Кризисы профессионального развития учителя
Примерный возраст, в котором педагог наиболее вероятно испытывает профессиональный кризис, это: 24-25 лет, 32-33 года, 42-43 года. Современная ситуация усиливает динамику личностных и профессиональных кризисов развития, которая в свою очередь накладывается еще и на динамику социального кризиса. Типы кризисов в профессии: 1. Кризис адаптации к профессии. Как правило, кризисные состояния испытывают творчески работающие молодые учителя. 2. Кризис рутинной работы (через 10-15 лет). Может превратиться в функционера. 3. Кризис учителя с большим опытом работы (с изменением ценностного мира учащихся).
Леностьпроявляется в отсутствии желания трудиться и учиться. По многим причинам леность справедливо считается большим недостатком характера детей и взрослых. Общество построено на труде. Прогресс современных демократических стран с рыночным хозяйством невозможен без развития свободного творческого и высокоэффективного труда, без значительного повышения эффективности производства.
Наибольшая трудность в профилактике лени заключается для родителей в своевременном распознавании ее симптомов. Родители ошибочно принимают признаки лени за проявление усталости, желание спать, наступление заболевания. В таких условиях ребенок не привыкает подчинять свои желания сознательным целям, пониманию долга и целесообразности. Бывает и обратное, лень развивается от нереальных требований со стороны родителей: завышенные задания вызывают чувства протеста, безнадежности и отвращения к труду. Ребенок может стать ленивым из-за отсутствия трудовой обстановки в семье. Каждый член семьи должен иметь определенные домашние обязанности, а посильный труд детей должен поощряться и уважаться. В последние несколько лет подростки и старшеклассники открыто демонстрируют свою лень по отношению к учебе, презирают старательных учеников за прилежание, аргументируя это тем, что образованные, интеллигентные люди получают мало денег. Здесь следует объяснить и убедить подростков, что положение с оплатой труда людей, занимающихся умственной деятельностью в нашей стране, временное, вызванное трудностями переходного периода. Кроме того, так называемая коммерция сейчас носит у нас весьма примитивный, а то и криминальный характер. Воспитание воли значительно способствует преодолению лени. Перебороть свою душевную слабость всегда приятно любому человеку. Борьбу с ленью у детей надо начинать при первом ее появлении, пока она не превратилась в привычку. Воспитательное воздействие на ленивых следует предпринимать с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Например, у младших школьников имеет место чаще всего не лень, а неорганизованность. Следует учитывать, что проблема лености не разрешена достаточно успешно даже в передовых промышленных странах мира, хотя трудовое воспитание и обучение поставлено там лучше, чем у нас. Дело в том, что в этих странах многие люди все больше начинают уделять внимания досугу в ущерб производству. Проблема усиления мотивации к трудовой деятельности является злободневной для США, Англии, Германии, Японии и других стран.
Личность как совокупность социальных качеств.Безответственность: нежелание отвечать за выполнение порученных заданий и обязанностей; неспособность осознать социальные или организационные последствия своих действий. Ответственность: осознание независимости своих действий и их последствий от своего решения и управления; готовность отвечать за них в рамках социальной или организационной структуры.
Безразличие: склонность оставлять без внимания и вмешательства осложнения, мешающие выполнению задания и достижению намеченной цели; недостаток решимости активно использовать внутренние средства субъекта.
Боязливость: склонность избегать неясных и опасных ситуаций, которые требуют решения с определенной степенью риска.
Смелость: стремление к риску при принятии решений в неясных, незнакомых или опасных ситуациях даже при сильном эмоциональном давлении; способность действовать упорядоченно при информационной неопределенности, а также в ситуациях, связанных с чувством неуверенности или страха.
Беспринципность: склонность во время подготовки и реализации деятельности легко отказываться от личностных критериев, правил, принципов, ценностей, норм и идеалов.
Принципиальность: способность твердо придерживаться в изменяющихся условиях принципов, норм, идеалов, принятых субъектом. Энергичность: умение развить в короткое время значительное, иногда максимальное волевое усилие, резко повышающее активность. Сознательность: осознание своих настоящих, действительных побуждений и их причин, главной цели, значения и смысла действий.
