Тема 13. дидактика спорта и принципы обучения
Задачи занятия:1. Рассмотреть причины возникновения дидактики физической культуры и спорта, ее связи с общей дидактикой. 2. Выяснить особенности содержания и реализации принципов обучения. 3. Установить взаимосвязи между обучением и воспитанием.
В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны:
знать- требования каждого из принципов к организации и методике обучения двигательным действиям и правила, по которым это осуществляется;
уметь- раскрыть требования и показать пути реализации каждого из принципов при обучении какому-либо двигательному действию.
Дидактика физической культуры и спортаявляется ветвью общей дидактики, изучающей содержание и закономерности обучения двигательным действиям при занятиях физическими упражнениями и спортом и доведение их исполнения до высокого уровня мастерства. Самостоятельное ее положение вызвано тем, что источником и целью обучения служат двигательные действия, в которых происходит многолетняя специализация, направленная на получение наилучшего или наивысшего результата в их исполнении. Соответственно, специфические особенности приобретают реализация принципов обучения и применение методов и организационных форм.
Дидактика физической культуры и спорта выступает как система руководящих, методических и организационных положений по отношению к частным методикам отдельных видов физической культуры и видов спорта. В свою очередь, частные методики обогащают и могут корректировать отдельные положения дидактики.
Организация и проведение учебного процесса строится на основе принципов обучения,которые, по аналогии с любым другим производственным процессом, играют роль технологических требований, соблюдение которых в полном объеме обязательно.
Выполнение, или, как чаще говорят, реализация каждого из принципов, конкретизируется в правилах обучения,которые указывают на условия и особенности этой реализации.
Система принципов обучения:воспитывающего и развивающего обучения, сознательности (связи теории с практикой), наглядности, активности (инициативы и творчества), доступности (индивидуализации), систематичности и последовательности (научности и постепенности), прочности (повторно-сти). В скобках указаны структурные компоненты, которые могут становиться самостоятельными принципами.
• Принцип воспитывающего и развивающего обучениятребует обязательного решения воспитательных задач, обеспечивающих организацию учебно-тренировочных занятий или способствующих успешному освоению учебного материала, одновременно решая задачи всестороннего развития личности.
• Принцип сознательности (связи теории с практикой)требует глубокого и полного понимания изучаемого материала. Правила: обучаемый должен знать - что делать; как это выполняется технически; почему именно так, а не иначе; зачем это нужно и где может быть полезным или необходимым (в учебе, спорте, жизни). Последнее правило обеспечивает мотивацию учения, поэтому с него может начинаться учебный процесс.
• Принцип наглядноститребует создания отчетливого и полного чувственно-двигательного представления об изучаемом движении. Оно по мере формирования начинает выполнять роль эталона в сознании обучаемого, с которым он сличает реальное свое исполнение и вносит, если обнаруживаются расхождения, уточнения и поправки в последующие повторения действия. Правило: начинать со зрительного восприятия обучаемым двигательного действия, выполняющего роль предварительного, чернового образца в его сознании, который затем последовательно уточняется через мышечно-временные ощущения: величину и момент приложения усилия, амплитуду и направление движения тела или отдельных его звеньев, темп и ритм движения и т.д.
• Принцип активности (инициативы и творчества)при обучении двигательным действиям приобретает самостоятельное значение, поскольку здесь требуется не только понима-
ние ценности изучаемого, но необходимо преодоление трудностей внешнего и внутреннего характера: боязни, монотонности многократных повторений, медленного прироста результатов, усталости и т.д. Условия успешной реализации принципа: положительный моральный климат в группе, атмосфера доброжелательности и взаимопомощи, оптимальная моторная плотность занятия, чистота и эстетичность мест занятий и спортивной одежды, использование музыкального сопровождения. Правила: точное знание и понимание обучаемыми требований к структуре осваемого действия; оценка каждого исполнения по степени приближения к заданному образцу; включение в систему доброжелательного соперничества; гласное озвучивание успехов каждого, стремление повысить их статус в сознании товарищей; побуждать интеллектуальные усилия и сообразительность.
