Научная обоснованность (научность) управления
Соблюдение данного принципа заключается в построении системы управления на новейших данных науки управления. Научное управление несовместимо с субъективизмом. Каждый руководитель должен изучать и правильно применять на практике закономерности и объективные тенденции развития общества, педагогических систем, принимать решение с учетом объективно сложившейся обстановки и результатов прогноза на будущее.
Поэтому реализация принципа научной обоснованности управления в значительной мере определяется наличием достоверной и полной информации о состоянии управляемой педагогической системы и окружающей среды.
Понятие «менеджмент» имеет несколько определений (английский, американский, немецкий варианты); если следовать последнему, то это «такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнить поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем». Педагогический менеджмент имеет свою специфику, так как связан с творческой деятельностью человека в области воспитания и обучения. Отсюда следует, что педагогический менеджмент это научно организованное управление со своеобразной иерархией: руководитель, педагогический коллектив, коллектив обучаемых; поэтому управление может осуществляться по различным моделям. Интегральная модель, где первый уровень – это управление деятельностью педколлектива, второй – управление деятельностью учащихся (Л. Фишман). Но управление может носить и дифференцированный двухуровневый характер: управление деятельностью педагога и управление деятельностью обучаемого. Автор отмечает, что на современном этапе высшей ценностью педагогического процесса признается развитие личности ученика, творчество каждого педагога; поэтому вторую модель нужно считать в управлении базовой.
Необходимо отметить, что всякое подлинное научное управление невозможно без основополагающих принципов. В исследованиях В.П. Симонова выделены следующие принципы педагогического менеджмента:
· целеполагание как основа планирования, организации и контроля всей деятельности менеджера любого уровня управления;
· целенаправленность управления (умение ставить цели с учетом реальности, социальной значимости и перспективности);
· кооперация и разделение управленческого труда, т. е. опора на коллективное творчество и разум;
· функциональный подход – постоянное обновление, уточнение и конкретизация функций исполнителей;
· комплексность – это не только определение цели и задач, но и организация выполнения принятых решений, периодический контроль, координация деятельности;
· систематическое самосовершенствование педагогического менеджмента на всех уровнях управления.
Функции педагогического менеджмента, по определению В.П. Симонова, – это «особые виды действий субъекта менеджмента с информацией». Информация необходима для управления, является предметом, а также продуктом деятельности всего менеджмента. Следует выделить следующие функции:
· принятие решения (распоряжения, приказы, рекомендации, планы и т. д.);
· организация выполнения принятых решений (материально-техническое обеспечение, согласование, учет потребностей личности исполнителя);
· предварительный, текущий и итоговый контроль (учет результатов, анализ и оценка эффективности).
Все функции в педагогическом менеджменте носят комплексный характер и имеют завершенный цикл.
Методы педагогического менеджмента рассматриваются как способы достижения поставленных целей и реализация основных его функций.
Выделено 4 группы методов:
1. Методы экономического стимулирования педагогических работников (в соответствии с количеством и качеством труда, оплата за категории, звание и т. д.).
2. Организационно-распорядительные или административные методы (регламентация деятельности исполнителей, указания, распоряжения, приказы и т. д.).
3. Методы психолого-педагогического воздействия (советы, просьбы, пожелания, благодарности и т. п.).
4. Методы общественного воздействия – это вовлечение педагогов и учащихся в управление образовательным учреждением.
Решение, принятое на любом управленческом уровне, должно соответствовать определенным требованиям:
· иметь целевую направленность;
· быть обоснованным и иметь конкретный адрес: кто, когда, в какой срок;
· данное решение должно быть согласовано с общей системой управленческих решений;
· принимаемое решение должно соответствовать оптимальной затрате сил, средств и времени;
· решение должно быть актуальным, современным, кратким и четко изложенным.
Для успешного достижения целей и задач педагогического менеджмента руководителям образовательного учреждения необходимы определенные условия:
1. Профессионализм и ценностные ориентации руководителя учреждения.
2. Морально-психологический климат в коллективе, стиль взаимоотношений.
3. Временные и пространственные характеристики деятельности, а также материально-техническое обеспечение, гигиенические, эстетические условия.
Таким образом, педагогический менеджмент – это определенный пласт науки, которым необходимо овладеть всем специалистам в системе образования; только при таком условии управление на всех уровнях будет компетентным и профессиональным.