Менталитет – это осознаваемые и неосознаваемые представления, установки, стереотипы социального поведения, формирующиеся у народа, общества на протяжении истории и влияющие на его современный образ жизни.
Российский менталитет формировался под влиянием многих этнических, социально-исторических, культурных факторов. Тысячелетняя история России была не только процессом собирания ее земель, но и формирования этнического типа, в котором на восточно-славянскую основу наложились финские, тюркские, монгольские и другие этнические населения. Это, с одной стороны, определило особую стойкость ее генофонда (Л.Н. Гумилев), сформировало такие черты национального характера, как способность концентрировать духовные и физические силы, терпеливо переносить напасти в годины бедствий, выработало «привычку к сверхусилию»; с другой, повялило на внутреннюю противоречивость нашего этнического типа, что нередко отмечали русские мыслители (Ф.М. Достоевский, С.Н. Булгаков). В процессе исторического и культурного развития России сформировались такие черты ее менталитета, как максимализм, устремленность к абсолютным социальным ценностям, царству правды и справедливости, патриархально-общинное сознание, отказ от индивидуальной свободы в пользу коллективности, народовластия; философия страдания, пассивности, связанная с ожиданием чуда, харизматического лидера, Второго пришествия; нигилизм и стремление разрушать прошлое «до основанья», обусловленные идеологией возмездия, социальной мести. Социально-исторические корни российского менталитета обусловлены тем, что большая часть нашей истории была связана с доиндустриальными формами жизни, сельской общиной. Растворенная в общине личность чужда самостоятельности, новациям, она следует патриархальным традициям, нормам поведения. Специфика российских специальных условий определялась и затянувшимся господством феодальных отношений, крепостного права. Это тормозило общественный прогресс, было причиной раскола общественного самосознания. Как отмечал Н.А. Бердяев, русская жизнь была построена «на разрывах»: власть и народ, народ и интеллигенция, интеллигенция и царизм. Самодержавие выдвигало идеологию триединства: «самодержавие, православие, народность». Между основными полюсами российского менталитета – «феодально-монархическим сознанием» и «сермяжной правдой» – специфическое место занимала российская интеллигенция, которой было свойственно обостренное чувство совести, исторической вины перед народов, склонность к социальной риторике и увлечению радикальными идеями и проектами.
Особую роль в формировании российского менталитета выполняла культура, она выступала фактором консолидации нации, собирания ее сил. Российскую культуру отличали высокое гражданское чувство, патриотический дух, вера в будущее России, ее особый путь, особую миссию в мире. В ней духовный тип России противопоставлялся Западу. Западная и восточная культурная ментальность имеют свою специфику. Запад – носитель культуры динамического, активистского типа, ориентирующейся на преобразование внешней реальности. Востоку более свойствен традиционалистский тип культуры, нацеленной на созерцательное, адаптивное отношение к миру, природе, человеку. Идеологи русской идеи хотели защитить культуру России от негативных явлений индустриальной цивилизации, от «цивилизованного коварства». В менталитете русской культуры взаимодействуют оба начала, однако восточное начало лидировало. Это объяснялось влиянием православно-христианской традиции, пришедшей из Византии. Отсюда особый дух нашей культуры – готовность к всечеловеческому единению, покаянию, «самообнажению, беспощадному самосуду». Именно это и позволило русской культуре определить свое время, выдвинув ряд идей, адресованных постиндустриальной цивилизации: идеи космизма, ненасилия, соборности, диалога, всечеловеческого братства. Православно-христианская идея стимулировала лучшие качества национального характера (открытость, доверчивость, бескорыстие, самоотверженность, широту души) и в то же время закрепляло наше историческое отставание: пассивность, покорность, отрицательное отношение к богатству, уравнительные устремления. Православно-христианская идея была долгое время и основной социальной идеей.
Ментальность– это образ мыслей, «совокупность духовных установок и навыков» народа, общества.
