Семья как субъект социализации и воспитания
§ 1. Семья как социальный институт. Социальные проблемы современной семьи. Функции семьи. Типы семей.
§ 2. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Сущность семейного воспитания. Особенности семейного воспитания. Негативные и позитивные факторы семейного воспитания. Принципы и условия семейного воспитания. Стиль семейного воспитания. Аномальные стили семейного воспитания. Содержание семейного воспитания.
§ 3. Взаимодействие семьи, школы и социума. Принципы общения семьи и школы. Функции школы в работе с родителями.
§ 1. Семья как социальный институт
Семья является социальным институтом, т.е. устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей и удовлетворения их потребностей.
Семья — малая социально-психологическая группа, основанная на браке и/или кровном родстве, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Она является первым и ведущим субъектом воспитания детей. В Конвенции о правах ребенка (1989) декларируется, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Ф.М. Достоевский писал, что семья тоже созидается, а не дается готовой, и никаких прав и никаких обязанностей не дается тут готовыми, а все они сами собою, одно из другого вытекают. Тогда только это и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом любви.
Функции семьи: репродуктивная (продолжение рода), хозяйственно-экономическая, воспитательная (формирование личности ребенка и развитие его способностей; систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена семьи в течение всей его жизни; влияние детей на родителей и других членов семьи, побуждающее их к самовоспитанию и изменению своего поведения («И если мы их (детей) учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними»)); социальная (являясь малой группой, семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта); психотерапевтическая: рекреативная (восстановительная), регулятивная — регулируются отношения внутри семьи, с другими людьми, со всем обществом; фелицитологическая — создание условий для счастья каждого члена семьи, коммуникативная.
§ 2. Психолого-педагогические основы семейного воспитания
Сущность семейного воспитания
Семейное воспитание — целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.
Воспитательный потенциал семьи — совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемых ее особенностями (типом, структурой, традициями и др.).
Особенности семейного воспитания:
— органическая связь с жизнедеятельностью ребенка;
— непрерывность и длительность воздействия;
— многократность и противоречивость воспитательного воздействия;
— интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;
— относительная замкнутость;
— общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа);
— взаимная направленность формирующих воздействий.
Негативные факторы семейного воспитания:
— безнравственность, аморальный стиль и тон отношений;
— авторитаризм или безграничный либерализм;
— бездуховность родителей;
— неразвитость родительских чувств;
— отсутствие нормального психологического климата;
— преобладание материальных ценностей;
— фанатизм в любых его проявлениях;
— противоправное (криминальное) поведение взрослых;
— отсутствие психолого-педагогических знаний у взрослых членов семьи.
Родительская установка — система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способы поведения с ним.
Неверные установки в семейном воспитании: предпочтение женских (мужских, детских) качеств у детей; страх утраты ребенка; проекция на детей собственных отрицательных качеств; амбиции родителей в отношении собственных детей; внесение в сферу воспитания конфликтов родителей.
Принципы семейного воспитания: целенаправленность; культуро-сообразность; гуманизм; связь воспитания с жизнью детей и их потребностями; единство и согласованность общественного и семейного воспитания; учет возможностей и особенностей развития личности ребенка; единство требования и воспитательных позиций; включенность воспитуемого в воспитательное взаимодействие и деятельность семьи.
Условия семейного воспитания: семейный быт, уклад; семейные традиции; семейные отношения, эмоциональный климат семьи; общение и совместная деятельность; понимание и принятие ребенка; чувство долга и ответственности за воспитание детей; педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, владение основами психолого-педагогической грамотности; авторитет родителей; организация жизненного пространства гребенка.
Принятие ребенка — признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, и на родителей в том числе; утверждение неповторимого существования именно этого человека со всеми свойственными ему качествами. Несколько слов об авторитете родителей. А.С. Макаренко определял авторитет как такое нормальное взаимоотношение между воспитателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям. В статье о родительском авторитете он приводит виды ложных родительских авторитетов: авторитет дружбы, любви, чванства, резонерства, подкупа и др.
Стили семейного воспитания
Стиль семейного воспитания — установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, в характеризуют отношение взрослых к детям вообще.
