Развитие речи и вызывание звуков
Для того чтобы научить глухого ребенка пользоваться голосовым аппаратом, необходимо проводить с ним специальные упражнения (т. е. научить ребенка издавать звуки).
Занятия по вызыванию звуков можно начинать уже с 2—272-летнего возраста и вести их последовательно, начиная с более легких звуков (п, ф, т, н). Не бойтесь того, что ваш ребенок не сразу овладевает правильным произношением указанных звуков, ведите эти занятия систематически, основное внимание уделяя умственному развитию ребенка, расширению его кругозора, пополнению его речевого запаса, воспитанию понимания словесной речи.
Следует отметить, что занятия по вызыванию звуков должны быть организованы в форме игры, чтобы они пробуждали у ребенка известный интерес и активность, не утомляя его, например: посадите вашего ребенка за столик против себя, положите свои руки на стол, предложите ребенку сделать то же. Ритмично похлопывая ладонями по крышке стола, произносите слоги с тем или иным звуком, например: па-па-па, по-по-пд, пу-пу-пу, пи-пи-пй. На последнем слоге поднимите руки вверх и длительно тяните последний гласный (па-па-па). Следите за тем, чтобы голос ребенка был естественным, а не крикливым и напряженным.
Если ребенок долго не дает голоса, то приложите одну его ручку к вашей щеке, а другую — к его и длительно произносите звук м. Ребенок, осязая своей ручкой вибрацию щеки взрослого, легко воспроизводит ее сам, контролируя звучание ладошкой, приложенной к своей щеке. Когда вы услышите, что ребенок тянет звук м, свяжите этот звук с гласным а (м... а...) и повторяйте так до тех пор, пока ребенок не начнет произносить за вами слитно слог ма, закрепите этот слог в слове мама.
Любую игру связывайте со словом, например, строя с ребенком домик из кубиков, посадите в него игрушки: животных кукол (если их нет, то вырежьте из бумаги), и называйте их: «Это, Вова, это ам-ам; у Вовы ам-ам, ам-ам дома; Вова дома; ам-ам, на хлеб, кушай! Вова идет гулять, Вова топ-топ!» и т. п.
Повесьте на стену картинки с изображением знакомых ребенку животных и предметов. Спрашивайте его: «Где мяу? Где у-у? Где авто? Где Вова бежит?» « т. д. Пусть ребенок пальчиком указывает на ту или иную картинку.
Когда вы даете ребенку новые слова и понятия по> чтению с губ, не требуйте от него пока точного воспроизведения их названий. Ваша задача состоит в том, чтобы ребенок научился понимать эти слова и знал их значение. Приучайте ребенка воспринимать эти слова целиком. Например: «пароход», «трамвай», «самолет», «пойдем умываться», «пойдем гулять», «поди сюда» и т. п. Ребенок сам часто пытается произносить эти слова, конечно, переделывая их по-своему, например: палао (пароход), авай (трамвай), пати тута (поди сюда) и так далее.
Постепенно при постоянной работе родителей и но мере укрепления артикуляции ребенок начнет заменять лепетные названия предметов и действий полными словами.
Следует давать ребенку одно-два новых понятия в день. Давая новое, возвращайтесь к старому, при всякой возможности закрепляйте пройденное и усвоенное ребенком в новых формах занятий и игр. Не пугайтесь, если вначале произношение ребенка будет невнятным; постепенно приучайте его лучше всматриваться в движение губ при произнесении вами слов и повторять за вами по нескольку раз сказанное. Путем частых повторений артикуляция ребенка постепенно окрепнет и приобретет известную четкость и легкость.
При подаче новых слов и понятий подбирайте такие, которые чаще всего встречаются в обиходной жизни и непосредственно связаны с личностью и интересами ребенка.
Ребенок, имеющий недостаток слуха, лишен возможности контролировать свое произношение через слух, но может это сделать посредством зрения и осязания. Так, например, при произнесении звуков пят ребенок ощущает толчок воздуха на тыльной поверхности своей руки, при звуке ф — длительную струю, при звуках мин — вибрацию щек и крыльев носа.
При вызывании звуков лучше всего начинать со звука п, как наиболее легкого по своей артикуляции и до ступного для зрительного восприятия, и соблюдать следующую последовательность: п, ф, т, м, н, в, л, к, с,р,ш, а также и все гласные звуки.
Звонкие б, д, г, з, ж обычно вызываются после того, как у ребенка уже есть соответственные глухие звуки (п, т, к, с, ш).
При вызывании звука п вы можете применить упражнение в форме игры с ваткой. Положите на стол ватку, поддувайте ее и приучайте ребенка поддувать ватку длительным выдохом (упражнение дыхания); затем возьмите ватку в руки и, держа ее у своих губ, отрывисто произносите п-п-п, крепко сжимая свои губы и производя ими резкий взрыв. При этом ватка отскакивает, что заинтересовывает ребенка и вызывает у него желание сделать так же. В результате такой игры ваш ребенок ясно произнесет звук п, который вы должны тотчас закрепить, например, в слогах-словах папа или nu-nu-nu (птичка) и др.
