Современные подходы к воспитанию
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ленинградский Государственный Университет
Имени А. С. Пушкина
Кафедра педагогики
Курсовая работа
Тема: «Процесс воспитания в современной школе: позитивные и негативные стороны».
Выполнил: Черняев Сергей Николаевич
Студент факультета физической культуры 3 курс
очной формы обучения
2013 год
Содержание:
1-Введение …………………………………………………………………… 3стр
Глава I:Теоретический аспект организации процесса воспитания в современной школе:
1.1- Понятие воспитания……………………………………………………...4стр
1.2- Современные подходы к воспитанию ……………………………….…5стр
3.1- Объектный подход к воспитанию ………………………………………5стр
3.2.- Субъектный подход к воспитанию……………………………………..5стр
4- Воспитательная система образовательного учреждения………………..6стр
4.1- Школа как воспитательная система…………………………………….7стр
5- Структура воспитательной системы………………………………………8стр
6-Моделирование воспитательной системы…………………………………9стр
7-Технология конструирования воспитательной системы школы………...9стр
8-Сущность и специфика управления развитием воспитательной системы……………………………………………………………………….10стр
9-Негативные стороны воспитательной системы школы………………...11стр
20- Положительные стороны воспитательной системы……………..…….12стр
Практическая часть:
1- Ситуационный воспитательный классный час………………………….14стр
2- Воспитательная игровая деятельность………………………………..…15стр
3- Вывод………………………………………………………………………19стр
4-Список использованной литературы……………………………………..20стр
Введение:
Тема курсовой работы «воспитания в современной школе: позитивные и негативные стороны».
В практической части работы я отображаю и полностью раскрываю такие понятия как «воспитание», «воспитательная система», говорю об их особенностях и спецификах, подходе и структуре. Раскрываю все негативные и позитивные стороны воспитательной системы и доказываю, что позитивных больше чем негативных черт, оно и понятно т.к. школа несет все в себе все самое ценное, нужное и полезное Российскому школьнику.
В практической части я представил виды различной деятельности направленные на формирование воспитания у школьников различных возрастов и на разном этом развития.
Понятие «воспитание».
На сегодняшний день воспитание является одной из основных категорий педагогики, но при этом все-таки не имеет общепринятого определения. Воспитание как явление, определяющее развитие личности, можно рассматривать с различных точек зрения.
- Воспитание – это целенаправленная профессиональная деятельностьпедагога, направленное на максимальное развитие личности ребенка, через вхождение в его контекст современной собственной жизни на основе определения мотивов и ценностей.
- Воспитание- это целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-образовательных учреждениях специально подготовленными специалистами.
- Воспитание - это целенаправленная, управляемая и открытая системавзаимодействия детей и взрослых, направленная на развитие и саморазвитие человека в определенных культурных и социально- экономических условиях.
Термин «воспитательная система» предложен А. Т. Куракиным и Л. И. Новиковой. В настоящее время данный педагогический феномен изучается большой группой специалистов. Специалисты объясняют появление феномена «воспитательная система» объективными причинами. «В современном интенсивно меняющемся мире … неуклонно проявляются две взаимосвязанные тенденции – интеграция и дифференциация. В результате этого возникают разного рода противоречия. Распадаются целостные образования, в то же время разрозненные явления, действия, процессы интегрируются в целостные, глобальные явления, различного рода системы. Тенденции эти свойственны и педагогической действительности, в рамках и под воздействием которой формируется и развивается современный человек и как индивидуальность, и как определенный тип личности. В педагогической действительности указанные тенденции проявляются как при целенаправленном воспитании, так и в стихийно протекающих процессах социализации.»(2)
Воспитательная система является частью педагогической действительности. Поэтому она относиться к педагогическим системам. Есть обобщающее понятие «воспитательная система» т.е. теоретическая модель воспитательной системы. В этом случае ее по происхождению следует отнести к концептуальным (идеальным) системам. Но воспитательная система, существующая в конкретном учреждении с данным составом педагогов и учащихся, по своему происхождению является реальной, так как есть объект социальной природы. Следовательно, она имеет, социальный характер.
В основу концепции воспитательной системы принято понимать то, что воспитание целенаправленный управляемый процесс развития личности. Таким образом, воспитательная система имеет психологический характер.
Воспитательная система- это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.
Исследователи предлагают следующие определения:
- Воспитательная система- это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. (3)
Воспитательная система обладает рядом признаков, общих с другими социальными системами. Ей присущи целенаправленность, целостность, структурность, динамизм, взаимодействие со средой и с системами более низкого и более высокого порядка. Она имеет прошлое, настоящее и будущее.
Воспитательная система конкретного образовательного учреждения занимает определенное положение в иерархии воспитательных систем:
- государственная
-региональная
-локальная
-воспитательная система данного учреждения
В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова выделяют главное условие успешности воспитания – его системный характер. Они, утверждают, что создание гуманистических воспитательных систем наиболее эффективный и верный путь в воспитании.(3)
Современные подходы к воспитанию.
В современной теории воспитания к определению «воспитания» существует два подхода:
1- объектный
2- субъектный
Объектный подход к воспитанию:
Объектный подход рассматривает ребенка как объект педагогического процесса. В этом случае главной направляющей силой развития и формирования ребенка является внешнее воздействие.
Субъектный подход к воспитанию:
Субъектный подход ориентирует взгляд на ребенка как на субъект воспитания. «Воспитание- это непрерывное становление к целостности» (Г. С. Батищев). « Воспитание- это способ связи требований и правил жизни с законами Вечности» (Я. А. Коменский). Воспитание- это «путь овладения на Земле этикой существования» (Н. К. Рерих). Такие взгляды предполагают признание ребенка как главной, высшей ценности в педагогическом процессе, осознание и признания его права на самоопределение, признание приоритетности объект - субъектных отношений в области образования и воспитания.
Большое влияние на теорию воспитания оказали идеи гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), педагогические взгляды и учения педагогов прошлого (Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Я. Корчак и др.) призывавшие строить педагогическую деятельность с учетом индивидуальных- психологических, возрастных особенной личности ребенка, помогать развитию и совершенствование его природных задатков. Гуманистические идеи воспитания легли в основу следующих подходов в воспитании:
-Культурологический подход
-Личностный подход
-Личностно- деятельностный подход
-Личностно- ориентированный подход
-Системно-деятельностный подход
-Средовый подход
-Субъектно-деятельностный подход
-Технологический подход
-Философско-антропологический подход
-Ценностный подход