Особенности развития и воспитания детей второго года жизни

В условиях правильного гигиенического ухода, питания и воспитательных мероприятий дети второго года жизни за каждый месяц прибавляют в весе 170—190 г, вырастают на 1 см. К двум годам вес ребенка в среднем достигает 12—12,7 кг, рост — 85—86 см. У двухлетнего ребенка — 20 молочных зубов. Увеличивается работоспособность нервной системы: в первом полугодии дети могут активно бодрствовать 3—4 час., во втором — 4—5 час. Соответственно уменьшается суточное время сна — с 14 до 12,5 час.

В первые 2—3 месяца второго года жизни сохраняются особенности физического и психического развития, характерные для предшествующего этапа. Совершенствуются уже приобретенные ебенком движения, действия с предметами, речевые реакции. В это время в основном продолжается педагогическая работа, начатая с детьми в конце первого года жизни. Темп психического и физического развития детей на втором году жизни менее интенсивен, чем на первом. Поэтому «Программа воспитания в детском саду» предусматривает изменение режима дня, задач и методов воспитания не поквартально (через каждые 3 месяца), а по полугодиям. Группа второго года жизни комплектуется детьми в возрасте от 1 года до 2 лет. Детей до 1,5 лет должно быть не более 1/3 списочного состава: если в группе 18 малышей, то детей первого полугодия должно быть примерно 6, второго — 12.

В этом возрасте у детей увеличивается продолжительность бодрствования. До 1,5 лет дети могут

бодрствовать 3—3,5 часа, после 1,5 лет — 5 час. Дети первого полугодия спят днем 2 раза: по 2—

2,5 часа и 1—1,5 часа; после 1,5 лет — один раз 2,5—3 часа.

Перевод детей на режим с однократным дневным сном совершается постепенно, в течение нескольких месяцев. Сначала, в 1 год 3 месяца — 1 год 5 месяцев, укладывание на первый дневной сон отодвигается на более позднее время — вместо 9 час. 30 мин. в 10 час. Если дети, уложенные на второй дневной сон, подолгу не засыпают, их к 1 году 5—8 месяцам (в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния здоровья) переводят на одноразовый, более продолжительный дневной сон. Вначале переведенные на этот режим дневного сна дети чувствуют себя хорошо, но постепенно у них накапливается утомление, вызванное увеличением отрезка бодрствования: они плохо едят во время обеда, иногда засыпают за столом, становятсявозбудимыми. В этом случае детей следует временно вернуть на режим с двумя дневными снами, а спустя примерно две недели снова перевести на одноразовый дневной сон. Комплектование группы детьми первого и второго полугодия позволяет разделить ее на две подгруппы: во время бодрствования одной другая подгруппа спит. Это дает возможность больше внимания уделить детям, которые еще очень нуждаются в помощи взрослых. Выполнение режима в группе второго года имеет свои трудности, поэтому очень важно четко распределить обязанности между воспитателем и няней.

Все режимные процессы должны проводиться с учетом принципа постепенности. Это значит, что воспитатель или няня включают в процесс столько детей, сколько одновременно могут обслужить,а каждый ребенок должен затратить на режимный процесс столько времени, сколько требуетсяему одному, а не всей группе детей. Остальное время он должен играть. Малышей до 1,5 лет поднимают и кормят постепенно по мере пробуждения по 3—4 человека. Дети после 1,5 лет завтракают, обедают и ужинают все вместе.

Во время кормления, одевания, туалета дети привлекаются к посильной самостоятельности. К 1 году 3 месяцам они начинают пользоваться ложкой, в 1,5 года — самостоятельно едят, по напоминанию воспитателя вытирают рот салфеткой, задвигают стульчик, выходя из-за стола, и т. п. Детей учат при умывании подставлять руки под струю воды, принимать участие в вытирании лица и рук, проявлять активность при одевании и раздевании. К двум годам дети должны уметь самостоятельно есть все виды пищи, знать свое место за столом, правильно пользоваться салфеткой, отодвигать и задвигать стул, выходя из-за стола. Во время переодевания дети снимают колготки, штаны, ботинки. Эти действия они осуществляют под руководством и при помощи взрослого.

