Ценностный подход в воспитании
(В.И.Андреев).
Проблема целей, как и проблема ценностей в воспитании, всегда
была актуальной. От того, на чем акцентировал внимание педагог,
какие ценности для него были приоритетными и особенно значимыми, зависело, в каком направлении будет выстраиваться и осуществляться процесс воспитания.
В последние годы в России и психологи, и педагоги много внимания уделяют общечеловеческим ценностям. На вопрос: Что понимать, под общечеловеческими ценностями? Е.А.Климов отвечает следующим образом: «... В качестве приемлемой рабочей модели «общечеловеческих» ценностей следует принять те наиболее общие ценностные представления, которые свойственны «делателям». А они, нам думается, как минимум, следующие:
1)постоянно улучшаемая репродукция себе подобных (по признакам умонастроения, менталитета, отношения к миру, умелости, опыта, телесности);
2)ориентация на проектирование и улучшение предметного мира,
среды обитания (что касается познания, то функция его - обслуживать праксис), совершенствование телесной организации людей;
3)уважительное и терпимое отношение к индивидуальному, половозрастному своеобразию каждого, к факту его неповторимости,
уникальности, творческости;
4)взаимообогащение информацией, опытом, достижениями».
И далее, разъясняя субъективность представлений человека о ценности, Е.А.Климов подчеркивает, что «ценностные представления надо активно и искусно культивировать в сознании подрастающего человека как потенциального субъекта труда, а не рассчитывать, что они сами «произрастут» в порядке вольного самоопределения».
Трансформации ценностей и их смещению в сторону от духовно-нравственной сферы и в обществе, и в образовании посвящена книга Н.Д.Никандрова «Россия: ценности общества на рубеже XXI века», где дается трактовка общечеловеческих ценностей: «... Это ценности, которые принимают все люди, подавляющее большинство...».
В исследовании Н.Д. Никандрова на основе анализа обширного, фактического материала показано, как, в условии капитализации российской экономики и новой политической ориентации смещаются представления молодежи о справедливости, честности в сторону вседозволенности, стяжательства, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой. Н.Д.Никандров разделяет значимость набора ценностей, которые предлагают сейчас В.А.Караковский и другие педагоги. Это - человек (абсолютная ценность), семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир. Однако Н.Д.Никандров считает нецелесообразным обособлять три раздельных «подхода» или «уровня»: религиозный, житейский и путь обращения к ценностям фундаментальным, более общим понятиям, так как они существуют в едином русле развития человеческой морали.
Среди ценностей и ценностных ориентации учащейся молодежи чаще всего называют такие: стремление к истине, социальная справедливость, честность и достоинство, здоровье свое и окружающих, доброжелательность и гуманность, готовность прийти на помощь, уважение к таланту и инакомыслию, миролюбие и способность к самодисциплине, любовь к отечеству, поклонение Богу и другие. Естественно ценности с точки зрения их содержания могут быть дифференцированы: социальные (свобода, равенство, братство и т.д.), духовно-нравственные, экологические, интеллектуальные (творчество,
талант) и другие.
При анализе и развитии ценностных ориентации учащейся молодёжи часто задают вопрос: Что приоритетнее - общечеловеческие или национальные ценности? Нам представляется, что сама постановка такого вопроса провоцирует на их противопоставление. К более убедительным, как нам кажется, является такая точка зрения. В становлении личности россиянина или человека любой другой национальности, должен возникнуть органический сплав общечеловеческих ценностей. Нельзя их отождествлять, но небезопасно их противопоставлять.
В реализации ценностного подхода в воспитании подрастающего поколения еще много проблем и нерешенных задач, но про одну них нам хотелось бы сформулировать свое представление.
В условиях нарастающей тенденции капитализации общества развивается стремление к приобретательству. Покупка какой-то вещи (часто очень необходимой) порой становится целью и даже смыслом человеческой жизни. И вопреки гармонии в человеке духом
материальных ценностей приобретательский инстинкт постепенно
трансформируется в главный, а порой и единственный смысл жизни.
Автор этих строк - не за аскетический образ жизни, а за то, чтобы российский учитель «открыл российскому юноше и девушке,
смысл жизни», что между «иметь» и «быть», главное, приоритетное все-таки «быть», а не только «иметь».