• Принцип доступности (индивидуализации)требует трудность, объем и содержание материала, а также методы обучения привести в соответствие с возрастом, развитием и подготовленностью занимающихся. Успешная реализация этого принципа базируется на хорошем владении педагогом методами групповой и индивидуальной диагностики развития и подготовленности занимающихся путем их тестирования и использования других методов педагогического исследования. Правила: на основе установления межпредметных связей обучение должно идти: от главного - к второстепенному; от известного - к неизвестному; от простого - к сложному; от легкого - к трудному; от близкого - к далекому.
• Принцип систематичности и последовательности (научности)требует в каждом конкретном виде спорта такого распределения учебного материала во времени, при котором обеспечивается наиболее успешное его усвоение с установлением взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными двигательными действиями и тактико-техническим их исполнением. В условиях общеобразовательной школы подобные требования предъявляются к освоению разделов учебной программы по физической культуре, отражающих различные виды спорта. Правила: учитывать положительный или отрицательный перенос навыков от одного действия к другому. В случае отрица-
тельного переноса отдалять изучение этих действий друг от друга. Остальные правила реализации - те же, что и в принципе доступности, но там они указывали на организационно-методические условия обучения отдельному сложному двигательному действию, а здесь относятся к планированию всего учебного материала.
• Принцип прочноститребует хорошего сохранения в памяти знаний, умений и навыков, быстрого их воспроизведения и умелого применения на практике. Успешная реализация этого принципа является итогом полноценного выполнения всех предыдущих принципов дидактики. Правила реализации данного принципа частично относятся и к реализации других дидактических принципов. Необходимо опережающее развитие качеств (двигательных, волевых или моральных), обеспечивающих успешность овладения конкретным двигательным действием. Количество и частота повторений определяются особенностями и закономерностями перевода каждого отдельно двигательного умения в навык. На основе закрепленного действия в основном структурном исполнении необходимо осуществлять освоение его вариативных возможностей в зависимости от условий, в которых действие осуществляется.
Вопросы и задания:
1. Обоснуйте, почему дидактика физической культуры и спорта является самостоятельной ветвью общей теорий обучения?
2. Объясните взаимосвязь обучения с воспитанием, что нашло выражение в принципе «воспитывающего обучения».
3. Раскройте требования, заключенные в принципах «сознательности» и «наглядности». Обоснуйте необходимость их совместной реализации для полноценного освоения двигательных действий.
4. Чем отличается активность от простой исполнительности? Перечислите условия, которые могут обеспечивать сохранение активности занимающихся на протяжении всего занятия.
5. В чем сходство и различие принципов «доступности» и «систематичности и последовательности»?
6. Что характеризует прочность знаний, и каким образом обеспечивается прочность умений и навыков?
7. Разработайте письменно пути реализации одного из принципов при обучении любому избранному вами действию.
Советы по подготовке к занятию:
Необходимо освежить в памяти сведения из материала об общей дидактике и, в частности, все, что относится к принципам обучения. Только затем возможно приступить к рассмотрению требований к реализации этих принципов при обучении двигательным действиям.
Существует потребность в многократном повторении одного и того же действия для превращения его в умение или навык, что нуждается в создании у занимающихся достаточно сильной мотивации: обучаемые должны понимать значение, важность изучаемого действия и очень хотеть его освоить, зная, что конечный образ движения формируется на проприоцептивно-чувственном уровне.
Итогом обучения должна быть прочность знаний, умений и навыков. Это проявляется в быстроте извлечения их из памяти и в умелом, технически верном применении на практике. Здесь следует подумать о способах достижения прочности в естественных видах движений и в ряде других действий, в которых важен не автоматизм, а автоматизированность исполнения, то есть вариативность действия в зависимости от реально складывающихся условий окружающей среды.
Литература для подготовки:основная - 25, 26, 39, 44; дополнительная - 2, 27, 28, 30,"42,43.