Если в дальнейшем ребенок, произнося эти слова, ошибется и произнесет вместо папа — а-а (без взрыва губ) или вместо nu-nu-nu — u-u-u (тоже без взрыва губ), то стоит лишь вам поднести к его губам ватку, полоску бумаги или руку, как он уже четко и ясно произнесет nu-nu или папа.
Вызывая звук ф, вы должны обратить внимание ребенка на положение своих губ при произнесении этого звука. Ребенок видит, как подтягивается нижняя губа к верхним резцам, поднося свою руку к вашим губам, он ощутит выходящую струю воздуха. Вы предлагаете ребенку также сложить губы.
Для контроля поднесите к его губам ватку, и он увидит, как она будет колебаться под напором выдыхаемой струи воздуха. Струю воздуха он может также ощутить и на своей руке, поднесенной к губам. Закрепите произносимый звук ф в слогах-словах, например ф-ф (свечка, огонь), фу (плохо, грязь), уф-уф (свинка), паф (ружье) и т. д.
Чтобы вызвать у ребенка четкое произношение звука г, вам нужно показать ему, что кончик вашего языка образует взрыв при смыкании с передними зубами (при межзубном положении языка). Снова используйте ватку или руку ребенка. В момент, когда произносите звук т, поднесите ватку к своим губам; и ребенок увидит, как она отлетает при взрыве; или поднесите руку ребенка к вашим губам,, и он ощутит на ней толчок воздуха, образуемый взрывом. Потом предложите ему самому воспроизвести то же движение, и таким образом вы сможете вызвать у ребенка звук т, который закрепляйте в соответствующих слогах-словах, например: Тага (девочка), та-та-та (барабан), то-то (молоток), ту-ту (пароход) и др.
Вызывая у ребенка правильное произнесение звуков м, н, в, вы должны приложить одну его руку к своей щеке, другую — к его щеке, ребенок сможет осязать ладошкой вибрацию щек, которая происходит при произнесении звука м. Положение губ при произнесении звуков п и м — похоже, и поэтому звуки эти не различаются при чтении с губ. Иногда глухие дети долгое время не различают эти два звука, и поэтому заменяют звук м звуком п, например, вместо му (корова) — произносят пу. Используя осязание (рука ребенка у щеки), можно научить ребенка отличать эти два звука и произносить их правильно.
При произнесении звука н кончик языка прижимается к резцам (как при г), но вибрация щеки та же, что при м. Форма губ при произнесении звука в та же, что при произнесении звука ф, но при произнесении этого звука ребенок может ощутить ладонью своей руки, приложенной к вашей гортани, вибрацию последней.
Для закрепления звуков м, н, в вы можете использовать слоги-слова: му (корова), мама, мяу (кошка), на, ввв (самолет), Вова и ряд других.
При вызывании звука л вы должны показать ребенку, что кончик вашего языка упирается в верхние резцы (с внутренней стороны); дайте ребенку понять через осязание гортани (положите его руку под свой подбородок), что такое положение языка сопровождается голосом, т. е. вибрацией гортани. Закрепите этот звук в словах: ляля (кукла), леп (хлеб), упал и т. п.
Звук к происходит от взрыва, образуемого при смыкании спинки языка с твердым небом. Это движение, происходящее в глубине рта, почти недоступно зрению ребенка, поэтому нельзя рассчитывать, что ребенок сможет произнести звук к только путем подражания движениям вашего языка. Но если ваш ребенок уже достаточно четко научился произносить звук т, то вы можете вызвать этот звук следующим способом: произнесите несколько раз подряд слог та-та-та и предложите ребенку повторять его вместе с вами. В то время, когда ребенок произносит слоги та-та-та, вы концом ручки чайной ложки нажмите на кончик языка ребенка и слегка отодвиньте его в глубь рта.
При этом сначала послышится кя-кя, затем и твердое ка-ка.
Детям нравится эта манипуляция, и звук к обычно быстро воспроизводится ребенком уже без помощи ложечки. Закрепляйте этот звук в словах: ко-ко (яйцо), кофе, молоко, кот, мак и т. д.
При вызывании звука с вы, поднося руку ребенка к своим губам, вначале просто дуете па нее, затем просовываете кончик своего языка в щель, образуемую между передними зубами, продолжая выдувать струю воздуха. Вначале появится так называемое межзубное с, затем вы можете опустить кончик языка за нижние резцы, и тогда звук с будет звучать чисто.
Ребенок, подражая вам, воспроизведет те же движения и ощутит на своей руке струю воздуха. Для закрепления с заставьте произносить слова: сад, суп, самолет, нос, оса, спасибо и т. п.
Когда звук с достаточно закреплен в произношении ребенка, вы можете вызвать у ребенка звук з, фиксируя его внимание на вибрации вашей гортани, предложив ребенку положить руку на гортань. Предложите ему слова на этот звук: зая (заяц), зубы, Зоя, зонт и т. п.
Вызывая звук р, вы можете предложить ребенку произносить звук г-г-г. В это время концом чайной ложки, положенной под кончик языка, производите быстрые колебания, которые вызовут вибрацию кончика языка за верхними резцами. Вначале появляется беззвучный рокот, который потом озвончается через осязание (приложите руку ребенка к своей гортани или щеке, когда произносите звук р).
Дети обычно этот звук воспринимают быстро. Закрепляйте этот звук в словах рыба, рот, рука, ура! и др.