К концу первого года жизни ребенок начинает ходить, говорить, действовать с предметами. Эти предпосылки определяют его развитие на втором году жизни. Поэтому ведущими умениями являются: совершенствование ходьбы, развитие действий с предметами, возникновение сюжетной игры, становление речи и на ее основе формирование взаимоотношений со взрослыми, потом сослышимым звукам, словам. Надо воспитывать у него умение слушать и воспроизводить слышимое. Для этого следует, как и на первом году, поддерживать лепет ребенка, устраивая с ним перекличку звуками, вызывать его на подражание легким звукосочетаниям («топ-топ») и на подговаривание («шш-уу, полетели», «гуси-гуси — га-га-га»), учить его по просьбе взрослого отвечать: «Как тикают часы? Тик-так. Скажи: «Тик-так». Чтобы вызвать у ребенка подражание словам, можно давать ему образцы облегченных слов, но произносить их в сопровождении правильных, например: «Спи, ляля, бай-бай». Как только у ребенка появится легкость подражания слышимым словам (примерно с 1 года 3—4 месяцев), надо перейти в общении с ним к обычной правильной речи. К ребенку после полутора лет нужно обращаться с различными словесными поручениями, давая образец для подражания: «Пойди позови Галю, скажи: «Галя, иди гулять».

Активная речь ребенка будет развиваться при условии, если у него есть потребность в общении со взрослыми. Она возникает, когда взрослый, часто и по разным поводам обращаясь к ребенку, разговаривает с ним. В этом случае у малыша устанавливается эмоциональный контакт со взрослыми. Помогают этому контакту веселые игры, чтение потешек («Поехали-поехали», «Сорока-белобока»). Но сводить все лишь к эмоциональному общению нельзя. Ценнее общение, основанное на деятельности: во время игры, манипулирования с предметами или наблюдения за окружающим. Важно поддерживать каждое речевое обращение ребенка к взрослому, надо постараться понять и удовлетворить его просьбу. И наоборот, не отвечать на обращение жестом, мимикой. В этом случае нужно спросить: «Что ты хочешь? Машину? Скажи: «Машина». Надо ставить ребенка в положение, вынуждающее что-то сказать.

Занятия

В условиях детского учреждения нельзя обеспечить разностороннее развитие всех детей группы, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельной деятельности. В этом случае может оказаться, что дети более активные, часто по своей инициативе обращающиеся к взрослому, будут узнавать больше, а менее активные и часто нуждающиеся во внимании окажутся в стороне. Поэтому для всестороннего развития детей следует проводить организованные занятия, которые являются экономной (объединено несколько детей) и эффективной формой обучения.

Во второй группе раннего возраста (от 1 года до 2 лет) занятия планируются раздельно для двух возрастных подгрупп. В первом полугодии проводится каждый день по одному занятию и в основном индивидуально или с небольшим числом детей (5— 6 человек); во втором — занятия планируются по подгруппам с учетом пятидневной недели по два в день. Распределяются они следующим образом: по развитию речи и ознакомлению о окружающим - 4 с дидактическими игрушками и строительным материалом - 3 по развитию движений -

музыкальное -

Число детей, участвующих в занятии, зависит от ряда условий. Вся возрастная подгруппа детей (6—12 человек) может участвовать в занятии при непринужденной форме его организации (экскурсия по группе); в случае, когда действия детей основаны на подражании (музыкальные), а также если ведущая деятельность — зрительное восприятие (инсценировки с игрушками, организованное наблюдение за окружающим). Обучение детей предметной деятельности, речевые занятия (рассматривание картинок), занятия с физкультурными пособиями, где есть момент ожидания, проводятся с половиной каждой возрастной подгруппы (3—6 детей). Длительность занятий также зависит от их содержания. Занятия со сменой видов деятельности могут продолжаться до 10—15 мин.; требующие же сосредоточенного внимания — от 5 до 8 мин.Уровень развития детей, объединенных в одну подгруппу, должен быть примерно одинаковым. Вновь поступивших малышей к занятиям привлекают постепенно. Кроме специфических задач, во всех видах занятий ставится цель — научить детей заниматься: слушать, отвечать, сохранять рабочую позу.

На занятиях с дидактическими игрушками решаются задачи моторного и сенсорного характера. В работе с детьми до 1 года 3 месяцев прежде всего ставятся задачи моторного характера: научить детей катать шарики, нанизывать кольца на стержень, класть друг на друга и в ряд кирпичики, перекладывать предметы (в мисочки, ведра), открывать и закрывать коробки, матрешки и т. д.

(Сборные игрушки должны легко открываться, разбираться; размер их должен быть таким, чтобы ребенок мог легко охватить их ладошкой.)

По мере развития детей в занятия включаются задачи сенсорного, конструктивного, предметно- орудийного характера, которые постепенно усложняются. Сначала малыши учатся нанизыватькольца двух контрастных размеров: все большие, потом все меньшие. Затем добавляются кольца среднего размера, и наконец, дети собирают пирамидку из 5—6 колец смежных размеров.