Стили семейного воспитания определяются на основе следующих критериев:
— степень протекции и контроля;
— удовлетворенность потребностей ребенка;
— предъявляемые требования и способы общения с ним;
— применяемые санкции по отношению к ребенку;
— степень эмоциональной отзывчивости и воспитательной уверенности родителей.
Родительский контроль: родители с высоким баллом по этому параметру предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на проявление зависимости у детей и успешное усвоение родительских стандартов и норм.
Родительские требования: родительские требования при правильном их применение побуждают к формированию зрелости у детей; родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.
Способы общения с детьми: родители с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования, недовольство или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам — жалобам, крику, ругани.
Эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.
Можно выделить два стиля семейного воспитания.
Демократический стиль семейного воспитания определяется: высоким уровнем вербального (речевого) общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка.
Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.
Как правило, в семьях с демократическим стилем воспитания дети имеют умеренно выраженную способность к лидерству, умеренную агрессивность, стремление контролировать других детей, но сами с трудом поддаются внешнему контролю. Они физически развиты, социально активны, легко вступают в контакты со сверстниками, однако им не очень присущи альтруизм, сензитивность и эмпатия.
Дети родителей с контролирующим типом воспитания послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.
В психологии существует классификация детей по результатам семейного воспитания.
Компетентные дети — с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем собственного по-, ведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию, а не избеганию новых ситуаций. Избегающие дети — с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых и напряженных ситуаций.
Незрелые дети — неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа в напряженных ситуациях.
Комплекс качеств компетентных детей соответствует наличию всех четырех компонентов в родительском отношении — контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т.е. оптимальным условием воспитания в семье является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием ребенка. Оказалось, что родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень по всем компонентам, чем родители компетентных детей. Кроме того, для родителей первых характерно более контролирующее и требовательное отношение, но менее теплое, чем для родителей вторых.
Исследователи выделили несколько аномальных стилей воспитания (А.Е. Личко, Г.Г. Эйдемиллер).
1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формально присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка. Этот тип воспитания особенно неблагоприятен для подростков с акцентуациями по неустойчивому и конформному типам, провоцируя асоциальное поведение — побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни.
2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о ребенке сочетаются с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя. Особенно ярко это проявляется у детей с психастенической сензитивной и астено-невротической акцентуациями. У гипертимных подростков такое отношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его Я, резко усиливает реакции эмансипации.
3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, приводящие к непомерно высокому уровню притязаний ребенка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные возможности, усиливает истероидные акцентуации у детей.
4. Эмоциональное отвержение: отсутствие материнской заботы и внимания (материнская депривация), грубое и нередко жестокое обращение с ребенком. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой», например «недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно». Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей, однако оно по-разному сказывается на их развитии: так, при гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярче выступают реакции протеста и эмансипации; истероиды утрируют детские реакции оппозиции, шизоиды замыкаются в себе, уходят в мир аутичных грез, неустойчивые находят отдушину в подростковых компаниях.
На ребенке очень тяжело сказывается эмоциональное отвержение и безразличие — в виде общих нарушений психического развития, которые нередко бывают необратимыми. Дети, воспитанные в детских учреждениях без материнской заботы и ласки, отличаются более низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, расторможенностью. Им свойственна повышенная агрессивность в отношениях со сверстниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональной привязанности ко взрослым. Если в материнском отношении преобладает отвержение, игнорирование потребностей ребенка из-за погруженности в собственные дела и переживания, у ребенка возникает чувство опасности, непредсказуемости, неподконтрольности среды, минимальной собственной ответственности за ее изменения в направлении обеспечения комфортного существования. Дефицит родительской отзывчивости способствует возникновению чувства «выученной беспомощности», что впоследствии нередко приводит к апатии и даже депрессии, избеганию новых ситуаций и контактов с новыми людьми, недостатку любознательности и инициативы.
5. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребенка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни — все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям. В условиях такого воспитания подростку насильственно приписывается статус «главы семьи» со всеми вытекающими отсюда требованиями заботы и опеки «мамы-ребенка». Подростки с психастенической и сензитивной акцентуациями, как правило, не выдерживают бремени непосильной ответственности, что приводит к образованию затяжных невротических реакций. У подростков с истероидной акцентуацией объект опеки вскоре начинает вызывать ненависть и агрессию, например у старшего ребенка к младшему.
