Этиология нарушений речи у детей и взрослых. Профилактика нарушений речи у детей
Термин этиология — греческий и обозначает учение о причинах (atia — причина, logos — наука, учение).
Понятие «этиология» является философской категорией, поэтому очевидна его связь с развитием философии.
Еще в глубокой древности греческий философ и врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) видел причину ряда речевых расстройств, в частности, заикания, в поражении мозга.
Другой греческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), связывая процессы речеобразования с анатомическим строением периферического аппарата, усматривал причины речевых расстройств в нарушениях последнего.
Т.о., уже в исследованиях античных ученых наметились два направления в понимании причин речевых нарушений:
- первое, исходившее от Гиппократа, в возникновении речевых расстройств – поражение головного мозга;
- второе, берущее начало от Аристотеля – нарушение периферического аппарата.
На последующих этапах изучения причин речевых расстройств сохранились эти две т.зр.
В 1861 г. французский врач Поль Брока показал наличие в головном мозге поля, спец-но относящееся к речи, и связал потерю речи с его поражением. В 1874 г. аналогичное открытие было сделано Вернике: установлена связь понимания с сохранностью определенного участка коры головного мозга.
Наиб.интенсивно вопросы этиологии начали разрабатываться с 20-х гг. прошлого столетия. В эти годы отеч.исследователи делали первые попытки классификации речевых нарушений в зависимости от причин их возникновения. Так, Сергей Мартьянович Доброгаев (1922, врач-невропатолог. профессор) среди причин речевых нарушений выделял «заболевания высшей нервной деят-ти», патологические изменения в анатомическом речевом аппарате, недостаточность воспитания в детстве, а также «общие невропатические состояния организма».
Михаил Ефимович Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие.
Он также выделил: органические – анатомо-физиологические, морфологические;
функциональные – психогенные;
социально-психологические и психоневрологические причины.
К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения
+ различные органич.нарушения периферических органов речи.
Им были выделены органич.центральные – поражение мозга и
-----------периферические – поражения органов слуха, расщепление неба и др.изменения артикуляционного аппарата.
Функциональные причины Хватцев объяснил учением И.П.Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС.
К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти, внимания и др.расстр-ва психических функций.
Важную роль Хватцев отводил и социально-психологическим причинам, понимая под ними различные неблагоприятные влияния окружающей среды.
Большие достижения в области биологии, эмбриологии, теоретической медицины, позволили углубить представления об этиологии речевых расстройств и показать значение экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) вредностей в их возникновении.
Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.
Концепция развития психики, разработанная Львом Семеновичем Выготским, составляет методологическую основу изучения причин нарушений речевого развития в детском возрасте. Подчеркивая связь психического развития с воздействием окружающей среды, он ввел понятие социальной ситуации развития. Она представляет собой сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, являющихся специфичными для каждого возрастного этапа.
В основе созревания речевой функциональной системы лежит афферентация, т.е. поступления из внешнего мира через различные анализаторы, в перв.очередь слуховой анализатор, разнообразных сигналов и прежде всего – речевых. Источником слуховой афферентации является взрослый, к-рый общается с ребенком. В связи с этим роль речевого окружения очень велика, и их недостаточность м.быть одной из основных причин, нарушающих формирование речи.
Для нормального речевого развития ребенка общение д.быть значимым, проходить на эмоц-но положительном фоне и побуждать его к ответу. Детям недостаточно просто слышать звуки (радио, магнитофон, телевизор) – необходимо прежде всего прямое общение со взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности.
Любое общее или нервно-психическое заболевание ребенка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития. От сюда правомерно разграничивать дефекты формирования и дефекты сформированной речи, считая 3-х летний возраст их условным подразделением.
При оценке нарушений речи у детей важно учитывать так называемые критические периоды, когда происходит наиб.интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, в связи с чем появляются повышенная ранимость нервных механизмов речевой деятельности и риск возникновения нарушений.
Выделяют три критических периода в развитии речевой функции:
· первый (1-2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются оснвы коммуникативного поведения и движущей их силой становится потребность в общении.