Методология социальной педагогики– философское направление научного познания, указывающее пути функционирования всего общества, его групп и развитие отдельной личности, индивида в конкретных историко-культурных условиях общества, а также пути исследования воздействия отдельных групп на социальное формирование личности. Социальная педагогика, являясь методологической базой социальной работы с человеком, обеспечивает необходимый педагогический компонент, поэтому в своем прикладном содержательном контексте интерпретируется как педагогика социальной работы.
Методика – сложившаяся совокупность методов, позволяющих решать социально-педагогические задачи и ситуации.
Народная педагогика – это система принятых в данной местности данным народом приемов и методов воспитания, которые передаются от одних поколений к другим и усваиваются ими, прежде всего, как определенные знания, умения и навыки, приобретенные людьми в процессе жизни. Народная педагогика предполагает передачу социального опыта, норм поведения, общественных традиций той или иной идеологии. Народная педагогика проявляется в моральных законах и обычаях, закрепляя сложившиеся традиции. Существуя со времени возникновения человеческого общества, она впитала в себя вековые обычаи и требования к воспитанию детей. Народная педагогика учила трудолюбию с малых лет – поначалу в семейных делах, но вырастал человек и проверка его трудовой подготовки всегда была общественной. Одна из важнейших заслуг народной педагогики перед всем человечеством состоит в разработке ею принципов одной из главных педагогик – педагогики труда.
Общие задачи у человечества в народной педагогике:
1. Выжить. Для этого надо было быть способным на защиту и на обеспечение пищей хотя бы только самого себя.
2. Уметь учиться жить в обществе людей и для людей (с помощью общества выжил и развился человек как вид).
3. Воспитание членов общества: выработка приемов эффективной передачи всей жизненной информации последующему поколению, сохранение преемственности в воспроизводстве жизни и забота о поступательном развитии.
Формы реализации народной педагогики:
1. Создание образа совершенного человека, который выступает как отражение коллективного опыта данной общности людей, как идеал, в котором сконцентрирована цель воспитания.
2. Каждый член общества является одновременно объектом и субъектом воспитания, и учителем, и учеником.
3. Главным методом воспитания считается воспитание в процессе труда. Участие в общественном труде рассматривается как обязательное требование к каждому члену общества.
4. Процесс воспитания сопровождается максимальным расширением набора воспитательных средств и связан практически с педагогизацией всех условий жизни человека и коллектива, общности.
5. Общественный постоянный контроль за каждым через общественное мнение.
Наторп Пауль(1854-1924 гг.) – немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. В этике Наторп разработал концепцию «социальной педагогики», основанной на идеале неограниченного господства духа и направленной на пробуждение в каждом человеке сознания внутренней свободы. Исходя из педагогических принципов Песталоцци, Наторп стремился создать систему воспитания, цель которой – гармония индивидуального и социального начал в человеке. Эта концепция оказал влияние на теоретиков «этического социализма». Он считал главными задачами педагогики выявление тех социальных условий, которые наиболее благоприятны для воспитания человека, и определение путей гражданского воспитания.
Нравственное воспитание. Формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе во все времена определяло нравственное воспитание. Эти общечеловеческие моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает. Не правы родители, которые полагают, что их задача – формировать у ребенка лишь простые нравственные понятия, такие, как доброта, честность, правдивость, такт, а забота о его развитии как активного члена общества – дело школы и государства. Они не учитывают того, что воспитание честности, доброты, совести неотделимо от формирования гражданских качеств личности.
Нравственное самоопределение – высший уровень нравственного развития личности, показатель ее зрелости. Нравственное самоопределение отражает добровольное следование личности моральным требованиям общества, при котором имеет место адресование моральных требований к самому себе в качестве должного. Нравственное самоопределение также отражает активность нравственного сознания, характеризующегося оцениванием жизненных ситуаций и выбором альтернативы поведения через нравственные критерии.
Педагогический такт.Так в буквальном смысле слова означает «прикосновение». Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранялось уважение к человеку. Быть тактичным – нравственное требование к каждому человеку, особенно к педагогу, который общается с развивающейся личностью. Педагогический такт отличается от общего понятия такта тем, что обозначает не только свойства личности учителя (уважение, любовь к детям, вежливость), но и умение выбрать правильный подход к учащимся, то есть это воспитывающее, действенное средство влияния на детей.