Ученые выделяют и некоторые другие типы неадекватного родительского отношения к ребенку.
1. Гиперопека и симбиоз: навязчивое желание удержать, привязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности из-за страха, возможного несчастья с ним в будущем. В этом случае преуменьшение реальных способностей и возможностей ребенка приводит родителей к максимальному контролю и ограничениям, желанию все сделать за него, предохранить от опасностей жизни, «прожить за него жизнь».
2. Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви: недостаточные школьные достижения или неаккуратность в быту наказываются тем, что ребенку или подростку демонстрируется, что «такой он не нужен, мама такого не любит». При этом родители прямо не выражают недовольства им, недопустимости подобного поведения, не выказывают явно негативные чувства, которые они переживают в связи с плохим поведением ребенка. С ним не разговаривают, его подчеркнуто игнорируют, говорят о нем в третьем лице — как об отсутствующем. У гипертимных подростков подобное отношение порождает бессильное чувство ярости и гнева, вспышки разрушительной агрессии, за которыми стоит стремление доказать свое существование, внедриться в семейное «мы» напролом; родитель тогда идет на мировую из-за страха перед агрессией или путем ответной агрессии (оплеух, ударов) пытается преодолеть им же созданную стену отчуждения. Подобное поведение родителей у сензитивных детей порождает глубокое чувство собственной ненужности, одиночества. Стремясь вернуть родительскую любовь, ребенок вынужден сверхограничивать собственную индивидуальность, поступаясь чувством собственного достоинства, лишаясь собственного Я. Послушание достигается ценой обесценивания Я, сохранения примитивной привязанности.
2. Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины: ребенок, нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный», «предавший родительскую любовь», доставляющий родителям одни огорчения», «доводящий до сердечных приступов» и т.д. Развитие самостоятельности ребенка сковывается отношениями зависимости и постоянным страхом, что он окажется виноватым в неблагополучии родителей.
> Содержание семейного воспитания
Вопросы и задания
к§1
1. Дайте определение семьи.
2. Каковы функции семьи?
3. Назовите известные вам классификации семей и охарактеризуйте их. Приведите примеры.
К§2
1. Охарактеризуйте особенности и условия семейного воспитания.
2. Укажите принципы семейного воспитания и проиллюстрируйте их при-' мерами.
3. Что значит, по вашему мнению, принимать ребенка и почему этому придается такое большое значение?
4. Расскажите все, что вы усвоили о стилях семейного воспитания.
5. Что означают аномальные стили воспитания и какими они бывают?
6. По каждому компоненту формирования базовой культуры личности в семье подготовьте сообщения и выступите с ними на семинарском занятии.
К§3
1. В чем психолого-педагогический смысл взаимодействия семьи и школы?
2. Раскройте и проиллюстрируйте примерами основные функции взаимодействия семьи и школы.
3. Назовите методические правила взаимодействия школы с семьями воспитанников. Подумайте, почитайте соответствующую литературу и добавьте еще другие правила.
4. Разработайте наиболее привлекательную для вас форму взаимодействия семьи и школы совместно с классным руководителем класса, где вы проходите практику, и опробуйте ее.
5. Какие учреждения дополнительного образования, социальные, психоло-го-коррекционные и досуговые центры расположены в районе вашей школы? Ознакомьтесь с совместной деятельностью детей и родителей одного из них.
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. М., 1982.
2. Анзорг Л. Дети исемейный конфликт. М., 1988.
3. Бютнер^К. Житьс агрессивными детьми. М., 1991.
4. Государственная служба социальной помощи семье. М.; 1991.
5.Дружинин В.Н.Психология семьи. М., 1996.
6.Дьяченко О.М.Понимаете ли вы своего ребенка. М., 1998.
7.Каган В.Е.Родителям о половом воспитании. М., 1990.
8. Куликова ТА.Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.
9.Макаренко А.С. Книга для родителей // Соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 5 (и др. изд.).
10. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 1994.
11. Семья в психологической консультации. М., 1989.
12. Сухомлшскш В.А. Родительская педагогика. М., 1978.
13. Фромм А. Азбука для родителей. М., 1994.
14. Эмоциональное здоровье вашего ребенка. М., 1996.
ГЛАВА 15