Основные направления коррекционной работы с детьми с зпр
Обучение проходит по программам Шевченко.с, Волкова Н.Н «подготовка к школе детей с ЗПР.» и программа под редакцией Татьяны Т.Г Неретинойм. « система рабрты со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях ДОУ». Программа осуществляет 5 блока обучения: диагностический; воспитательные; коррекционноый; оздоровительный; образовательные. Задача этих блоков рашаются на занятиях у специалистов ДОУ. Воспитатель прводит групповый и индивидуальные занятия;
Воспитатель: уроки здоровья; лепка, аппликация, рисование, конструирование; ручной труд, физическое воспитание, трудовое воспитание, обучение игре; социальное развитие и ознакомление с окружающим миром. Учитель дефектолог: проводит занятия. 3 занятия в неделю с каждым ребенком. Ежедневное подгруппне и индивидуальное. Социальное развитие, позновательное развитие, ознакомление с окружающим миром, обучение игре, математическое ,развитие речи, развитие тонкой моторики руки, подготовка к обучению.
Данные занятия тесносвязаны с направленниями леятельности детей в ДОУ: общение и коммуникативная взаимодействие людей; физическое воспитание; развитие тонкой маторики руки и зрительно-пространственной координации; сенсорное развитие; музыкальное воспитание; социальное воспитание;развитие продуктивной деятельности; подготовка к шкльному обучению
Содержание работы: ранний вощраст: интегрированные занятия 15-20 мин (в форме игры); манипуляция предметами, их инлефикация, знакомство с признаками предмета. ; связь
Роль зрения в жизни человека. Понятие и причины нарушения зрения.
Закономерности развития детей: глубина и характер повреждения зрительного анализатора сказывается на развитии всей сенсорной сестемы, определяют ведущий путь познания окружающего мира, точность и полноту восприятия образов внешнего мира. Литвак пишет что на психологическое развитие слепых и слабовидящих оказывает влияние совокупность биологических, аномальных и социальных факторов находящихся в сложных взаимодействиях. Группы: слепые –полное отсутствие зрительных ощущений либо имеющие остаточное зрение. Абсолютно слепые дети с полным отсутствием зрительных ощещений; частично слепые дети имеющие форменное зрение. Слабовидящие дети с остратой зрения от 0,05 до 0.2. Слепвидящие дети с врожденной потологией слепотой или ослепшие до 3 лет; Ослепшие дети утерявшие зрение в дошкольном возрасте и позже. Причины: врожденное заболевание и аномалии развития оргонов срения: генетические факторы (нарушение обмена веществ);наследственность; врожденные; аномалии в период беременности. Иногда факторов может быть несколько. У слепых и слабовидящих детей приобладающей причиной возникновения является врожденное патологоя глаза, недоразвитость зрительных систем на фоне общего самотического заболевания.
Основанные направления коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения.
Обучение проходит по програме «Специальных (коррекционных) образовательных учреждений. 4 вида. (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л. И. плаксиной. М.2003. Программа осуществляет 2 блоов обучения: 1 блокраздел по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром; изо. исскусству; физическое воспитанию; трудоваму обученик игре. 2 блок: коррекционная раьбота в детском саду. Физическое воспитание:направлено на преодоление недостатков физического развития, коррекции здоровья, физического развития детей. Трудовое обучение: формирует предметно-практическую деятельность. Развитие зрительного анализа и формирование предметных образов. Игра: преобретение опыта общественного поведения в среде сверстников, учат строить сюжет, действовать с предметами, использовать предметы заменители. Формирование эстетических представлений: учить видеть в реальных предметах сенсорные эталоныформы, велечины,пространства; на занятиях по формированию элементарных математических представлений важно уделять внимание развитию зрительного восприятия, зрительно-пространственной оориентации и формированию чувственно практического опыта детей. Изо.деятельность: овладение умениями изображать предметы невозможно без целенаправленного развити зрительного и других видов воспрития. Пэтому на всех этапах обучения детей с нарушениями зрения изобразительной деятельности необходимо учить этапному обследованию предметов, умению анализировать их основные признаки. Ознакомление с окружающим миром: учить правильно выделять важные существенные признаки и свойства предметов,понимать их назначения и применение в бытовой деятельности человека. Дети учатся последовательному зрительному выделению анализу основных опозновательных, зрительных фиксированных признаков. Музыкальная деятельность и ее коррекционно: воспитание музыкальной восприимчивости в развитии зрения коррекционая задача обеспечивать резвитие зрения. .