Педагогический такт – это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Педагогический такт предполагает и гибкость поведения учителя – тактику. Ведь педагог выступает перед детьми в разных ролях, которые требуют проявления такта в различных тональностях. Выбор тактики в общении связан с умением пользоваться ролевыми позициями. Это три позиции: – «пристройка сверху» – демонстрация независимости, решение взять ответственность на себя (это позиция «родителя»); – «пристройка снизу» – зависимая, подчиняемая и не уверенная в себе личность (это позиция «дитяти»); – «пристройка рядом» – выражение корректности и сдержанности в поведении, умение считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и ними (это позиция «взрослого»).
Условия овладения педагогическим тактом: прежде всего – это знание психологии возраста и индивидуальных особенностей современных детей; – не менее важны и знания основ морали, умение видеть нравственный смысл в поступках; – необходимы знания способов воздействия на занимающихся, которые должны переходить в умения: любить детей, показывать свою любовь; наблюдать, видеть внутренние пружины поведения детей; ориентироваться в обстановке; избирать целесообразный способ воздействия; беседовать с детьми (нетактичный учитель отводит ученику позицию пассивного слушателя, проявляет снисходительность словом, жестом и мимикой).
Значение в формировании правильного стиля общения имеют выдержка, самообладание, справедливость, творческий подход к опыту других, развитие педагогической техники, чувства юмора.
Педагогическое общение – взаимодействие педагога с учащимися, направленное на оптимизацию учебно-воспитательного процесса. Педагог должен быть активизатором дидактического и коммуникативного общения.
Типичные ошибки педагогического общения: – авторитет личности подменяется авторитетом должности; – неумение, а порой и нежелание правильно понять и истолковать мысли и чувства другого человека (воспитанника, коллеги, родителей и т.д.); – слаборазвитая способность выражать свои мысли и чувства понятным для других образом; – недостаточное внимание эмоциональной стороне взаимодействия, неумение вызвать положительные эмоции; – недооценка оптимистического настроения, поддерживающего человека и пробуждающего веру в себя и в свои способности.
Структура педагогического общения:
1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).
2. Организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака).
3. Управление общением в ходе педагогического процесса.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.
Этап моделирования требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы. Этап, называемый «коммуникативная атака», говорит за себя: нужна техника быстрого включения класса в работу, нужно владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия. На этапе управления общением необходимо умение поддерживать инициативу занимающегося, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия. Анализ общения направляется на соотнесение цели, средства и результата.
Функции общения: познание личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение.
Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.
Принципы социальной педагогики. Классификация принципов социальной педагогики основана на выделении важнейших факторов, определяющих эффективность социально-педагогической деятельности по регулированию отношений между личностью и средой.
20. Принцип целостности отражает связь социального воспитания с другими факторами, определяющими развитие ребенка. Он дает обоснование процессу гармонического развития человека как существа биосоциального и экзистенциального. Принцип целостности в социальной педагогике означает достижение единства всех условий, обеспечивающий эффективность социального развития личности:
- конструирование социально-педагогического процесса и воспитательных отношений на основе личностно ориентированного подхода к развитию каждого воспитанника;
- использование междисциплинарного подхода на основе интеграции разных областей научного знания;
- использование потенциала развития ребенка и возможностей конкретного микросоциума в ходе социально-педагогического процесса; своевременная корректировка и трансформация воспитательных средств для достижения конечной цели воспитания.
Реализация принципа целостности способствует упорядочению социально-педагогического процесса.
21. Принцип природосообразности – один из старейших педагогических принципов. Впервые он был сформулирован мыслителями Древнего Рима, в дальнейшем получил научное обоснование в трудах чешского педагога Я.А. Каменского (середина ХVII в.) и швейцарского педагога-исследователя И.Г. Песталоцци (рубеж ХVIII-ХIХ вв.).