Подобным образом они учатся действовать с матрешкой.

Существенное значение в проведении занятий имеет объяснение взрослого, называние им предметов, действий, качеств, отношений, показ с использованием метода пассивных движений. Постепенность в усложнении задач соблюдается и при ознакомлении детей с цветом. Вначале дается одноцветный материал, позже — выбор из двух цветов (положить-красные палочки в красный стаканчик, синие — в синий), потом предметы трех цветов. В два года дети должны уметь выбрать предмет нужного цвета из четырех разных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.

В занятиях со строительным материалом малыши учатся ставить кубики, кирпичики друг на друга (башня), потом рядом (дорожка, поезд, забор). Детей обучают располагать кубики, кирпичики в разном пространственном отношении друг к другу (лестница, кровать, диван). Постепенно вводятся постройки из разных форм (стол и стул вместе). На заключительном этапе детей обучают умению делать перекрытия (скамейка, ворота, дом). В конце занятия они каждый раз получают сюжетные игрушки (посуду, кукол, матрешек, машины) для обыгрывания построек. Этот вид занятий планируется с учетом разных темпов развития понимания и активной речи у детей в первом и втором полугодии второго года жизни. В первом полугодии содержание занятий должно быть направлено больше на развитие пассивного словаря, во втором — на усложнение собственной речи детей.

С целью развития понимания малышами речи широко используется показ предметов с называнием и моментами сюрпризности — внезапного появления игрушек. Многолетний опыт практиков позволил создать разнообразные варианты демонстрации игрушек, предметов: «Кто в домике живет», «Карусель», «Катание игрушек с горки» и т. п. Сначала детей знакомят с одним, потом с несколькими предметами, учат выбирать названный предмет из группы, к контрастным добавляют похожие, учат различать их, объединяют несложным сюжетом. Когда дети научатся различать реальные предметы, игрушки, их заменяют изображениями на картинке. Показ их от занятия к занятию усложняется по тому же принципу, что и демонстрация игрушек.

Речь детей активизируется приемами речевого подражания («Как кричит петушок, лает собачка?»). Они включаются во все виды занятий. Часто дети, захваченные зрелищем, не слушают воспитателя, отвлекаются, не реагируют на его просьбу произнести то или иное слово,— в этом возрасте им трудно одновременно слушать и товорить. Хороший результат дает разговор об игрушке в ее отсутствии. Надо ставить ребенка перед необходимостью говорить. Например, детям показали красивую куклу, они рассмотрели ее наряд, поиграли с нею, после чего куклу прячут.

Детям хочется снова ее увидеть. Воспитатель предлагает: «Позовите лялю, скажите: «Иди, иди, ляля».

Во втором полугодии наряду с расширением запаса понимаемых слов следует большое внимание уделять активизации словаря детей. С этой целью им задают вопросы. Вначале они отвечают односложно. Воспитателю следует формулировать вопросы так, чтобы дети, отвечая на них, пользовались знакомым словом в разных ситуациях: «Кто сидит? Чья кровать? Кто спит? Где платья?» и т. д. В других случаях, наоборот, ребенку задают один и тот же вопрос по поводу разных предметов, действующих лиц: «Кто спит?» (ляля, собачка, кошка). Такие вопросы подводят детей к обобщениям объектов и их действий. Этому способствует подбор соответствующих картинок.

После полутора лет, используя лексические образцы и вопросы, надо стимулировать развитие у детей фразовой речи. Занятия по развитию речи планируются на неделю. В течение месяца каждое занятие с усложнениями повторяется 4—6 раз. Всякое нововведение следует повторять чаще хорошо освоенного. Задачи по развитию речи детей в этом возрасте решаются не только на специальных речевых занятиях, но и во всех других их видах.

Организация игр

Самостоятельная деятельность детей второго года жизни становится более разнообразной: это действия с предметами и строительным материалом, движения, наблюдения, игры с сюжетными игрушками. Организуя ее, воспитатель заботится о соответствующих игрушках и пособиях, которые должны удовлетворить интерес детей к разным видам деятельности. Развитию действий с предметами способствуют дидактические игрушки (пирамидки, бочонки, вкладыши, шаробросы, формочки для песка, средний строительный материал), развитию движений — мячи разных размеров, машины, тележки, каталки, из пособий — лесенка-горка, доскиразной ширины и длины, бревно и т. п.

Для сюжетной игры необходимы куклы и другие образные игрушки среднего размера, наборы крупной посуды, некоторые предметы кукольной мебели (стол, стул, кровать). Мебель должна быть крупной и прочной, так как дети часто усаживаются на нее сами. Нужно иметь предметы для ряжения (косынки, передники), лоскутки для завертывания кукол.

Игрушки размещаются по видам деятельности в разных частях комнаты. Определенное место хранения игрушек приучает детей к порядку, воспитывает организованность и самостоятельность. Малыши сами могут найти необходимый для продолжения игры предмет. Хорошо располагать игрушки комплектами: рядом с куклой положить одеяло, расставить на столике посуду; в тележку положить кирпичики, посадить куклу или другую образную игрушку. Это поможет ребенку использовать в игре не один, а несколько предметов, что усложнит игру. Организуя деятельность детей, надо, следить, за тем, чтобы они использовали игрушки по назначению, не отвлекались, доводили до конца начатую игру. Воспитатель принимает участие в детских играх, создает условия для активного участия в них всех детей. Во время самостоятельной деятельности малыши должны быть спокойны, заняты, активны. На протяжении второго года жизни игровые действия детей заметно усложняются. В начале года

они воспроизводят лишь разученные действия, причем преимущественно на тех игрушках, с которыми действовал воспитатель. Постепенно ребенок учится переносу действий с одних игрушек на другие. После полутора лет благодаря умению подражать дети начинают включать в игру действия, самостоятельно подмеченные в жизни. Так у ребенка возникает отобразительная деятельность, но сюжетной игры еще может не быть, поскольку дети часто не заботятся о правильной последовательности действий, их привлекает сам процесс игры. Возникновению сюжетной игры, установлению взаимосвязи и взаимопоследовательности действий помогают показы-инсценировки с сюжетными игрушками. В заключительной части инсценировки следуетдавать детям предметы, аналогичные тем, с которыми действовал воспитатель во время показа. Показы-инсценировки способствуют уточнению представлений у малышей и усложнению сюжетной игры.

В конце второго года жизни в действиях детей можно подметить элементы сюжетной игры. Они выполняют игровые действия в логической последовательности; общаясь друг с другом, воспроизводят действия, которые обычно проделывает с ними взрослый: кормят, лечат, причесывают. В игре начинают использовать не только игрушки, но и заменители реальных предметов (кубик вместо мыла).

Руководя самостоятельной деятельностью детей, надо стараться формировать у них потребность по разным поводам обращаться к воспитателю: попросить помочь в игре, дать нужную игрушку,привлечь внимание к чему-то интересному. Кроме того, следует приучать детей выполнять требования взрослых, правила поведения: не отнимать игрушку у другого ребенка, уметь подождать, пока другой поиграет.

На втором году жизни продолжают формироваться взаимоотношения ьгежду детьми. Для создания у них положительного отношения друг к другу следует предупреждать возникновениеконфликтов. Конфликты довольно часто возникают между детьми потому, что у них еще плохо развита речь, они не могут объяснить свое желание, а игрушка в руках другого ребенка всегда привлекательна. Иногда отрицательное отношение к сверстнику является следствием интереса к его деятельности и вместе с тем неумения действовать вместе.

Из положительных форм раньше всего проявляется эмоциональное общение. Дети второго года улыбаются друг другу, охотно играют в разученные с воспитателем игры (прятки, догонялки). Опираясь на доброжелательное отношение малышей друг к другу, следует начинать формировать

у них предпосылки совместной деятельности: умение спокойно действовать рядом со сверстником, сосредоточенно заниматься своей игрой, не мешая другому ребенку, иными словами, формировать игру рядом.

А. П. Усова отмечала несколько форм взаимодействия детей 1,5—2 лет в играх рядом. Так, при механическом взаимодействии дети, играя индивидуально, воспроизводят разнородные действия.

Взаимодействие возможно и на основе интереса друг к другу, к содержанию игры. Учитывая это, взрослый должен учить детей согласовывать свои действия. Организуя игру и наблюдая за ней, воспитатель создает ситуацию, где детям приходится подождать своей очереди, например прикатании тележки; предлагает каждому ребенку выполнить какое-либо задание: одному накладывать кубики в машину, другому — возить, третьему — снимать; дает поручения: «Пойди, дай Оле мячик» и т. д.

В этом возрасте ребенок должен хорошо понимать значение слов «нельзя», «можно» (нельзя играть некоторыми вещами, ломать игрушки, отнимать их, кричать и т. п.). Когда требование или желание ребенка невыполнимо, а причину отказа он еще не может понять, его следует отвлечь, переключить внимание на другой объект

Наши рекомендации