Педагогические способности тренера
1.4.1. Проблема таланта тренера.Проблемы способностей в гимнастике изучались большей частью относительно спортсменов, особенно в связи с отбором талантливых и одаренных детей. Однако не меньшее значение в воспитании гимнастов высокой квалификации и процессе формирования личности спортсмена имеет талантливый тренер.
В модельные характеристики преуспевающего тренера входят и его способности.
Способности определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности.
В теории способностей различают три признака: индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способности, относящиеся именно к данным видам деятельности; не сводимость способностей только к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека.
Способности «создаются» в деятельности. Врожденными являются анатомо-физиологические и психические задатки. Сами же способности могут быть только результатом развития. Это важно учесть как необходимость постоянного совершенствования в избранной деятельности. Таким образом, способности тренера не сводятся к имеющимся у него знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.
Подобно тому, как у гимнастов важнейшей способностью считается свойство обучаемости, чувствительность к новой координации движений, так и в оценке способностей тренера огромное значение имеет педагогическая чувствительность, т.е. способность находить и создавать наиболее продуктивные, экономные по времени и энергии способы достижения искомого результата. Это, в конечном итоге, талант тренера. Формулу профессионального мастерства теперь можно отразить следующим образом: знания — умения — навыки — опыт — талант.
1.4.2. Основные категории способностей тренера. В спортивной педагогике и психологии педагогические способности тренера принято подразделять на следующие наиболее значимые категории.
Дидактические способности как восприимчивость к нахождению оптимальных путей в обучении новому материалу реализуются в приемах, делающих упражнения доступными, безопасными, в приемах, побуждающих учеников к сотворчеству, к самообучению.
Коммуникативные способности проявляются в установлении с учениками взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия.
Гностические (познавательные) способности тренера определяются степенью исследования собственной деятельности: ее результатов, путей перестройки.
Организаторские способности проявляются в упорядочении собственной работы, в побуждении гимнастов к деятельности.
Психомоторные способности тренера заключаются в возможности доходчиво продемонстрировать детали техники. Это особенно важно в работе с начинающими гимнастами.
К числу важных педагогических способностей можно также отнести еще целый ряд других, как то содержательность и яркость речи, наблюдательность, требовательность, педагогический такт, экспрессивность — способность «заряжать» своей энергией учеников, критичность (способность анализировать недостатки учеников) и самокритичность, самостоятельность в отличие от внушаемости и простой подражательности, самообладание, общительность, терпимость, активность, настойчивость. Перечень можно продолжить. И все важно. Неповторимость личности каждого человека зависит от соотношения тех или иных способностей. О значении педагогических способностей свидетельствуют такие факты. По данным Н.В. Кузьминой, нет полной зависимости между результативностью педагогического труда и знанием предмета (корреляционная зависимость не равна единице — 0,587), а также между результатами труда и отношением к делу (0,589). Правда, эти исследования относятся к труду учителя общеобразовательной школы. Однако примеры из гимнастики убеждают в правомерности перенесения их смысла на деятельность тренера. Поэтому дело не только в знании им технологии гимнастической практики и в добросовестной работе. Необходимо еще проявление педагогических способностей, педагогического чутья, интуиции. Этим обладают ведущие тренеры.
Степень одаренности тренера определяется по результатам его труда. В соответствии с поставленными целями, адаптированными к уровню занимающихся, можно оценить конечный итог.
1.4.3. Уровни результативности работы тренера. По результативности тренеры могут быть отнесены к нескольким категориям:
• Репродуктивный уровень, характерный тем, что тренер может научить тому, что знает сам. Это отличает молодых тренеров, закончивших спортивную карьеру гимнастов.
• Адаптивный уровень, состоящий в том, что тренер способен согласовать свои знания с особенностями учеников.
• Моделирующий уровень, свойственный тренерам, владеющим стратегией обучения, превращения своего предмета в средство формирования личности учеников.
По первому и второму уровням деятельности еще нельзя определить наличие у тренера специальных педагогических способностей. Характеризуя учителей школ, Н.В. Кузьмина (1985 г.) считает, что деятельность педагогов первых двух уровней внешне может быть очень привлекательной и вызывать положительный эмоциональный отклик у учащихся. Здесь может проявляться общая одаренность человека: качество речи, эрудиция, артистичность поведения, темперамент, эмоциональность. Результативность такой работы может быть тогда, когда ученики сами будут искать дополнительные знания, самостоятельно работать. Так часто и бывает в спортзале, когда гимнасты широко обмениваются опытом, заимствуют друг у друга всевозможные приемы.
Педагогические способности обнаруживаются у тренера при переходе на третий — моделирующий — уровень деятельности. В этом случае доминанта с себя перемещается на ученика. Вместо формулы: «как я объясняю, как действую», тренер переходит на формулу: «что и в какой последовательности должен сделать гимнаст, чтобы учебный материал стал его достоянием».
На первых двух уровнях проявляются общие способности, а на третьем уровне — специальные педагогические способности, что предполагает взаимодействие с другими способностями.
Тренер третьего уровня готов на определенное самоотречение в пользу ученика, готов подчинить свои способности созданию оригинальных систем подготовки гимнастов, представляющих ценность не только для своих коллег, но и для профессионалов национальной школы в целом.