Суть принципа природосообразности заключается в обосновании выбора естественного пути развития человека. Согласно этому принципу любой педагогический процесс, в каких бы условиях он ни проводился, требует соблюдения следующих условий:
- не вредить здоровью ребенка; но укреплять и поддерживать его физическое и психическое здоровье; воспитывать стремление е здоровому образу жизни;
- активизировать собственную позицию ребенка как равноправного участника педагогического процесса; содействовать самообразованию, самовоспитанию;
- учитывать зоны ближайшего и актуального развития, определяющие индивидуальные и возрастные возможности конкретного ребенка;
- при осуществлении педагогических отношений следовать логике: от простого к сложному, от незнания к знанию, от понятного к непонятному.
Принцип природосообразности рассматривается как защита подрастающего человека от возможного разрушительного влияния среды, насильственного давления, диктата.
22. Принцип гуманизма является инвариантным компонентом отношения человека к другим людям, к обществу на всех исторических этапах развития цивилизации. Его сущность состоит в приоритете общечеловеческих ценностей в личностно ориентированном педагогическом процессе. Реализация этого принципа требует соблюдения определенных условий, а именно:
- разработки социально-педагогических технологий для осуществления процесса социального воспитания на основе дифференцированного подхода к каждому ребенку;
- полного признания прав ребенка;
- создания ситуаций успешности при опоре на положительные качества личности воспитанника;
- целенаправленного осуществления гуманистического просвещения участников социально-педагогического процесса;
- обеспечения комфортности отношений участников социально-педагогического процесса с позиций этики и эстетики.
23. Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование культуры той среды, в которой происходит педагогический процесс. Для его реализации необходимо соблюдение следующих условий:
- понимать социально-педагогический процесс как составную часть культуры общества и семьи, как культурно-историческую ценность;
- максимально использовать региональную и конфессиональную культуру, народные и семейные традиции;
- обеспечивать единство национального и интернационального воспитания.
Вышеперечисленные основные принципы социальной педагогики взаимосвязаны. Их практическая реализация предполагает анализ и синтез конкретных задач; тщательный отбор содержания, методов, средств и форм; соблюдение необходимых условий при осуществлении социально-педагогической деятельности.
Профилактика – совокупность мероприятий по предупреждению нарушений.
Самовоспитание – работа человека над собой с целью формирования качеств своей личности. В самовоспитании человек выступает как субъект самовоздействия и самоуправления. Самовоспитание предполагает достаточно высокий уровень развития самосознания, а также способность к самонаблюдению, самоконтролю и самоанализу своих поступков, сравнению себя с другими и формированию адекватной самооценки. Самовоспитание выражается в стремлении к самопознанию и самосовершенствованию. В детские годы самовоспитание находится в зачаточном состоянии и его проявления неразрывно связаны с воспитательными воздействиями педагогов и родителей. Интенсивное развитие самовоспитания начинается в подростковом возрасте в связи с формированием «чувства взрослости» и повышенной критичности подростка к воспитательным воздействиям взрослых. В юношеском возрасте, а затем в зрелые годы самовоспитание становится главнейшим фактором социализации личности. Источником и движущей силой самовоспитания является диалектическое противоречие между самооценкой реального «Я» («Я-концепция») и идеальным «Я». По мере развития личности изменяются ее идеалы, что обусловливает непрерывность и беспредельность процесса самовоспитания в развитии личности.
Семья– ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными (биологическими, хозяйственными) и духовными (нравственными, правовыми, психологическими, эстетическими) процессами.
Типы современной семьи: 1. Молодая семья. Основа ее нравственного мира – поиски общих идеалов, обретения единых потребностей и мотивов семейной жизни. «Пик» разводов в таких семьях приходится на возраст 30-34 года. 2. Материнская семья. В нее входят женщины от 15-19 лет и 40-44 года. Первые характеризуются наивностью и неопытностью, другие – зрелым решением – уйти от одиночества. 27 % детей таких матерей находятся в доме ребенка. 3. Многодетная семья. В нее входят: – люди, сделавшие сознательный выбор; – обстоятельства (рождение двойни, тройни, боязнь прервать беременность); – слияние двух неполных семей; –проявление неблагополучия, где дети – средство добывания определенных благ.
В эпоху социальной нестабильности усиливается роль семьи как фактора социализации и воспитания человека. В то же время появляются трудности, которые заключает в себе проблема воспитания семьянина:
1. Во многом утрачены традиции российского семейного воспитания и его нравственные ценности, что затрудняет опору в воспитании семьянина в национальных традициях.
2. По статистическим данным в городской среде около половины семей распадается. В таких условиях ценность семейных отношений ребенком часто не ощущается.
3. Явственно обозначилась тенденция к снижению рождаемости.
4. Низок уровень сексуальной культуры общества в целом и родителей современных школьников, в частности. Обесценились такие понятия как «целомудрие», «супружеская верность», «женственность», «девичья честь», «родительский долг».
5. Занятость родителей приводит к отчуждению от школьных и жизненных проблем детей, в том числе и проблем воспитания семьянина. Увеличивается «закрытость» семьи, ее нежелание сотрудничать со школой.
6. Исчезли из социально-педагогической практики формы, позволяющие учебному заведению вторгаться в семейную жизнь или привлекать общественность, оказывая воздействие на «трудные семьи».
Основной идеей в деле воспитания человека в роли семьянина может быть идея гармонизации, согласования целей и интересов ребенка, семьи и школы. Идея гуманизации семейных отношений возможна при условии равноправного партнерства школы и семьи.
Ситуация– совокупность внешних обстоятельств, побуждающих личность к определенной активности.
Социализация– это воспитательный потенциал общества и его влияние на подрастающее поколение. Это процесс включения подрастающего поколения в систему социальных ролей, детерминированных социально-экономическим строем данного общества, путем активного освоения и развития существующих систем ценностей и норм поведения.
Социализация в спорте – процесс формирования личности спортсмена, аккумулирующий ценности, нормы, традиции, идеалы и правила спортивного поведения, которые накопила и создала его спортивная команда и которые детерминирует тренер. В процессе социализации в спорте происходит не только преобразование различных этических, нравственных качеств спортсмена, но и непременное обязательное накопление индивидуального опыта социальной жизни в спорте и в своей спортивной команде. Наиболее важными интегральными механизмами социализации спортсмена являются научение, подражание, имитация, рефлексия, эмпатия – сопереживание. Посредством указанных механизмов происходит освоение и присвоение опыта данной спортивной общности, сохранение и передача этого опыта последующим поколениям спортсменов. Существенным признаком процесса социализации является формирование самосознания у спортсмена. Косвенно об уровне социализации можно судить по показателям мотивации достижений, самооценке и уровню притязаний спортсмена.
Социализация личности в спорте.В физической культуре и спорте имеется целая совокупность общественных отношений, начиная с тренировки и кончая состязанием. Как особый вид социальной деятельности физическая культура и спорт связаны с воспроизводством самого человека. Особенно ярко проявляются общественные отношения в системе спортивных соревнований, которые можно рассматривать как особую форму социальной активности, в процессе которой создаются такие социальные ценности, как спортивная победа, престиж определенной общности людей, зрелище, сопереживание и т.п. Понятие «вовлечение в спорт» самым тесным образом связано с понятием «спортивная социализация» в том смысле, что принятие определенной роли означает начало этого процесса. Поэтому проблема «спортивной социализации» отвечает на вопрос, до какой степени вовлечение в спорт может оказать влияние на социально желательное развитие личности соревнующихся и участников спортивного движения и до какой степени это способствует социальной интеграции на различных уровнях общественной жизни. Главное в социализации личности человека средствами физической культуры и спорта заключается в использовании физического воспитания для нравственного, эстетического воспитания физкультурника и спортсмена, для превращения человека в творческую личность.
Социальная активность– системное свойство личности, отражающее ее позиции и отношения к общественно значимым ценностям. Социальная активность характеризуется направленностью на определенную деятельность, цели. Интенсивность социальной активности может быть выражена в разной степени – от сильной творческой позиции и инициативного отношения к избранной цели, целям и соответствующим деятельностям до практически пассивного, созерцательного отношения и позиции. Наиболее отчетливо степень социальной активности представлена в комплексе отношений человека, раскрывающего сущность его характера.
