СХЕМА «СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ» изображается на доске
ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ
ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС – динамически развертывающаяся целостность, открытая система, предполагающая возможность изменения имеющихся и возникновения новых структур (элементов) в ходе своего развертывания.
Субъекты процесса воспитания – воспитатель, воспитанник, коллективные субъекты – педагогические и организованные детские коллективы.
В процессе воспитания осуществляется взаимодействие его процессуальных компонентов, к которым относят цель, задачи, содержание, формы, методы, средства, результат. Некоторые авторы включают в перечень компонентов и субъектов процесса воспитания (ученика, коллектив, педагога), а также диагностику, обратную связь, коррекцию и критерии (В.А. Сластенин).
СХЕМА «СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ» изображается на доске
СТРУКТУРА (ЛОГИКА) ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ:
· оценка ситуации (изучение объекта воспитания)
· создание положительной установки личности на восприятие информации по формируемому качеству
· овладение воспитанником необходимой информацией
· воспитание у воспитанника ценностных отношений к окружающему его миру
· воспитание взглядов и убеждений
· организация опыта поведения (организация деятельности)
· контроль, анализ, коррекция
· оценка достигнутых результатов
· создание условий для самовоспитания
G ВОСПИТАНИЕ – это взаимодействие, сотрудничество, где решающий фактор – сам ребенок, воспитанник. Воспитатель побуждает, поддерживает, стимулирует интерес воспитанника к жизни, к другим людям, к себе, помогает ориентироваться в жизненных ситуациях, предупреждает об ошибках, вводит в круг общения с другими людьми, в различные виды деятельности (ПРИОБЩАЕТ). Воспитание – создание развивающей, воспитывающей среды, создание условий для развития воспитанника.
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ - противоречие между требованиями к ребенку (взрослому), возникающими в его жизни, и его реальными возможностями, уровнем его развития. Л. С. Выготский называл зоной актуального развития то состояние, в котором ребенок может делать что-либо без помощи взрослого. Зоной ближайшего развития называется тот уровень, когда ребенок потенциально способен освоить новое с помощью взрослого, при обучении или воспитании. Разрыв между зонами порождает педагогический процесс, педагогическую ситуацию.Цепь педагогических ситуаций, по существу, образует педагогический процесс.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС всегда протекает где-либо реально, в какой-либо педагогической системе, он существует объективно, поэтому имеет свои закономерности. Для обеспечения эффективности воспитания должны выполняться определенные требования – принципы, вытекающие из понимания закономерностей.
Закономерности - объективно существующие, существенные и устойчивые связи и отношения между объектами воспитания, воспитательными явлениями и процессами, определяющие их состояние и развитие.
Наиболее общие закономерности (по учебникам педагогики, традиционный подход):
1. Связь воспитания и социальной системой. Характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями и возможностями общества, уровнем развития экономики, национально-культурными особенностями.
2. Связь между обучением и воспитанием, она обозначает взаимозависимость этих процессов, их разностороннее взаимовлияние и единство.
3. Связь воспитания и деятельности личности. Один из основных законов педагогики гласит, что воспитывать - значит включать ребенка в различные виды деятельности.
4. Связь воспитания и активности личности. Воспитание успешно, если объект его является одновременно и субъектом, то есть обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, потребность в деятельности.
5. Связь воспитания и общения. Воспитание всегда протекает во взаимодействии людей, человек формируется в зависимости от богатства межличностных связей.
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ - объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений, в том числе в любой сфере общественной жизни или этапов какого-либо процесса.
Закономерности воспитания общие:
· цели, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, интересами государства и правящих классов, социокультурными и этническими нормами и традициями;
· результаты воспитания обусловлены согласованностью педагогических воздействий, влиянием объективных и субъективных факторов;
· позитивная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей, уважительным и требовательным отношением, опорой на положительное, созданием оптимистических перспектив развития личности;
· эффективность воспитания обусловлена степенью собственной активности личности, содержанием и способом организации деятельности, в которую она включена, мотивами участия в деятельности, характером педагогического руководства деятельностью детей;
· эффективность воспитания в подростковом и юношеском возрасте обусловлена способностью воспитателей понять стремление растущего человека к самостоятельности и независимости и отказаться от прямых императивных способов педагогического воздействия;
· эффективность воспитания обусловлена признанием личности как целостности и соответствующей организацией системы воспитательных воздействий и взаимодействий.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса, реализация которых способствует достижению целей формирования и развития личности. Есть связи с внешними по отношению к процессу явлениями (социальной средой) и внутренние связи (между методом и результатом).
Наиболее общими закономерностями педагогического процесса являются:
· связь воспитания и социальной системы: характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями;
· связь между обучением и воспитанием, обозначающая взаимосвязь этих процессов, их разностороннее взаимовлияние, единство;
· связь воспитания и деятельности: воспитывать - значит включать ребенка в различные виды деятельности;
· связь воспитания и активности личности: воспитание осуществляется успешно, если объект его (ребенок) является одновременно и субъектом, т.е. обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, потребность в деятельности;
связь воспитания и общения: воспитание всегда протекает во взаимодействии людей: учителей, учеников и др. Успешность воспитания ребенка находится в прямой зависимости от интенсивности и богатства межличностных связей
Закономерности, значимые для понимания сущности и определения логики
педагогических процессов:
1. Развитие человека как формирование в структуре его личности социально-психологических, интеллектуальных, нравственных и других НОВООБРАЗОВАНИЙ совершается только путем АКТИВНОСТИ САМОГО ЧЕЛОВЕКА.
2. Любая активность совершается только через ИНИЦИИРОВАНИЕ этой активности.
3. Развитие личности осуществляется через деятельность и ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САМОЙ ЛИЧНОСТИ.
4.Содержание деятельности человека в процессе обучения, воспитания обусловлено изменяющимися ПОТРЕБНОСТЯМИ САМОГО ЧЕЛОВЕКА, определяется АКТУАЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.
5. Обучающая деятельность педагога всегда носит воспитывающий характер.
6. Обучение и воспитание осуществляется ТОЛЬКО ПРИ СОВПАДЕНИИ ЦЕЛЕЙ воспитанника и педагога, только при взаимодействии.