Среди ценностей и ценностных ориентации учащейся молодёжи
в ближайшие годы огромной по значимости педагогической проблемой является, проблема воспитания у российского школьника ценности здорового образа жизни, образованности, культуры общения и поведения. .
Следует заметить, что, например, в США особенно в последние годы у старшеклассников активно формируется культ здорового образа жизни, а ценность получения качественного среднего и высшего образования осознается 88-96% учащихся. Российский же старшеклассник пока еще не осознаёт этого, хотя позитивный тендер в этом направлении уже отмечается. Число учащихся, стремящихся к получению высшего образования, неуклонно растет и колеблется от 60 до 70%.
Между истинными и ложными ценностями в сфере образования и воспитания лежит ряд образов и представлений, истинность и ложность которых могут оценить только время и условия нашего времени. Так, в последние годы упал интерес учащихся и студентов к знанию художественной литературы, особенно отечественных классиков, молодежь предпочитает им видеофильмы, часто в художественном отношении не лучшего образца.
Реализация ценностного подхода в воспитании тесно связано с разработкой проблемы развития и саморазвития у подрастающего поколения истинных национальных и общечеловеческих ценностей в сфере духовной и материальной культуры.
Развертывание цепочки: «Образ мира» - «Образ - Я» - «Образ будущего» невозможно без ориентиров и критериев, в качестве которых выступают ценностные ориентации взрослеющей личности.
Школа, образование, а особенно воспитание подрастающего поколения, должны выстроить перед саморазвивающейся личностью гот спектр ценностей, который был бы достоин человека XXI в. Воспитательная функция учителя в системе взаимодействия «учитель -ученик» будет в том случае стимулом для саморазвития личности ученика, если не навязывать, а обсуждать и созидать у ученика не мнимые, а истинные ценности
Как отметил философ А.Г.Здравомыслов, механизм превращения внешних стимулов в ценность представляет собой следующее: «Стимулы и причины человеческой деятельности получают в сфере ценностей дальнейшее развитие: потребности, преобразованные в интересы, в свою очередь, «превращаются» в ценности». С точки зрения процесса воспитания этот механизм можно выстроить так: 1) педагогическое стимулирование интереса, показ личной и социальной значимости истинных национальных и общечеловеческих, духовных и материальных ценностей; 2) педагогическая инструментовка, вовлечение воспитанника в различные виды деятельности и общения, где бы он осознал, испытал потребности в достижении, овладении вышеперечисленными ценностями; 3) воспитание, которое на отдельных этапах переходило бы в самовоспитание, где критерием жизнедеятельности воспитанника стали бы не мнимые, а истинные ценности.
Ценностные ориентации личности в воспитании приобретают особое значение, гак как, с одной стороны, они выполняют роль внутренних стимулов, с другой - роль критериев, с опорой на которые личность осуществляет свое поведение и деятельность.
Если наше воспитание будет ориентировано на то, что в эпицентре ценностных ориентации саморазвивающейся личности будут Человек, Труд, Мир, Свобода, Совесть, Справедливость, Добро, Истина и Красота, т.е. наш воспитанник в качестве критерия будет руководствоваться в своих действиях и поступках общечеловеческими ценностями, то мы введем подрастающее поколение в мир гуманной педагогики, а самого воспитанника приобщим к общечеловеческим идеалам и ценностям.
Когда в эпицентре ценностей мы ставим Человека, то, естественно, следуем и российской традиции, которую наиболее емко и точно сформулировал Н.А.Бердяев: «... Поистине, в центре мира стоит человек, и судьба человека определяет судьбу мира, через него и для него».
Но наряду с несомненным прогрессом в понимании общечеловеческих ценностей, которые сегодня особенно актуальны для воспитания учащейся молодежи, существуют также барьеры в их формировании, которые особенно отчетливо стали проявляться в условиях рыночных отношений: 1) гипертрофия в представлениях учащейся молодежи роли и значении денег, вещизм, ориентации личное материальное благополучие любой ценой; 2) недооценивание порой и пренебрежительное отношение к национальным культурным ценностям; слепое, часто бездумное, преклонение перед к иностранным; 3) недооценка роли и значения природы в жизнедеятельности человека;4) Отношение к природе только как к потребителю, а не созидателю; 4) нетерпимое отношение к инакомыслящим 5) недооценка доброты, совестливости, милосердия и других нравственных качеств.