Социальная группа – единица социальной структуры (строения общества) в соответствии с видом структуры общества (классовым, профессиональным, демографическим и т.д.).
Социальная педагогика – гуманистическая область знаний, связанная с исследованием проблем человека в среде, целостности формирования личности в среде, культуросообразности окружающей среды.
Цель социально-педагогической подготовки социального работника – научить рассматривать человека в обществе, в социуме как открытую социально-педагогическую систему, применять методологию и теорию в различных областях социальной работы.
Методология социальной педагогики – философское направление научного познания, указывающее пути функционирования всего общества, его групп и развитие отдельной личности, индивида в конкретных историко-культурных условиях общества, а также пути исследования воздействия отдельных групп на социальное формирование личности. Социальная педагогика, являясь методологической базой социальной работы с человеком, обеспечивает необходимый педагогический компонент, поэтому в своем прикладном содержательном контексте интерпретируется как педагогика социальной работы.
Назначение социальной педагогики – преодолеть отрыв (в воздействии объективных и субъективных факторов на формирование личности) от философии, социологии, приблизить педагогические исследования, теорию педагогики к конкретным социокультурным условиям жизни общества. В разных странах существовали различные концепции и принципы социальной работы. Основной областью своей деятельности социальные работники всего мира уже на самых ранних этапах избрали «личность в среде» (с упором на личность человека и его семью) и «среда – личность» (с акцентом на социальные условия, окружающие личность и семью) или «личность в ситуации».
.
Социальная политика – это принципы и виды социальной деятельности, направляющие и регулирующие отношения между индивидами, группами, общинами, социальными институтами. Они основаны на ценностях и обычаях социума и в основном обуславливают распределении ресурсов и уровень благополучия членов социума.
Социальная помощь– система специальных мер, осуществляемых службами помощи и направленных на поддержку и содействие человеку, семье или группе в преодолении их личных сложных жизненных ситуаций, которая побуждает их к активной самопомощи в создании или сохранении достойных и комфортных условий жизни и личностного развития.
Социальная работа– это профессиональная деятельность, осуществляемая специалистами и их помощниками и направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию, через информирование, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, социальную реадаптацию, уход и обслуживание больных, одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по разрешению трудных ситуаций и помогающая им в этом.
Объектом социальной работы является любой человек, добровольно обратившийся за помощью, и тот, кто нуждается в ней.
Социальная ситуация развития спортсмена– специфическое для каждого возраста сочетание социальных факторов психического развития, то есть своеобразие социальной среды и положения человека в ней, особенности обучения и воспитания, собственной активности личности, ее внутренней позиции. Социальная ситуация развития спортсмена в каждом возрасте характеризуется целым комплексом дополнительных условий (по сравнению с неспортсменами), оказывающих влияние на его политическое развитие. Наиболее существенными среди них являются социально-психологические особенности избранного вида спорта, этап спортивной подготовки, конкретные особенности ее содержания и методики, отношения между спортсменом и тренером, социально-психологический климат спортивной команды, статус спортсмена в команде, его внутренняя позиция по отношению к целям спортивной деятельности и др.
Социальная служба – система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специализированных видов работ (правовая, педагогическая, психологическая и иные виды помощи).
Социальная средапонимается как объективно пережитая человеком объективная реальность, это своеобразный показатель усвоенной им культуры, уровня его социального развития, уклада жизни, меры участия в жизни общества.
Социальное благополучие складывается из национальной системы программ, ресурсов и служб, помогающих людям удовлетворять социальные, экономические, образовательные, здравоохранительные и т.п. нужды и отражающих состояние коллективного благополучия общины, общества в целом.
Социальное управление – сознательное воздействие на общественную систему с целью ее упорядочения. В социальном управлении главными компонентами управляющей и управляемой подсистем (субъекта и объекта управления) выступают люди как представители различных организаций или какие-либо организационные подразделения в целом. Специфика социального управления состоит в тесном взаимодействии его субъектов и объектов, перемене их местами, а также в множественности его субъектов. Управление создает форм