Педагогика как гуманитарная область знания. Объект, предмет, функции
Становление и развитие педагогики как науки?
Педагогика – это наука о человеке и образовании.
Педагогика – слово греч. происхождения (paida –дитя, gogike – вести), буквально оно переводиться как «деторождение» или искусство воспитания. В Древней Греции «педагогос» называли раба, который занимался обучением и воспитанием ребенка своего хозяина. В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и др. стран. Это наследие было воспринято восточными славянами одновременно с принятием христианства. В результате в Древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог» и «педагогика».На Руси как и в других странах создавалась самобытная воспитательная культура, развивающая педагогическое самосознание и потребность разрабатывать определенные правила и наставления и передавать их детям. Так на самом раннем этапе развития общества появилась потребность передавать опыт от поколения к поколению. Поэтому первоначально практика воспитания определялась как передача жизненного опыта людей старшего поколения к младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая другая деятельность человека. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, а вместе с ним усложнялись процесс и цели воспитания.
До того как зародилась письменность, педагогические суждения имели устное бытование и до наших дней дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов и крылатых выражений. Истоки народной педагогики можно найти в сказках, былинах, песнях, частушках, детских песнях, загадках и т.д.
Однако наибольший интерес представляют разные институты воспитания, существовавшие в период средневековья в Древней Руси.
«Кормильство» - своеобразная форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет ребенок передавался кормильцу, которого князь выбирал из числа воевод, знатных бояр. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение к государственным делам.
Другой институт воспитания и обучения в Древней Руси «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры.
Институт «кумовства» - трансформация «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в семье родителей. С принятием христианства «кум» и «кума» стали крестным отцом и матерью.
Позже появился институт «мастеров грамоты» - одиночек и школ «мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте: как правило, они основывали школы в семье, в домах учителей, при монастырях и церквях.
История развития русского педагогического самосознания, с точки зрения Каптерева, проходит 3 периода: церковный, государственный и общественный.
Истоки теоретической педагогической мысли содержаться в работах великих древних философов – Сократа, Платона и Аристотеля.
Мощный импульс развитию педагогики дала Эпоха Возрождения. В 1623 году англичанин Фрэнсис Бэкон вычленил педагогику из системы философских наук.
Огромный вклад в создание научных основ педагогики внес чешский педагог Ян Амос Коменский. Он обосновал необходимость обучения и воспитания сообразно природе ребенка, разработал систему принципов обучения, создал классно-урочную систему, заложил основы традиционного образования. Много прогрессивных идей было внесено Локком, Руссо, Дидро, Гербертом, Корчаком и Дьюи. Постепенно преодолевался религиозный характер образования. В 19 в. Возникают реальные и профессиональные школы, в том числе и по подготовке педагогов. Таким образом были созданы предпосылки для становления педагогики в качестве учебной дисциплины.
Заметной вехой в развитии отечественной педагогики стала теоретическая и практическая деятельность выходца из Беларуси Симеона Полоцкого. Он разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта после его смерти в 1687 году и расширила систему высшего образования в Российском государстве.
В период социалистического развития нашей страны школа стала бесплатной и общедоступной (независимо от национальности и социального положения), светской (освобожденной от влияния церкви), а общее среднее образование обязательным.
Педагогика как гуманитарная область знания. Объект, предмет, функции.
Педагогическая наука является одной из самых древних отраслей знаний и по существу не отделима от развития общества. Общественный прогресс человечества стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение людей овладевало культурно-историческими опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании.
Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. Т.о. процесс передачи культурно-исторического опыта стал необходимым и целенаправленным.
Педагогический процесс –специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого в целях передачи и освоения культурно исторического опыта, необходимого человеку для самостоятельной жизни.
Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.
Предметом педагогики является педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни. А также пути и средства передачи-получения человеком культурно-исторического опыта и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей.
Т.о.педагогика– это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы , методы, и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
Предметом современной педагогической науки выступают педагогические явления, образующие в своей совокупности педагогическую действительность, или реальность ( В процессе функционирования государства и общества, в жизнедеятельности социума, семьи, человека объективно существует то, что оказывает на людей влияние и способствует их воспитанию, обучению, образованию, развитию).
Функции педагогики
Теоретическая функция педагогики реализуется на трёх уровнях:
Описательном или объяснительном – изучение передового и новаторского педагогического опыта;
Диагностическом – выявление состояния педагогических явлении, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся.
Прогностическом – экспериментальные исследования педагогической деятельности и построения на их основе моделей преобразования этой деятельности.
Технологическая функция педагогики предлагает три уровня реализации:
Проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов;
Преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
Рефлексивный и корректировочный, предполагающие оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания.