Особенности формирования межэтнической толерантности у младших школьников
Младший школьный возраст имеет большое значение и возможности для формирования эмоционально-положительного отношения к представителям других национальностей, этнических групп. Этот возраст характеризуется наивностью, любознательностью, открытостью, признание роли взрослого. Младшие школьники живо являются ведущим видом деятельности. В школе ребенок приобретает новые знания и умения, определенный статус. У него меняются интересы, ценности, весь уклад жизни.
В школе у ребенка появляется новая структура отношений: «ребенок - взрослый». Эта структура становится ведущей и пронизывает всю жизнь ребенка. Существенно развивается нравственные мотивы поведения, одним из этих мотивов поведения младшего школьника являются идеалы.
В процессе своего становления этнической культуру проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Одним из первых концепцию развития у ребенка осознание принадлежности к национальной группе предложил Ж. Пиаже. Он проанализировал – как две стороны одного процесса – формирование понятия «родина» и одновременно с ним развивающихся образов «других стран» и «иностранцев». Развитие этнической культуры Пиаже рассматривает, как создание когнитивных моделей, ответом на которые являются этнические чувства.
Ж. Пиаже выделяет три этапа в развитии этнических характеристик:
· в 6-7 лет ребенок приобретает первые – фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности;
· в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основание идентификации – национальность родителей, место проживания, родной язык, в нем просыпаются национальные чувства;
· в 10-11 лет этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность историй, специфику традиционной трудовой культуры.
Подрастающая личность представляет собой мир, открытый для позитивного взаимодействия с окружающей его действительностью. Ребенок в этом возрасте уже берет на себя ответственность за свои поступки, отношении к людям, особой школой социальных отношений и взаимоотношений с представителями других национальностей становится общение, то есть речевое и эмоциональное взаимодействие. Ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от родителей и учителя он испытывает потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, а учитель и родители именно те взрослые, которые во многом определяют поведение ребенка. Познавательная активность, любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира, что очень важно формирование межэтнической толерантности. В этом возрасте ребенок в известной степени уже сам может планировать и организовывать свою деятельность. А также принято считать, что в этот период память является ведущим познавательным процессом, психической функцией – это позволяет нам с большей эффективностью прививать ребенку интерес к «иному», с легкостью выполнять знания и обогащать словарный запас о других культурах, традициях, обычаях.
Формирование межэтнической толерантности – такой же длительный процесс, как и воспитание других человеческих качеств. Человек не может сразу же стать мультикультурным, прочитав одну книгу по этому вопросу, если до этого он долгое время был монокультурным. В ходе своего многокультурного становления ученик проходит несколько ступеней или уровней: толерантность, понимание и принятие другой культуры, уважение культуры и утверждение культурных различий.
1. Обучение толерантности – первый, начальный и очень важный
уровень становления ученика. Этот уровень предполагает развитие у индивида терпимости культурных различий и либерального отношения к ним, даже если на первый взгляд они кажутся неприятными или абсурдными; формирование готовность допускать отклонения от общепризнанных стандартов оценки и понимания относительности их точности.
Для развития толерантности учителю порой нужно очень немного – дать ученикам совет: молчи, не обращай внимания, терпи, неприкасайся, игнорируй, контролируй свои эмоции.
2. Понимание и принятие другой культуры – второй уровень
становлении индивида многокультурной личностью – предполагает изучение и оказание поддержки культурным различиям, с которыми дети приходят в школу. Если ученик принимает различия, то он признает и утверждает своими поступками и делами их важность и ценностную значимость для себя и для окружающих. Вместе с тем каждый школьник должен видеть, что никто не отрицает его уникальность, а относится к ней с пониманием и желанием узнать о ней большей и лучше понять ее.
Таким образом, овладев умением понимать и принимать различие, ученики переходят на следующий уровень – уважение культурных различий.
3. Уважение культурных различий – предполагает восхищение и
высокую оценку культурных различий. Например, ученик, увидев школьницу с множеством косичек, не станет смеяться над ней, признавая ее право делать такую прическу, какую она захочет; не будет делать вид, что не замечает ее неординарности, а, наоборот, захочет узнать происхождение этой традиции.
4. Утверждение культурных различий. Его труднее всего достичь. На
этой стадии ученик понимает, что толерантности, понимание, принятие и уважение культурных различий уже недостаточно: необходима активная позиция.
Позитивное понимание толерантных отношений достигается через уяснения ее противоположности – нетерпимого отношения. Нетерпимость основывается на убеждение, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это непросто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе.
Формирование межэтнической толерантности тогда сможет занять достойное место в формировании личности, когда будет четко определено соотношение этого процесса с образовательными и воспитательными направлениями школы.
Исходя из выше сказанного, можно выделить педагогические условия формирования межэтнической толерантности младших школьников:
· каждому учителю необходимо знание социально-культурных особенностей окружающей среды, этнопедагогических и этнопсихологических черт культуры, под воздействием которой складывается межнациональные межличностные отношения в школе;
· педагог должен искать истоки соприкосновения интересов в культуре, используя для этого возможности учебно-воспитательные работы, опираясь на общечеловеческие ценности, морали, искусства, религии разных народов;
· учитель должен организовать учебно-воспитательную работу по ознакомлению детей с другими культурами так, чтобы, через включения детей разнообразную деятельность, она вызывала интерес.