, дохо­дящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недо­статок внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюда­ется при формально присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка. Этот тип воспитания особенно неблагоприятен для подростков с акцентуациями по неустой­чивому и конформному типам, провоцируя асоциальное поведение — побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни.

2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забо­та о ребенке сочетаются с мелочным контролем, обилием ограниче­ний и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициатив­ность, нерешительность, неумение постоять за себя. Особенно ярко это проявляется у детей с психастенической сензитивной и астено-невротической акцентуациями. У гипертимных подростков такое от­ношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его Я, резко усиливает реакции эмансипации.

3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровитель­ство и обожание, приводящие к непомерно высокому уровню притя­заний ребенка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные возможности, усиливает истероидные акцентуации у детей.

4. Эмоциональное отвержение: отсутствие материнской заботы и вни­мания (материнская депривация), грубое и нередко жестокое обращение с ребенком. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в гло­бальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой», например «недостаточно мужественный для сво­его возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно». Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раз­дражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей, однако оно по-разному сказывается на их развитии: так, при гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярче выступают реакции протеста и эмансипации; истероиды утрируют детские реакции оппози­ции, шизоиды замыкаются в себе, уходят в мир аутичных грез, неустой­чивые находят отдушину в подростковых компаниях.

На ребенке очень тяжело сказывается эмоциональное отвержение и безразличие — в виде общих нарушений психического развития, кото­рые нередко бывают необратимыми. Дети, воспитанные в детских уч­реждениях без материнской заботы и ласки, отличаются более низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, расторможенностью. Им свойственна повышенная агрессивность в отношениях со сверстниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональной привязанности ко взрослым. Если в материнском отношении преобладает отвержение, игнорирование потребностей ребенка из-за погруженности в собственные дела и переживания, у ребенка возника­ет чувство опасности, непредсказуемости, неподконтрольности среды, минимальной собственной ответственности за ее изменения в направ­лении обеспечения комфортного существования. Дефицит родитель­ской отзывчивости способствует возникновению чувства «выученной беспомощности», что впоследствии нередко приводит к апатии и даже депрессии, избеганию новых ситуаций и контактов с новыми людьми, недостатку любознательности и инициативы.

5. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпро­миссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребенка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожида­ния больших успехов в жизни — все это естественно сочетается с игно­рированием реальных потребностей ребенка, его собственных интере­сов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям. В условиях такого воспитания подростку насильственно приписывается статус «главы семьи» со всеми вытекающими отсюда требованиями за­боты и опеки «мамы-ребенка». Подростки с психастенической и сензи­тивной акцентуациями, как правило, не выдерживают бремени непо­сильной ответственности, что приводит к образованию затяжных невротических реакций. У подростков с истероидной акцентуацией объ­ект опеки вскоре начинает вызывать ненависть и агрессию, например у старшего ребенка к младшему.

Ученые выделяют и некоторые другие типы неадекватного роди­тельского отношения к ребенку.

1. Гиперопека и симбиоз: навязчивое желание удержать, привязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности из-за страха, возмож­ного несчастья с ним в будущем. В этом случае преуменьшение ре­альных способностей и возможностей ребенка приводит родителей к максимальному контролю и ограничениям, желанию все сделать за него, предохранить от опасностей жизни, «прожить за него жизнь».

2. Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви: недостаточные школьные достижения или неаккуратность в быту наказываются тем, что ребенку или подростку демонстрируется, что «такой он не нужен, мама такого не любит». При этом родители прямо не выражают недовольства им, недопустимости подобного по­ведения, не выказывают явно негативные чувства, которые они пере­живают в связи с плохим поведением ребенка. С ним не разговаривают, его подчеркнуто игнорируют, говорят о нем в третьем лице — как об отсутствующем. У гипертимных подростков подобное отношение порождает бессильное чувство ярости и гнева, вспышки разрушитель­ной агрессии, за которыми стоит стремление доказать свое существование, внедриться в семейное «мы» напролом; родитель тогда идет на мировую из-за страха перед агрессией или путем ответной агрессии (оплеух, ударов) пытается преодолеть им же созданную стену отчуж­дения. Подобное поведение родителей у сензитивных детей порожда­ет глубокое чувство собственной ненужности, одиночества. Стремясь вернуть родительскую любовь, ребенок вынужден сверхограничивать собственную индивидуальность, поступаясь чувством собственного достоинства, лишаясь собственного Я. Послушание достигается ценой обесценивания Я, сохранения примитивной привязанности.

2. Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины: ребе­нок, нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный», «предавший родительскую любовь», доставляющий родителям одни огорчения», «доводящий до сердечных приступов» и т.д. Развитие само­стоятельности ребенка сковывается отношениями зависимости и посто­янным страхом, что он окажется виноватым в неблагополучии родителей.

> Содержание семейного воспитания

Вопросы и задания

к§1

1. Дайте определение семьи.

2. Каковы функции семьи?

3. Назовите известные вам классификации семей и охарактеризуйте их. Приведите примеры.

К§2

1. Охарактеризуйте особенности и условия семейного воспитания.

2. Укажите принципы семейного воспитания и проиллюстрируйте их при-' мерами.

3. Что значит, по вашему мнению, принимать ребенка и почему этому при­дается такое большое значение?

4. Расскажите все, что вы усвоили о стилях семейного воспитания.

5. Что означают аномальные стили воспитания и какими они бывают?

6. По каждому компоненту формирования базовой культуры личности в семье подготовьте сообщения и выступите с ними на семинарском заня­тии.

К§3

1. В чем психолого-педагогический смысл взаимодействия семьи и школы?

2. Раскройте и проиллюстрируйте примерами основные функции взаимо­действия семьи и школы.

3. Назовите методические правила взаимодействия школы с семьями вос­питанников. Подумайте, почитайте соответствующую литературу и до­бавьте еще другие правила.

4. Разработайте наиболее привлекательную для вас форму взаимодействия семьи и школы совместно с классным руководителем класса, где вы про­ходите практику, и опробуйте ее.

5. Какие учреждения дополнительного образования, социальные, психоло-го-коррекционные и досуговые центры расположены в районе вашей школы? Ознакомьтесь с совместной деятельностью детей и родителей одного из них.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. М., 1982.

2. Анзорг Л. Дети исемейный конфликт. М., 1988.

3. Бютнер^К. Житьс агрессивными детьми. М., 1991.

4. Государственная служба социальной помощи семье. М.; 1991.

5.Дружинин В.Н.Психология семьи. М., 1996.

6.Дьяченко О.М.Понимаете ли вы своего ребенка. М., 1998.

7.Каган В.Е.Родителям о половом воспитании. М., 1990.

8. Куликова ТА.Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.

9.Макаренко А.С. Книга для родителей // Соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 5 (и др. изд.).

10. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 1994.

11. Семья в психологической консультации. М., 1989.

12. Сухомлшскш В.А. Родительская педагогика. М., 1978.

13. Фромм А. Азбука для родителей. М., 1994.

14. Эмоциональное здоровье вашего ребенка. М., 1996.

ГЛАВА 15

Наши рекомендации