В этом возрасте происходит наиб.интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока, критическим периодом которого является возраст ребенка 14-18 мес. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.
· второй (3 года), когда интенсивно развивается связная речь и происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе ЦНС. Возникающая некоторая рассогласованность в работе ЦНС приводит к изменению поведения, наблюдаются упрямство, негативизм и т.д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития.
Возникающее на этом этапе заикание м.быть обусловлено возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой системы и психических функций. В лит-ре они иногда обозначаются как эволютивные, т.е. связанные с возрастной фазой развития: напр., «эволюционное заикание».
· третий (6-7 лет) – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на ЦНС ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.
Любые нарушения речевой ф-ции, в эти периоды проявляются наиб.сильно + могут возникнуть и новые речевые расстройства.
Критические периоды играют роль предрасполагающих условий, они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с др.неблагоприятными факторами – генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и т.д.
В возникновении речевых расстройств большая роль принадлежит экзогенно-органическим факторам.По классиф.Хватцева они м.быть:
- органическими центральными: поражение головного мозга;
- -------------------- периферическими: под влиянием неблагоприятных
внутриутробных факторов нарушается морфологическое развитие периферического речевого аппарата.
Под экзогенно-органическими факторамипонимают различные
неблагоприятные воздействия (инфекции, травмы, интоксикации) на ЦНС ребенка и на его организм в целом.
В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют:
• внутриутробную патологию или пренатальную: воздействие в период внутриутробного развития;
• повреждение при родах – натальная патология;
• воздействие различных вредных факторов после рождения – постнатальная патология.
Внутриутробная патология часто сочетается с повреждениями нервной
системы ребенка при родах. Это сочетание в совр.медици.лит-ре обозначается термином перинатальная патология (ПП). ПП м.быть обусловлена заболеваниями матери во время беременности, инфекциями, токсикозами, акушерской патологией.
Ведущее место в ПП нервной системы занимают асфиксия и родовая травма, к-рые усугубляют нарушения развития плода, возникшие внутриутробно.
Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток. Внутричерепные кровоизлияния могут захватывать и речевые зоны коры головного мозга, что влечет за собой различные нарушения речи коркового генеза (алалия).
При локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают преимущественные нарушения звукопроизносительной ее стороны – дизартрии.
В этиологии речевых нарушений у детей определенную роль может
игратьиммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору, системе АВО и др.антигенам эритроцитов), что приводит к специфическим нарушениям речи в сочетании с нарушениями слуха.
Нарушения внутриутробного развития плода – эмбриопатии – могут возникать в связи с вирусными заболеваниями, приемом лекар-ных препаратов, алкоголизмом, курением во время беременности.
Токсикозы беременности, недоношенность, недлительная асфикция в родах вызывают нерезко выраженные миним.органич-кие повреждения мозга (ММД). Для них харак-но недостаточность внимания, памяти, моторные нарушения, расторможенность, различные речевые расстройства.
Т.обр., при оценке роли экзогенно-органического фактора в возникновении речевых расстройств в детском возрасте необходимо учитывать: - время, характер и локализацию повреждения;
- особенности пластичности нервной системы ребенка;
- степень сформированности речевой функции в момент повреждения мозга.
Определенное значение в этиологии речевых нарушений у детей имеют и наследственные факторы. Часто они явл-ся предрасполагающими условиями, к-рые реализуются под влиянием неблагоприятных воздействий. Так, напр., ринолалия, обусловленная расщелиной неба, в 10-30% м.быть связана с наследственными факторами. По данным С.А.Гриднева, наследственная отягощенность среди заикающихся составляет 17,5% + отмечается роль наследственных факторов в возникновении нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии).
Итак, этиологические факторы, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Наиб.часто встречается сочетание:
• наследственной предрасположенности;
• неблагоприятного окружения;
• повреждение и/или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов.
Анализ этиологии речевых нарушений помогает разграничению:
- «первичных» речевых расстройств, связанных с поражением или дисфункцией речевых механизмов;
- от «вторичных», наблюдаемых у детей с нарушениями интеллекта или сенсорными дефектами + при различных текущих заболеваниях ЦНС.