Информационно-просветительская работа
Пояснительная записка.
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента практически здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого положения – гиподинамия, нарушение экологии, общее состояние социальной среды, незнание своего организма и незнание методов увеличения физических и психических возможностей, которые необходимы для достижения «высот» будущему поколению.
В целях благоприятной адаптации ребёнка к школе и сохранения здоровья необходимо, чтобы физические возможности (резервы) организма ребёнка были адекватны уровням умственной и физической нагрузки. Пребывание в школе – это период роста и развития детей, организм которых особенно восприимчив к воздействию различных факторов среды, в том числе неблагоприятных.
Специалисты (педагог-организатор, логопед, психолог, соц. работник, учитель) проводят ежегодно валеодиагностику учеников начальной школы, цель которой определение резервных возможностей организма ребёнка к обучению в школе и выработка индивидуального маршрута сопровождения в соответствии с его психофизическими показателями. При обследовании состояния физических возможностей детей, выявлено некоторое количество учащихся, несправляющихся с требованиями стандартной программой обучения и достигло более 30%. А количество здоровых детей всего 10%. И 4,5% от всех детей исследуемого возраста (начальное звено) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и развития. Это дети, имеющие разные по степени и характеру выраженности нарушения в физическом и психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений. Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Для устранения такой проблемы и оказания помощи, в школах вводят коррекционно-профилактические занятия по различным направлениям.
КОРРЕКЦИЯ – это система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психологического и физического развития.
Цель коррекционной программы в рамках стандартов.
Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. То есть, устранение причин, из-за которых дети испытывают трудности в обучении в усвоении тех или иных предметных ЗУНов.
Задачи коррекционной программы.
· своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
· определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ (специальные условия обучения и программы);
· осуществление индивидуально ориентированной помощи психолого–медико-педагогической помощи детям с ОВЗ;
· разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация занятий для детей с выраженными нарушениями в физическом и психическом развитии;
Основные направления работы в рамках коррекционной программы.
Диагностическая работа.
- выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
- выявление уровня актуального развития;
- определение зоны ближайшего развития каждого ребёнка;
- определение особых образовательных потребностей;
- подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья обследуемого ребёнка;
- разработка рекомендаций по выбору форм обучения, адекватных возможностям данного ребёнка;
- рекомендации педагогам для обеспечения индивидуального подхода;
- мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы.
Коррекционно-развивающая работа.
- выбор оптимальных коррекционных программ и методик, методов и приёмов обучения;
- организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий;
- коррекция и развитие высших психических функций;
- развитие эмоциональной и личностной сфер, осуществление психокоррекционных мероприятий в отношении детей риска поведенческих нарушений;
- профилактика физических интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов, школьной дезадаптации;
- формирование универсальных учебных действий;
- развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность;
- формирование учебной мотивации.
Консультативная работа.
- выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с ребёнком;
- консультирование специалистами педагогов по выбору методов обучения;
- консультативная помощь семье.
Информационно-просветительская работа.
- различные формы просвещения педагогов, родителей, по вопросам сопровождения детей с ОВЗ;
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ.
Задачи руководителя.
· разработать содержание и план реализации индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи;
· в описании содержания коррекционной работы отразить взаимодействие педагогов, воспитателей, специалистов образовательного учреждения (психолога, социального педагога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, других педагогов), специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников.
Участники программы.
Программа предлагается для учащихся 1-4-х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе УВП. В реализации программы участвуют все: учащиеся, родители, педагоги, социальный педагог, психолог, медицинская сестра, логопед, педагог-организатор по валеологии.
Ожидаемые результаты.
1. Устойчивая мотивация школьников к ЗОЖ, готовность учащихся к реализации личностного потенциала.
2. Улучшение состояния здоровья детей, сокращение количества простудных и вирусных заболеваний и болезней внутренних органов.
3. Улучшение осанки школьника, сокращение заболеваний глаз.
4. Укрепление и оздоровление социально-психологического климата в школе.
5. Оптимизация учебного и воспитательного процесса.
6. Человек здоровый физически, психически, нравственно, с развитым мышлением, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни.
В программе также даётся описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
- безбарьерной среды их жизнедеятельности;
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- специальных методических пособий и дидактических материалов;
- технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь и др.
В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником основной общеобразовательной Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтверждённых в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирования практически-ориентированных навыков.