Билет Принцип сознательности и творческой активности учащихся

Принципы обучения — основные руководящие идеи, норматив­ные требования к организации и проведению учебно-воспитатель­ного процесса.

Принцип сознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли учителя. В психологии учение рассматривается как активная познавательная деятельность, в процессе к-рой происходит слияние, связывание усваиваемого обществ, опыта с личным опытом ребёнка. Педагогами установлена объективная закономерная связь между характером, степенью активности детей и результатами обучения — образоват., воспитательными и развивающими. Определена ведущая роль педагога в организации активной уч. деятельности обучающегося и доказана необходимость постепенной передачи в руки учащихся уч. действий по мере того, как они овладевают умением выполнять эти действия самостоятельно.
Сознательность рассматривается в 2 аспектах: как понимание изучаемого и как сознат. отношение к учению.
Важнейшим средством, обеспечивающим понимание изучаемого, является объяснение учителя, эффективность к-рого зависит от характера направленной деятельности учащихся, включающей осознание уч. задачи, активность восприятия, осмысление, творческую переработку, применение знаний, умений, навыков. Принцип требует разработки и применения системы самостоят, работ, усложняющихся от класса к классу. Особая роль при этом отводится исследоват. работам. Знания, приобретённые в школе, быстро устаревают, их необходимо постоянно обновлять. Одна из форм такого обновления и углубления знаний — самообразование. Пробудить у учащихся потребность в самообразовании и вооружить их соответствующими умениями — одна из задач школы. Особое значение этот принцип имеет в условиях непрерывного образования.

Современные активные и интерактивные методы обучения предполагают как раз и применение принципа сознательной и творческой активности учащихся (проблемный метод, исследовательский, метод проектов, кейс – метод и др.)

Билет

Принцип наглядности

Принципы обучения — основные руководящие идеи, норматив­ные требования к организации и проведению учебно-воспитатель­ного процесса

· Принцип наглядности- один из ведущих в обучении. Его необходимость обосновывается диалектикой перехода от чув­ственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания. Существуют два направ­ления использования наглядности - в качестве средства обу­чения и средства познания. В первом случае специально подо­бранные зрительно-слуховые образцы (звукозапись, таблицы, схемы, учебные картинки, кино- и видеофильмы, компьютер­ные программы) помогают учащимся овладевать звукопроизносительными нормами языка, лексико-грамматическими еди­ницами, научиться понимать речь на слух и выражать свои мысли в пределах отобранного круга тем и ситуаций обще­ния. Во втором случае средства наглядности выступают в ка­честве источника информации, знакомя учащихся со страной изучаемого языка. Принцип наглядности можно трактовать как специально организованный показ языкового и экстралин­гвистического материала с целью его лучшего понимания, ус­воения и использования в речевой деятельности.

В ходе учебного процесса нужно макси­мально «включать» все органы чувств ребенка, вовлекать их в вос­приятие и переработку полученной информации (т.е. при обучении недостаточно только рассказать детям о чем-то, а следует дать воз­можность наблюдать, измерять, трогать, проводить опыты, исполь­зовать полученные знания и умения в практической деятельности).

Золотое правило обучения, согласно Я.А. Коменскому, — наглядность. Принцип наглядности Я. А. Коменский противопоставлял словесному, пассивному обучению. Для осуществления наглядности он считал необходимым использовать реальные предметы и непосредственное наблюдение за ними, а если это невозможно — модели или копии предметов или явлений.

Этот принцип имеет языковую (словесно-речевую) и не­языковую (предметно-изобразительную) формы выражения. Под языковой наглядностью подразумевается деятельность, связанная с демонстрацией языка, восприятие и воспроизве­дение которого носит наглядно-чувственный характер. На занятиях по языку первостепенную роль играет именно язы­ковая наглядность. С точки зрения подачи материала нагляд­ность может быть статичной и динамичной. Особым видом динамичной наглядности является ситуативная наглядность, или наглядность речевых поступков (Артемов, 1969). Нако­нец, наглядность может быть внешней (обусловлена процес­сом восприятия) и внутренней (базируется на восприятии образов представления - слуховых, зрительных и др.). Со­временная методика предусматривает интенсивное исполь­зование на занятиях всех видов наглядности, что способству­ет образованию правильных представлений об изучаемых явлениях в области языка и окружающем мире и развитию соответствующих навыков и умений.

Наши рекомендации